АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБНЯК МИД РФ (ул. Спиридоновка, 17)

Читайте также:
  1. Вечеринка в особняке
  2. Глава. Вечеринка в особняке
  3. Особняк вдовы
  4. Особняк на Спиридоновке
  5. Особняком стояли приемы типа “журфикс”, которые теперь практически ушли в небытие
  6. Старый особняк.

Историческая справка

 

 

Особняк МИД РФ и участок земли, на котором он стоит, принадлежат к числу памятных мест Москвы. С ними связана жизнь и деятельность многих замечательных людей, оставивших заметный след в жизни страны.

Район, где ныне расположена Спиридоновка, стал заселяться сравнительно поздно. До середины XVI века это была сельская местность. К северо-западу от нее лежали обширные поля, от которых идет название пересекающего улицу Вспольного переулка. На одной из сторон нынешней улицы были болота.

К началу XVII века на этом месте появились постройки городского типа. В 1633 году здесь была построена каменная церковь Спиридона-Чудотворца. По имени церкви и улица стала называться Спиридоновкой.

Это название улица сохраняла в течение трех с лишним столетий, вплоть до 1945 года, когда ее переименовали в улицу Алексея Толстого, в одном из домов которой он провел последние годы жизни. С 1994 года вернулось прежнее название улицы.

В конце XVIII века на Спиридоновке жили большей частью мелкие чиновники, офицеры, священники. Но среди домовладельцев были и представители служилой знати. Земельный участок, на котором стоит особняк, принадлежал отцу графа Воронцова – русского посла в Англии.

Строения на улице, не исключая и домов знати, были сплошь деревянные. В московский пожар 1812 года все они сгорели. После изгнания из Москвы французской армии, в самом конце 1812 года, Воронцов продал свою землю на Спиридоновке Ивану Ивановичу Дмитриеву – известному поэту-баснописцу.

В 1814 году архитектор А.Л. Витберг построил здесь для И.И. Дмитриева красивый особняк в классическом стиле. Дом Дмитриева на Спиридоновке стал чем-то вроде московского «литературного клуба».

У Дмитриева бывали поэты Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, друг А.С. Пушкина П.А. Вяземский, прославленный поэт-партизан 1812 года Денис Давыдов, А.С. Пушкин, его дядя Василий Львович Пушкин.

В 1832 году навестил Дмитриева Н.В. Гоголь, в ту пору автор пока одних только «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В 1835 году их знакомство возобновилось. В августе этого года в доме И.И. Дмитриева Гоголь читал друзьям свою еще не напечатанную комедию «Женитьба». На чтении присутствовал знаменитый московский актер М.С. Щепкин.

И.И. Дмитриев, которого высоко ценил В.Г. Белинский, был в самой гуще литературной и научной жизни России. Он состоял членом Российской академии и многих научных обществ. Современники считали его «достопримечательностью» старой столицы «наряду с Иваном Великим».

После смерти Дмитриева в его доме в 1842 году поселился Николай Тимофеевич Аксаков – брат известного писателя.

В 1893 году Александр Николаевич Аксаков продал дом и сад Дмитриева Зинаиде Григорьевне Морозовой – жене Саввы Тимофеевича Морозова, богатейшего купца, одного из совладельцев известной на всю страну Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, где было занято свыше 17 тыс., рабочих.

Морозовы сломали уже изрядно обветшавший к тому времени дом Дмитриева и воздвигли на его месте и ныне стоящий здесь дом в причудливом стиле, построенный по проекту известного московского архитектора Ф.О. Шехтеля*.

 

* Ф.О. Щехтель был одним из наиболее талантливых московских архитекторов того времени. Будучи модернистом, Шехтель довольно свободно соединял стиль «модерн» с любыми стилями. Так, например, стоящее поныне здание Ярославского вокзала на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади выполнено им отчасти и в «русском» стиле. Он принимал участие в постройке гостиницы «Метрополь», построил для миллионера Рябушинского особняк на Малой Никитской, дом 6, ему принадлежит и внутреннее оформление здания Художественного театра в Камергерском переулке. За постройку русского павильона на Международной выставке в Глазго (Англия) в 1898 г. Ф.О. Шехтелю было присвоено звание академика архитектуры.

 

Здание расположено в глубине участка, и отгорожено от улицы металлической ажурной оградой с коваными воротами и калиткой. Свободная композиция особняка построена вокруг углового башнеобразного объема. Фасады здания решены в стиле английской готики. Главного фасада в традиционном понимании нет. Все фасады живописно и динамично подготавливают кульминационную точку: башню с огромными окнами, в первом этаже которой размешается столовая, во втором – кабинет. Во двор здание обращено раскрытыми крыльями двух корпусов, на торцах которых расположены террасы, а в центре находится открытая площадка – перрон, связывающая здание с садом.

План здания логичен и тщательно продуман. Парадные, жилые, деловые и служебные помещения объединены в изолированные друг от друга группы. В полуподвале сосредоточены служебные помещения. В первом этаже расположенного параллельно улице крыла размещались жилые комнаты хозяев, детские и столовая; в перпендикулярном ему корпусе, имеющем всего один этаж, находились парадные помещения, зал и две гостиные. Оба корпуса соединяются между собой, вестибюлем, аванзалом и парадной лестницей. Она ведет на второй этаж, где в полной изоляции друг от друга находятся приемная и кабинет, бильярдная и запасные комнаты. Последние не имеют непосредственного доступа к парадной лестнице и сообщаются с первым этажом с помощью двух небольших внутренних лестниц.

Богатство и многообразие пространственных построений позволяют архитектору трактовать интерьеры как смену эффектных картин, меняющихся по мере движения по дому. Вестибюль ведет в светлый аванзал, откуда открываются перспективы отделанного искусственным мрамором белоколонного зала, большой гостиной с панно художника Богаевского и расположенной далее малой гостиной с панно Врубеля. По другую сторону аванзала – площадка парадной лестницы с витражом и скульптурной группой работы Врубеля, большая столовая с камином и массивной, цвета старого серебра, люстрой*.

Из большой столовой открывается вид на анфиладу комнат, перспектива которых заканчивается будуаром с окнами, декорированными ажурными металлическими решетками, за которыми виден сад. Другая дверь из большой столовой ведет в коридор, расчлененный сомкнутыми сводами с нервюрами и изящными фонарями.

Помещения особняка поражают разнообразием применяемых приемов, говорящих о неистощимой фантазии архитектора и его внимании ко всем мелочам архитектурного убранства. Все детали тщательно прорисованы и решены индивидуально для каждого помещения. В отделке используются ценные породы дерева, мрамор, бронза, позолота, хрусталь, декоративные ткани, живописные панно и витражи.

Интерьеры особняка демонстрируют характерные для Шехтеля слияние красоты и удобства, цельность общего замысла и многообразие тонко и любовно выполненных предметов, богатство цветовой гаммы, широкое использование в архитектуре изобразительных искусств в сочетании с применением новых для того времени материалов и конструкций.

 

* Некоторые элементы интерьера.

1. В архитектуре особняка, выполненного в стиле «модерн», преобладает английская готика. Однако Большой мраморный зал выполнен в стиле позднего классицизма. Мебель в стиле ампир изготовлена по чертежам России в начале XIX в.

2. Большая гостиная. Стиль рококо. Первоначально стены были обиты штофом. В 1912 г., очевидно по заказу Рябушинского, художником Богаевским были выполнены три панно (виды Восточного Крыма, стилизованные в духе классицистического пейзажа XVII в.). Названия повторяются: «Утро», «Поддень», «Вечер». Часть мебели гостиной – в стиле Людовика XV, обита гобеленом «пастушка». Фарфоровые вазы – работы Русского императорского завода (XVIII в).

3. Каминный зал.

4. Красный кабинет.

5. Скульптурная группа «Роберт и Бертрам» у основания лестницы, ведущей на 2-й этаж, выполнена в романтическом духе Средневековья. В какой-то степени сюжет перекликается с оперой Мейербера «Роберт-Дьявол» – танец злых духов (после того, как злой дух Бертрам соблазнил доброго рыцаря Роберта осквернить святыню в монастыре). Есть сведения, что в изготовлении скульптуры Врубелю помогали художники Коровин и Кончаловский.

 

В этом особняке в течение 12 лет (с 1893-1905) жил Савва Тимофеевич Морозов – миллионер, фабрикант, меценат. Человек острого ума, разносторонних интересов и прогрессивных взглядов, Савва Морозов был близок со многими замечательными людьми своего времени – Л. Андреевым, А.П. Чеховым, A.M. Горьким, Н.Э. Бауманом, Л.Б. Красиным, К.С. Станиславским, В.М. Немировичем-Данченко, которые неоднократно бывали в его особняке на Спиридоновке. Интересные воспоминания о Савве Морозове оставили А.М. Горький в очерке «Савва Морозов», К.С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве», А.Н. Тихонов (Александр Серебров) в книге «Время и люди». Савва Морозов умер в 1905 г. в Каннах.

Вдова Саввы Морозова в 1915 году продала дом на Спиридоновке московскому банкиру и промышленнику миллионеру Рябушинскому.

Во владении Рябушинского особняк на Спиридоновке оставался вплоть до Великой Октябрьской революции, когда он был национализирован, а его бывший владелец бежал во время революции за границу.

С установлением советской власти здание использовалось различными советскими организациями. С 1918 по 1923 год в нем размещался Губернский продовольственный комитет.

8 декабря 1918 г. здесь происходил Московский губернский съезд Советов, комитетов бедноты и районных комитетов РКП(б). Обсуждались вопросы о перевыборах волостных и сельских советов в губернии, о международном положении. Во время выступления Б.М. Ярославского по второму вопросу в зале появился В.И. Ленин. Владимир Ильич попросил слово. В своей речи он остановился на вопросах международного положения молодой Советской Республики.

С начала 20-х годов дом используется как представительский особняк Министерства иностранных дел СССР, а с 1991-го – РФ. В 20-е и 30-е годы в нем проходили важные международные совещания и встречи на высоком уровне, проводились некоторые мероприятия для дипломатического корпуса.

Активнее особняк стал использоваться в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1943 году здесь состоялось Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. В 1944 году в этом доме проходили встречи на высшем уровне с участием У. Черчилля, генерала де Голля. В 1944-1945 годах в особняке были подписаны соглашения о перемирии с Румынией, Финляндией, Болгарией и Венгрией.

В 1955-1956 годах здесь проходили переговоры о восстановлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ, между СССР и Японией.

Во второй половине 40-х годов и в первой половине 50-х в особняке проходили крупные приемы по поводу различных торжеств с участием дипломатического корпуса.

В 60-е годы в особняке проводились важные переговоры министра иностранных дел СССР с иностранными государственными деятелями, а также были подписаны или парафированы многие крупнейшие международные договоры, соглашения, конвенции, подписывались протоколы о сдаче на хранение ратификационных грамот (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия, Договор об использовании космического пространства в мирных целях, Договор о нераспространении ядерного оружия, Соглашение о спасении космонавтов, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и Других видов оружия массового уничтожения и многие другие).

В 1966 и 1973 годах здесь проходили совещания министров иностранных дел ряда социалистических стран.

Особняк используется также для представления глав диппредставительств главам государств, находящимся в РФ с официальным визитом. Здесь состоялось представление иностранных послов императору Эфиопии Хайле Селассие I, шахиншаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви, президенту Иракской Республики Аль-Бакру, президенту Сирийской Арабской Республики Хафезу Асаду и другим.

В особняке на Спиридоновке, 17, проводятся другие встречи с высокими иностранными представителями, здесь организуется разнообразная представительская работа с дипломатическим корпусом в Москве.

 

 

 

Особняк МИД (ул. Спиридоновка, 17). Белый мраморный зал

 

 

Особняк МИД. Каминный зал

 

 

Особняк МИД. Зал Богаевского

 

 

ОБ АВТОРЕ

(биографическая справка)

 

Анатолий Филиппович БОРУНКОВ родился в 1922 г. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. В 1952 г. окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «историк-международник». В этом же году был принят на работу в МИД и направлен в Посольство СССР в КНР, где работал до 1958 г.

1958-1963 гг. – работа в центральном аппарате МИД в Москве, а затем командирован в Посольство СССР в КНДР. После возвращения в Москву, назначен заместителем заведующего Протокольным отделом МИД. За время работы в отделе посетил США, Канаду, Ирак, Венгрию, Румынию и другие страны в составе сопровождающих лиц высшего руководства страны, а также самостоятельно для консультаций и обмена опытом по вопросам дипломатического протокола.

Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника. Владеет английским и китайским языками.

А.Ф. Борунков является автором ряда книг и статей по вопросам дипломатического протокола и этикета, по этой теме выступает с лекциями в МГИМО, в посольствах стран СНГ в Москве, коммерческих и банковских структурах.

 

 

УДК 327(470)

ББК 66.49(2Рос)

Б83

 

Борунков А.Ф.

Дипломатический протокол в России. Изд. 3-е, доп. – М.: Междунар. отношения, 2007. – 264 с., ил.

ISBN 978-5-7133-1325-8

 

В книге обобщены исторический опыт России, а также современные тенденции в совершенствовании дипломатического протокола Российской Федерации и государств мира.

Для читателей особенно интересен опыт России за последние годы по созданию новых норм дипломатического, протокола. Некоторые документы вошли в приложения к книге.

Автор, профессионально знающий свой предмет, знакомит читателя со многими примерами из практики дипломатического протокола.

Дипломатическим службам, законодателям, коммерсантам не только России, но и других стран СНГ, всем, кто принимает гостей из-за рубежа и контактирует с зарубежными коллегами, будет интересна эта книга.

 

ISBN 978-5-7133-1325-8

 

© А.Ф. Борунков, 2005

© Подготовка к изданию и оформление изд-ва «Международные отношения», 2007

 

 

Монография

 

Анатолий Филиппович Борунков

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ В РОССИИ

Издание 3-е, дополненное

 

Редактор Л.И. Гецелевич

Оформление художника А.С. Александрова

Художественный редактор В.П. Григорьев

Технический редактор Г.В. Лазарева

Корректор С.Ю. Чупахина

Компьютерная верстка Е.А. Надиной

 

Подписано в печать 20.03.2007 г.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,5 + 1,0 вкл. Уч.-изд. л. 17,3.

Тираж 3000 экз. Заказ № 7457. Цена договорная.

Изд. № 155/2004.

Тел. отдела реализации: (495) 975-30-09.

E-mail: info@inter-rel.ru

Сайт: www.inter-rel.ru

 

Издательство «Международные отношения»

107078, Москва, Садовая-Спасская, 20

Отпечатано в ОAО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типографий им. В.И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, пр-т Ю. Гагарина, 2

Тел.: 38-01-60, 38-14-17, 38-46-20


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)