|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая мысль древнего мира: общий обзорОколо 3000 лет назад появилось государство. В экономике этих государств приобрело государство: 1) выдающаяся роль централизованного государства, которому принадлежали земли и вода (2 необходимых фактора производства) 2) сочетание общинного натурального хозяйства и общинного товарного хозяйства 3) сочетание царского - храмового хозяйства и применение рабского труда. Все древние государства – теологические, власть – жреческая. Государь не отделялся от государства, его цель – сделать государство богаче. 4) Наличие мощного бюрократического аппарата Эти характеристики Маркс назвал главными характеристиками азиатского способа производства. Экономические рекомендации носили практический характер и не имели большого законодательного закрепления.
Др.Египет: ведущая страна в Древнем мире, т.к. была передовой и долго существовала. -применялось орошаемое земледелие -развиты торговля, кредит -государство регулирует цены -перепись населения -> налоги -таможня
Основные отрасли правления: -финансовое ведомство (по управлению собственного народа) -военное ведомство (по граблению других народов) -ведомство общественных работ (ирригационные каналы)
Среди дошедших источников – религиозная литература (в пирамидах) Источники экономической мысли – поучения Гераклеопальского царя своему сыну Мерикара (XXII век до н.э.) Фараон должен контролировать жизнь страны, защищать от других народов и заботиться как пастух о стаде.
-подавшей толпу, уничтожай ее пламя -не возвышай человека враждебного -возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам -царь велик своими вельможами
Шумеро-Аккадское царство и старо-вавилонское царство.
Существовали в Месопотамии (Двуречье) – Тигр и Евфрой. В отличие от Египта были конгломератом городских образований в XXIV вв до н.э. (Ш-А) и в XIX-XIII вв до н.э. (С-В)
Щ-А царство: -наличие в каждом городе государства (храма). Храм – центр хозяйства, который имел свою земельную собственность, организатор ирригационных работ -большая зависимость населения от регулирования водоснабжения и привлечение населения к общественным работам
Храмовая земля состояла из 3х частей: обрабатывается рабами, которым за работу выдавалось натуральное довольствие служебные наделы, своеобразная плата должностным лицам земля, сдаваемая в издольную аренду с долей урожая (1/5 часть)
Главная форма хозяйства – хозяйство верховного жреца. Велся тщательный учет РС, средств производства, проводились обмены полей и кадастры (количество и особенности почв)
С-В царство: -возникновение частных собственностей и арендных отношений -> община входит в товарный обмен -возникает необходимость государственного регулирования частно-правовых отношений с целью защиты свободных общинников с помощью законов
Законы царя Эшнунны (XX век до н.э.) -царя Липит Эштары -царя Хаммурапи (XVIII в до н.э.)
Наиболее популярен сборник законов Хаммурапи (объединение Месопотамии в единое государство – Вавилонию) -высечены на черном базальтовом столпе с богом солнца и справедливости (мамаш) -текст состоит из введения, основной части, включающей 282 статьи, и заключения -в законах – реальные случаи отношения между людьми, в основе – конкретные дела (прецедентное право)
-регулирование земельных отношений -ростовщичество, торговля -найм -разведение животных
Эти законы демонстрируют структуру Вавилонского общества, которая делилась на следующие категории: полноправные свободные граждане (авилум) – человек: высшее по положению перечество и крупные землевладельцы, низшие по положению (крестьяне, общинники, ремесленники). Авилум – глава патриархальной семьи, обладающий ограниченной властью. полусвободные граждане: мушкенумы (склонившиеся ниц). Работали в хозяйстве царя, не имели земельной собственности, землю получали в условное владение, были в личной зависимости от царя, права ограничивались: за вред здоровья ему – штраф -челядь (служители царя) -воины – колонисты -тамкары (собирали налоги, являлись ростовщиками, вели коммерческие операции) -рабы (вардум): - за долги (погашение долгов младшими членами семьи), - за преступление, -военнопленные Раб считался вещью хозяина, им могли расплачиваться в счет долга. О собственности: 1) рабы имели семью и имущество 2) им разрешались браки со свободными, которые сохраняли свои гражданские права и их дети являлись свободными 3) дети, рожденные от рабыни, если их признавал отец, являлись его законными наследниками
Индия: Касты (сословия) – варны. -брахманы (жрецы) -кшатрии (воины и правители) -вайшьи (землевладельцы, собственники, торговцы, члены общины) -шудры (ремесленники и слуги)
+ неприкасаемые касты
Первые 3 касты считаются дважды рожденными, в детстве проходят обряд посвящения. Могут участвовать в индийских ритуалах и читать их тексты Веды.
3 цели жизни человека: -религиозный долг (дхарма). Законы Манула. -получение пользы, материальной выгоды (артха). -чувственная страсть (камэ).
Брахман «Артхашастра» - царь Чандрагупта. Социальная структура включала 2 линии: постовая иерархическая: царь-домохозяйство-раб Население объединено в общины, которые были пользователями земли. Над сельским старостой стоял государственный чиновник, который определял и собирал налоги. В книге «Арткосастра» говорится о пользе для царя. Царь: должен расширять территории, т.е. прибавлять новых налогоплательщиков => завоевательная политика для тех пор пока он не станет владыкой мира. +Царь должен быть грамотным и должен изучать философию, учение о Ведах, о государственном хозяйстве и государственном управлении. Экономика - единство 3х отраслей (земледелелие, скотоводство, торговля), т.е. все, что дает доход. Экономике посвящен один из разделов книги «А». Экономика как искусство взимания налогов и пополнения козны.
Китай (бассейн реки Куанха) В 10 веке до н.э. складывается общество, для которого характерно сочетание государственной эксплуатации населения с неразвитыми формами частного землевладения, идет процесс разрушения общины.
Экономические направления (конкурирующие между собой): -конфуцианство (сейчас оба эти направления – Хенское конфуцианство) -легизм Конфуций (551-479 до н.э.). Знатная, но обедневшая семья. Учения изначально в форме бесед. Он стремился к консервации законных отношений внутри больших семейных общин (старшие – младшие). Стремился использовать эти архаические институты для экономической устойчивости общества.
Учение об идеальном человеке, учение о благородном муже: -уважение к старшим -чувство долга -скромность -справедливость -сдержанность -скромное жилище Но он не порицает стремление к богатству, но заслужить его надо честно. Мораль – основа управления государством. Он считает: государство – это большая семья, а правитель – отец народа. Идеальный правитель должен соблюдать экономию расходов, следить за воспитанием общества. Конфуций – социально-экономическая программа: -власти должны быть озабочены тем, что богатство распределено неравномерно -власти должны быть озабочены не бедностью, а отсутствием мира между верхами и низами -недовольство низов можно предотвратить государственной регламентацией сельского хозяйства -не нарушать сезонности сельскохозяйственных работ
Этические нормы Конфуция способствовали культу большой семьи, отвечали интересам аристократии, т.к.: -патриархальные отношения -главенство традиций Правитель подчиняется установленному порядку, который ограничивает его действия. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |