|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гармонизация тонких энергийЭта гармонизация имеет два аспекта: во-первых, поступающие при особых методиках ходьбы дополнительные количества Праны-Ци должны быть надлежащим образом встроены в энергетический каркас организма. Только в этом случае их привлечение оправдано и приносит благие оздоравливающие результаты (обычно очень значительные). Во-вторых, почти каждый человек носит в себе, как правило сам не замечая того, застойные участки-блоки тонких энергий. В наиболее выраженном виде такие блоки проявляются как «пробки», и их хроническое наличие ведет, рано или поздно, к болезни. Вообще, застойная Прана-Ци всегда начинает как бы «загнивать», образуя нечто вроде запруды с затхлой водой. С возрастом чаще всего складываются закостенелые энергетические порочные комплексы, когда энергия уже привыкла течь по измененным путям. В итоге возникает эффект ведра с засохшим цементом: если вовремя не выливать остатки цементного раствора из строительного ведра, то он, засохнув, уже намного сокращает тот реальный объем, которым можно пользоваться в дальнейшем. Длительные прогулки не только «разбалтывают» эти застойные участки аурических энергий, но и непосредственно рассасывают наиболее грубоматериальные пробки. На тонких уровнях первоэлементов-стихий — панчабхута, или махабхута в санскритских терминах, —картина выглядит чрезвычайно интересно. Стихия Земли (т. е. притхиви-таттва) усиливается, и желтый цвет этой природной компоненты, или первоэлемента, насыщает всю Прану. Центры притхиви начинают работать все более и более оживленно во всем теле, так что и стихия Огня (или агни-таттва на санскрите) получает благотворное добавление к своей силе. Вайю-таттеа, или стихия Воздуха, также усиливается, и это усиление выполняет очистительную функцию, помогая в удалении отработанных веществ и выделению наружу шлаков. Порочный «цемент» застоявшейся энергетики как бы «разбалтывается», что помогает омоложению всего организма. В итоге, горячие и холодные пранические токи уравновешиваются, и нередко человек во время прогулки испытывает приятные ощущения динамического равновесия внутренних энергий, гармонии и сбалансированности. За прошедшие годы мне неоднократно приходилось возрождаться заново, заново восстанавливать свое здоровье и душевные силы... За время почти 22-х лет освоения йогических практик я часто падал вниз, делал перерывы в занятиях, переживал кризисы и разочарования, но снова и снова я убеждался в необходимости работать над собой. Кое-чему я в итоге научился, и теперь хочу научить вас, и, поверьте, работа над собой всегда дает свои положительные результаты; как сказано в Бхагавад-Гите, «не пропадает начинание». Занимаясь по приводимым мною методикам, вы сможете существенно улучшить свое здоровье, ибо они составляют подготовительную ступень к настоящей духовной алхимии, дают ключи к полному моделированию нужного вам типа тела, его состояния и исцеления от различных болезней. Это выгодно даже с денежной точки зрения. Основной закон здоровья. Стоило бы приводить выше теософские данные о семи телах человека, если бы не важные выводы и следствия из них, которые связаны со здоровьем и всей повседневной жизнью. Различные «чудо-средства» или рекламируемые ныне всевозможные «панацеи» чаще всего рассчитаны на невежественных людей, которые, будучи всецело погружены в материалистические проблемы, пытаются найти материальные же методы универсального исцеления лишь своего физического организма. Подлинные ключи к управлению нашей плотью можно найти только в Духе. И новозаветный принцип «плоть немощна, Дух бодр», надо сказать, существует во всех религиях не случайно: наша Атма (Искра Божья) обладает воистину безграничными потенциями для восстановления телесной формы. Но до тех пор, пока человеком руководят импульсы четырех низших тел — Плотного, Эфирного, Астрального и Ментального — до тех пор он не только будет страдать в переменчивой мирской жизни, но и не будет иметь власти над телесным своим состоянием. Меч, как известно, сам себя не рубит; и барон Мюнхгаузен, который сам вытащил себя за волосы из болота, у многих вызывает смех. Лишь высшее-«Я» человека может позволить получить безграничный контроль над телесной формой так, чтобы не было ущерба для духовной эволюции. Подобно тому, как профессиональный художник может нарисовать любую картину, так и дух может потенциально сотворить любое тело, какое ему только нравится. С некоторых пор я рассматриваю свои собственные тренировки как упражнения для Духа, ибо каждый раз даю себе примерно следующие установки: «Я — не тело, я не плоть. Мое истинное-"Я"- — это Атма, а все остальное следствие. Теперь Я разотождествляюсь с телом, с эмоциями и интеллектом. Я намереваюсь улучшить качества своей формы, чтобы оно превратилось в сосуд Божий, и чтобы мой Дух развился и укрепился. Пусть мое тело будет выражать торжество Духа. Прими же, Господи, это мое тело и сделай с ним все, что Ты хочешь своей высшей милостью: очисти его, если ты этого желаешь; наполни его жизненной силой для проявления Твоей высшей славы! '» Вообще, истинный контроль над телом начинается только после разотождествления себя с телом. Это — основной закон здоровья, как бы он не выглядел бы парадоксально на первый взгляд. Внешне он парадоксален и алогичен: для того, чтобы получить полный контроль над телом, надо сначала разотождествить от него свое «Я». На чем же тогда он основан? Давайте снова вернемся к приведенной выше схеме семеричного человека (см. также Рис. 1). Мы видим, что путь Божественных энергий от Атмы к Плотному телу проходит через области Буддхи, Каузального тела, через Ментальное и, наконец, Астральное тела. Что из этого следует применительно к четырем низшим оболочкам Монады? — то, что сначала мы должны сформировать соответствующее намерение. Да-да, именно намерение, а не просто желание иметь здоровое тело. Намерение — это функция Каузального тела, то есть глубинная причинно-следственная внутренняя мотивация. Эта довольно тонкая энергетическая структура и будет обусловливать всю стратегию и тактику применяемых средств и даже отдельных поведенческих реакций. Наоборот, желание — это функция Астрального тела, которая, по своей силе, значительно ниже, на несколько порядков. Каждый, наверное, знает, что в минуты плохого настроения, неприятностей на работе или в личной жизни, человеку бывает настолько плохо, что он не хочет заниматься своим здоровьем, ему часто даже наплевать на тело. Это свидетельствует о том, что восстановление телесных функций на таком уровне пока что исходит из области тела Желаний (т.е. Астрального тела), а всякое желание, как известно, себя довольно скоро исчерпывает. Поэтому намерение отличается от желания. Далее, Божественные энергии от уровня Атмы должны пройти сквозь оболочку ума (Ментальное тело), и на этом своем пути они должны просветлить все человеческое разумение. Чистое и ясное мышление, когда человек знает, что он делает и для чего — вот результат подобного просветления интеллекта. Даже сами по себе чистые мысли могут очистить с лица человеческого все предыдущие психические отложения низших страстей и эмоций. Далее, пути нисходящих Божественных энергий проходят сквозь оболочку Астрального тела, и все негативные эмоции при этом куда-то исчезают, так что настроение колеблется от хорошего до очень хорошего. Экстатическая радость — вот первый эффект и реакция Астрального тела на нисхождение Божественных энергий. И, наконец, когда, пройдя все преграды, эти подлинно духовные энергии достигают Эфирного тела, очень часто происходит эффект неожиданного исцеления. Но стоит заметить, что исцеление от какой-либо хвори и постоянно наличествующее здоровье — это все же разные вещи, и они далеко не тождественны друг другу. Если бы человек все время жил бы по законам Духа, он бы не нуждался в каких-то искусственных методах и механистических тренировках. Когда энергии Атмы постоянно связаны с низшими телами и беспрепятственно проходят «вниз», вплоть до Эфирного тела (напомню, что Плотное тело — всего лишь «кукла» из органических молекул), то такой человек даже не старился бы. Ведь Атма в своем высшем понимании находится даже вне времени. Что же тогда говорить о болезнях. Конечно, ни Иисус не был инструктором по оздоровлению, ни Будда не учил шаолиньскому кунг-фу... Все Сыны Божьи говорили — «живите по Духу, проявляйте качества Духа!» Все же остальное было, да и не может не быть, следствием. Здесь, надо отметить особо, человек выбирает сам; и только он сам может выбрать себе стратегию своей эволюции. Лично я предпочитаю ходить на костылях, используя время от времени механистические практики, нежели вообще не ходить. Поэтому и данная моя книга как раз и посвящена этим специальным методам. Совпадают ли высказанные здесь принципы, например, с библейскими указаниями? — Стоит привести несколько цитат: «..Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный»(Мф 5:48) «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело будет светло; если же око твое будет худо, то все тело будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф 6:22-23) «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его... Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.» (Рим 8:9-11) «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас молитвами неизреченными.» (Рим 8:26) Если вы будете относиться к походкам Силы с позиций Атмы, с позиций сына (или дочери) Бога, то «на выходе» вы будете иметь духовную практику. Смотрящий на всевозможные способы физических занятий как на тренировку Духа воистину получит результат в Духе. Особенно, если совершать тренировки как подношение Господу, и посвящать Ему и только Ему все ожидаемые плоды от этих тренировок. Поэтому сначала, надо сосредоточиться на Духе, а затем уже приступать к тренировке тела, а не наоборот. Впрочем, эти аспекты подробно разбираются в другой моей книге — «Подводные камни в море энергетики...». Использование воздуха как «якоря». Теперь надо, наконец, осветить еще ряд аспектов, долгое время остававшихся тайной. Речь идет о конкретных тонкоматериальных механизмах, которые обеспечивают целительные эффекты как специальных методик оздоровительной ходьбы, так и дыхательных упражнений, если рассматривать последние отдельно. Прежде всего, скажу об так называемых оккультных «якорях». Оккультный «якорь» — это материальный предмет, предназначенный служить связующим звеном или посредником между тонкими и грубоматериальными структурами и процессами. Иными словами, «якорь» служит своеобразной зацепкой для Духа (или для тонкоматериального агента) в различных магических операциях, от священной магии до черного низкопробного колдовства. Не упоминая даже о второй категории, в качестве примера первой приведу специальные маленькие хлебцы, дающиеся в христианском храме после ритуального богослужения. Таинство причастия позволяет превратить ритуальный хлебец и ложечку красного вина в два «якоря», чтобы усилить действие нисходящего Духа Святого. То есть, тончайшим духовным энергиям есть за что «зацепиться» и максимально продлить свое действие на верующего человека. Более высокий уровень понимания всеприсутствия Бога во всем можно достичь при медитациях на следующие слова Иисуса: «... если вы не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную...» (Ин 6: 53-54). Основное скрытое значение этой фразы заключается в необходимости рассматривать всякую пищей или питие как часть Вселенского тела Господа, ибо нет ничего во Вселенной, что не было бы частью Бога. Планетарный Логос имеет низшим телом Своего проявления всю планету Земля, и все, что на ней растет, все что в ней живет и движется, — все они пребывают в планетарном теле нашего Логоса. Специальная пища, предложенная в ритуалах индуизма Господу, — называется прасад, и она тоже играет роль «якоря» для проведения тончайших и потому наиболее сильных духовных энергий. Еще одним хорошим примером проводника или «якоря» может также служить широко известная в христианстве «святая вода», духовной силою которой очищается и освящается не только сам человек, но также и помещения, отдельные предметы его быта. За счет чего все это происходит?— Современная теория электричества, магнетизма и электромагнитных колебаний прекрасно дополняет даосские знания о тонких механизмах взаимодействия частиц воздуха, попадающих в поле воздействия ауры человека. Однако, подробное рассмотрение всей системы микроскопических взаимодействий частиц воздуха с тканями Плотного тела человека и аурическими полями заняло бы само себе увесистый том, чего мы, к сожалению, сделать никак не можем. Поэтому я опишу только основные принципы и общую схему, ровно на столько, чтобы читателю стала понятной суть происходящих эффектов. Из курса физики известно, что движение хаотически ориентированных молекул-диполей не дает электрического тока, равно как и твердый предмет-проводник с по-разному ориентированными зарядами не имеет свойств магнита. Но стоит только сориентировать и взаимно скоординировать направления ориентации частиц-диполей, как появляются новые чудесные свойства: появляется ток и изменяются вообще качественным образом электромагнитные свойства в подобной системе. Аура человека, на своих низших уровнях (Эфирного тела, Астрального и наиболее грубых слоях Ментального) представляет собой сложнейший конгломерат постоянных и переменных электромагнитных полей. Чем меньше здоровья, тем сильнее эти поля, каждое из которых обладает вектором напряженности. Кроме того, разность электрических потенциалов биологических мембран, от одиночной клетки до тканей мышечных фасций, которые обеспечивают активный ионный и молекулярный транспорт, также падает в старости и при пониженной жизнеспособности. Частицы воздуха — т. е. диполи молекул кислорода, азота, водорода и т. д. — попадая в конгломерат аурических полей, изменяют взаимную ориентацию дипольных моментов, траекторию своего поступательного движения (подобно заряженной частице в соленоиде и циклотроне). Понятно, что чем больше напряженность электромагнитных полей ауры и разность пограничных тканевых и клеточных потенциалов, тем большее влияние на поток хаотически движущихся частиц производит такая аура. Сознательное развитие волевых качеств усиливают ауру и ее способности магнетизировать пространство, включая и изменения в ориентации молекул воздуха, так что в итоге получается довольно парадоксальная ситуация: чем больше здоровья, тем больше способностей к сохранению этого здоровья! И, наоборот, чем меньше жизненный потенциал организма, тем в меньших диапазонах он может произвести работу по поддержанию жизни в теле. Но мы знаем также и слова Иисуса: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.» (Мф 13:12). Кроме того, на более высоких уровнях мы имеем Закон Аналогии: «равное притягивается к равному». Спиральные вращающиеся вихри, регистрируемые в ауре человека всеми экстрасенсами и ясновидящими, сами порождают дополнительные вращательные потоки энергии-вещества. Так что в человеческом организме, включая ауру, причина становится следствием, а следствие — новой причиной. Волевое усилие человека как бы «включает» дополнительное электромагнитное поле для притяжения дополнительного количества диполей-молекул воздуха. Поэтому желательным является не только развитие биомагнитных свойств ауры и ее электрического потенциала, но и качеств Воли. Однако, в любом случае, если человек в старости начинает заниматься оздоравливающими практиками, его ослабленный жизненный потенциал может привлекать и трансформировать сравнительно небольшие порции внешних энергий и сил. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой — и, по мере увеличения жизненного потенциала, возрастают и потенциальные способности человека к дальнейшему поддержанию Формы. В идеальном варианте, можно вообще «перевернуть биологические время вспять», или «протекать сквозь время», и история знает о даосских бессмертных, действительно ставших таковыми благодаря настойчивой практике, постоянным собственным усилиям и милости Бога.
^ Важное отступление: Фразы об обращении времени вспять, о «работе со временем» и т. п. встречаются в мистической литературе довольно часто. Но здесь надо пояснить отдельно: ни о каком действительном обращении времени вспять и речи быть не может! Время — наитончайшая форма энергий самого Господа, как то, например, утверждается в Бхагавата-пуране. Поэтому изменять магическими способами можно только ориентацию самого человека в сквозном потоке Времени, и, кроме того, можно изменять некоторые свойства телесной формы по отношению к этому временному потоку. Впрочем, вы сами можете убедиться — легко ли это сделать даже достаточно квалифицированному йогину...
Божественный замысел, как гениальный конструктор, сотворил такое создание в виде человека, которое способно к бесконечно длительному сохранению Формы. Как в случае с множеством лент Мебиуса, завернутых в спираль, конец поступательного движения потока энергии становится началом, и снова переходит в другую спираль... В этой вибрирующей энергетической вселенной лишь общая усталость-от-жизни и нарушение природных законов подтачивают жизнеспособность и общее время существования этой гениальной конструкции — человеческого организма. Единственное средство преодолеть порочный круг усталости-от-жизни и болезненной старости для человека — это проявлять качества Атмы, которая находится вне времени и вовремя усваивать эволюционный опыт... То есть: опять-таки через Любовь, хотя эта фраза снова покажется скучной. Таким образом, чудодейственные эффекты всех пранаям, даосских упражнений и специальных методов медитации связаны с усилением потенциалов и изменением свойств электромагнитных взаимодействий в организме и системе организм-среда. На этом основано и так называемое психическое дыхание йогов, уже давно известное по книгам Йога Рамача-раки (Уильяма Аткинсона), даосские техники, включая нагнетающее дыхание и методику кожного дыхания, специальные вихревые медитации и движения Тайцзи-цюань. Так что многие чудесные эффекты, проявляющиеся на Физическом плане обусловлены одновременно: Ø взаимной ориентацией и перераспределением дипольных моментов молекул воздуха; Ø дополнительным «подмагничиванием» или увеличением заряда молекул воздуха, попавших в поле действия ауры; Ø количеством молекул воздуха из внешней среды, вовлекаемых в аурические электромагнитные круговороты-вихри. Совсем иной аспект использования воздуха как «якоря» (равно как и христианской просфоры или святой воды) связан с относительным расположением «центров тяжести» вибрационных полостей тела человека (т. е. так называемых дан-тпяней). Нижнее брюшное дыхание и, особенно, нагнетающее дыхание, которые будут описаны в этой книге ниже, позволяют существенно «утяжелить» нижний дан-тянь в энергетическом смысле, или область брюшной полости на Физическом плане. Известно, что у детей центр тяжести тела смещен вниз, и энергетически и центр ауры связан с нижним дан- тянем. К старости центр тяжести сдвигается вверх (отчего старики столь часто подвержены падениям), а центр ауры — тоже смещен вверх. Даосские Мастера много-кратно замечали, что перераспределение биоэнергетики вниз, приводящий к «утяжелению» нижнего дан-тяня существенно продлевает жизнь. Поэтому многие оздоровительные китайские практики имеют естественным следствием возвращение того энергетического баланса между тремя вибрационными полостями (дан-тянями), что есть у молодежи. Это также связано с задачей обращения биологического возраста во всех духовно-алхимических школах древнего Египта, Китая, Индии и на Дальнем Востоке. Вспомним, как Иисус говорил: «... если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.» (Мф 18:3). Конечно, Спаситель имел в виду прежде всего общие установки человека по отношению к Богу-Отцу, но стоит ли игнорировать и эффекты биологического омоложения? Поскольку единственного метода-панацеи нет и быть не может, я настоятельно советую читателям не ограничиваться одной только ходьбой, но параллельно изучить и практиковать также упражнения Тайцзи-цюанъ или любую иную китайскую оздоровительную гимнастику. Простейшие варианты ходьбы для восстановления здоровья Довольно обычная ошибка начинающих самосовершенствоваться — это длительные поиски особо тайных, глубоко эзотерических методик, неких тайных знаний, которые совершат чудо, и человек без особых усилий вмиг ликвидирует приобретенные или врожденные заболевания. Подобные настойчивые поиски тайных методик чаще всего осуществляются вместо систематической ежедневной практики, что в итоге приводит к потерям времени и сил. Поэтому вам сначала следует настроиться на правило, что «лучше воробей в руках, чем журавль в небе...» То есть не надо ждать чуда, но используйте даже самые простейшие упражнения систематически и постепенно повышая уровень тренировок. Увы, но эти поиски «особых» методов есть чистейшей воды иллюзия, которая столь же распространена, особенно у молодых, как и итоговые результаты подобного заблуждения — тайные знания не обнаружены, а здоровье за все время поисков и ожиданий и вовсе ухудшилось. Да, тайные знания и методики есть. Они действительно существуют, как и алхимические методы настоящего физического бессмертия. Но даже их знание никак не избавляет от необходимости систематически, ежедневно работать над собой. Кроме того, многие тайные методы настолько сложны, что для начинающего их практика сулят большие опасности, если он будет недостаточно для них подготовлен... Важно также уяснить себе, что мощность метода, его эффективность или КПД, лишь относительно связаны с внешней сложностью исполняемых упражнений. Чаще наоборот: систематическая практика самых казалось бы простых упражнений приносит воистину удивительные результаты. Так что не обманывайтесь внешней простотой некоторых упражнений, и это относится и к тем, что приводятся в данной книге! Вариант 1. Ритмическая ходьба 4 на 6, или Враджана-пранайама Итак, вы имеете возможность начать СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС и ЗДЕСЬ. Надо лишь прочитать две—три нижеследующие страницы, одеться по погоде и выйти на улицу. Сделайте это, и ваша сознательная практика по работе над собой уже началась!
Это настолько легкое и безопасное упражнение, что его могут выполнять все — от 12 лет до 100 лет и старше, больные и относительно здоровые... Ввиду своего базового значения, его полезно разучить и даже очень здоровым людям, так как с него начинаются все дальнейшие сложные практики. Оно не только приносит удивительно благотворные эффекты даже после месяца ежедневных занятий, но само по себе служит базисом, или отправной точкой для последующих более сложных методов. Поэтому не теряйте время и приступайте к нему с сегодняшнего дня, и не торопитесь начинать с хотя и очень мощных, но трудноисполнимых вариантов и методик. Время, потраченное на это базисное упражнение, не потеряется даром, и вы ничего не упустите, если перейдете к сложным вариантам уже будучи достаточно подготовленными. Поэтому, в зависимости от вашего нынешнего состояния здоровья, посвятите регулярному исполнению ритмической ходьбы хотя бы по 15 минут в день и не менее 1—6 месяцев.
Методика: Она исключительно проста — начиная с правой ноги, на протяжении 4-х шагов вы делаете вдох, и после полусекундной фиксации, переходите к выдоху, который длится б единиц счета, т. е. 6 шагов. Итак, четыре неспешных шага длится вдох, на шесть шагов — делаете длинный неспешный выдох; снова 4 шага — вдох, 6 шагов — выдох, и т. д. Вдох производится через нос, выдох — через полуоткрытый рот. Это — важный момент. Наметив маршрут, даже приблизительно, вы ощутите спустя 10-15 минут подобной ходьбы появление некоего ритма, который действует на вас успокаивающе и гармонизирующее одновременно. Улучшается общее физическое состояние, психический и умственный настрой. Интересно, что данное упражнение многократно переоткрывалось вновь и вновь, в течение конца 19 и вплоть до второй половины 20 века, разными исследователями. Уильям Аткинсон (известный как Йог Рамачарака), Свами Шивананда и Йогарадж Борис Сахаров — вот только лишь три примера из многих. Это не только лишний раз свидетельствует о важности данной практики, но и о ее результативности. Систематическая практика данного упражнения на свежем воздухе позволит не только приостановить развитие туберкулеза, астматических и бронхитозных явлений и т. п., но создаст базис для их дальнейшей безлекарственной терапии более мощными биоэнергетическими методами. Для выполнения данной практики найдите ровную дорогу, желательно в лесу или большом хорошем парке, и определите заранее маршрут длиной 1-2 или более километров, можно до 5-8 км. Посмотрите на свои часы и засеките время (но, конечно, не для скоростных забегов!). Просто лучше будет планировать продолжительность тренировок даже не по расстоянию или километражу, а по общему времени, проведенному в ритмической ходьбе. Пусть это будет в первую неделю 15-20 минут, во вторую 30-40 минут. Выйдя на уровень 1 час, походите так каждый день, или хотя бы через день в течение 1 месяца, и, если здоровье позволяет, переходите к более сложным вариантам, излагаемым ниже, но не раньше. Желательно знать маршрут заранее, чтобы не попасть случайно ногой в какую-нибудь ямку или еще чего похуже. Вообще, когда вы уверены в маршруте, когда вам он заранее известен, все внимание переходит на контроль ритма дыхания, а не на проверку качества дороги перед вами. Кроме того, если вам удастся почувствовать со временем энергетические потоки вне или внутри ауры, то может появиться искушение наполовину прикрыть глаза, и вот здесь-то предварительное знание маршрута может сыграть исключительно важную роль. По тем же причинам следует избегать особенно живописных мест или еще каких-то отвлекающих ваше внимание факторов — все внимание сосредоточено лишь на ритмике дыхания, и через недели две-три ваш ритм дыхания уже начнет переходить постепенно в автоматический. В отличие от более сложных практик, для выполнения которых строго необходима сельская местность или удаленный от города лес, этот базисный вариант можно практиковать и в городской черте. Но, конечно, не вдоль автострады, проспекта или оживленной улицы, где вас обдают выхлопными газами проходящие мимо автобусы или автомобили. С какой ноги начинать отсчет — с правой или левой? Здесь есть два подхода или метода определения. Первый состоит в том, чтобы положиться на интуицию и дать возможность телу самому определить, как лучше ему считается — когда вы начинаете отсчет с левой ноги или же когда вы начинаете считать шаги с правого шага. Этот метод кажется самым простым, но это не совсем так. Интуиция может включаться лишь в том случае, когда ваш интеллект не перегружен какими-то проблемами, а сознание — не отягощено насущными материальными нуждами. Однако, по мере практики, интуитивные каналы человека действительно развиваются и начинают приобретать все большую значимость. Второй способ может показаться более сложным, но это — лишь на первый взгляд. Перед началом ходьбы закройте большим пальцем правой руки правую ноздрю и вдохните через левую; затем выдохните через обе ноздри или, если воздух чист (на природе) через правую, закрыв безымянным пальцем той же правой ладони левую ноздрю. Затем сделайте обратную процедуру — закрыв безымянным пальцем правой ладони левую ноздрю, вдохните воздух через правую ноздрю и выдохните через левую. Как легче дышится — через правую или через левую ноздрю? Если легче дышать через правую ноздрю, то ходьбу и счет шагов лучше начинать с правой ноги. Если наоборот, — то с левой. Обычно ощущается, что какая-то ноздря «работает» плохо, а какая-то лучше. Это вполне естественно, так как это ощущение основано на закономерностях работы внутренних энергетических каналов. Данная последняя методика связана с работой правого и левого эфирных каналов (известных в йоге как Пингала и Ида) в ауре, которые широко известны всем изучающим и практикующим Йогу. Пингала начинается вверху с правой ноздри, а Ида — с левой. Токи Праны-Ци текут в большей степени или через Пингалу, или через Иду, но эта динамика сменяется через каждые два часа, и тогда говорят, что солнечное дыхание сменяется лунным дыханием. Лишь перед смертью, примерно за 2 часа до нее, оба канала активизированы одинаково, и тогда душа покидает тело перед этим, как бы «вытаскивая» вместе с собою все чакры и тонкие каналы вверх (см. также Рисунок 2).
Когда активизирована Пингала — т.е. правый или солнечный канал — надо начинать счет с правой ноги, а когда Ида — первый шаг должен начинаться с левой ноги. Однако, это — общее правило, в котором могут быть некоторые исключения. Подробнее эти дополняющие поправки из Аюрведы (индийской науки о здоровье) изложены в конце книги. Вы увидите, что они довольно сложны. Поэтому иногда интуиция может сама подсказать вам с какой ноги начинать счет лучше, чем специальная методика определения более активного канала. Я обычно делаю так: внутренним чутьем определяю, какая ноздря лучше работает и подключаю интуицию для возможных корректировок. Кроме того, за несколько лет хождения я научился довольно быстро определять большую или меньшую полезность того или иного способа счета и используемой методики ходьбы в целом. Далее, очень хорошо будет, если вы запомните состояние вашего самочувствия до и после ежедневной практики, а также через полчаса-час после завершения упражнения. Такой самоконтроль позволит более реально ощутить полезность систематической работы в ходьбе, а сами навыки подобного самонаблюдения важны для дальнейшего совершенствования в других хатха-йогических или даосских практиках. Важно при переходе к более сложным вариантам или к повышенным длительностям данного базового упражнения не переборщить и не сорвать, к примеру, нормальную сердечную ритмику. Таким же образом — интуитивно, по собственной оценке самочувствия — определяется и оптимальная скорость перестановки ног. Слишком быстрая ходьба может сорвать ритмику дыхания-сердечной деятельности, как, впрочем, и слишком медленная тоже создаст аналогичные проблемы. Общий принцип — не бежать вперед и не тащиться, в то же время, как черепаха. Кроме того, полезно будет перед началом цикла упражнений прочитать «Отче наш...» или какую-либо иную формулу, и этим же заканчивать цикл. Без молитвы, привносящей тонкие энергии Духа и помогающей контролировать низшую жизненность, увеличение относительно грубой жизненной энергии {Стхула-праны) в теле чаще всего вызывает усиление позиций «эго», или запросов низшего животного-«я>>. Часто, например, возникает или усиливается половое влечение, из-за того, что привлеченная Прана-Ци просто «падает» в Свадхистхана-чакру. Здесь нужна уже определенная духовная бдительность, и справедливо такое правило: возрастание жизненного потенциала без компенсаторного усиления контроля высшего-«Я» прямо ведет к возрастающему эгоизму в ущерб духовности. Молитва привлекает более тонкие энергии, и потому происходит вибрационное сонастраивание и согласование разнокачественных аурических слоев, синхронизация (но через октаву) высших и низших энергий. Молитва и ритмическая ходьба помогают друг другу, а медитативная практика — закрепляет полученные положительные эффекты. Но медитировать, если вы практикуете медитацию, лучше после, а не до ритмической ходьбы. Когда я читаю молитву перед началом упражнений, я также прошу Господа наполнить меня чистой жизненной силой из Его бесконечного космического резервуара Божественной энергии. Когда я читаю молитву после окончания упражнений, я прошу Его помочь употребить полученную жизненную силу на благие дела, в соответствии с Его замыслами и Его всемогущей Волей... В заключение следует добавить: не обольщаитесь достигнутыми результатами, если вы раньше чувствовали себя неважно, а через 7-10 дней упражнений стали чувствовать себя значительно лучше. Все равно надо практиковать ритмическую ходьбу систематически — можете ли вы похвастаться, что избавились от всех ваших болезней? Дополнительные возможности: Приводимые ниже дополнительные возможности позволяют существенно усилить благотворные плоды практики. Однако, я бы все же порекомендовал их разучивать и использовать лишь после того, как базовый вариант в ритме 4 на 6 станет для вас настолько легким, что может выполняться автоматически. Вариант 2. Враджана-пранайама с мудрами Как известно, специально сложенные определенным образом пальцы образуют так называемые мудры. Каждое специальное положение пальцев — отдельная мудра в санскритских терминах.
Разверните правую ладонь с выпрямленными наподобие веера пальцами и посмотрите теперь на Рисунок 3-а. Немалое количество жизненной силы истекает и утрачивается через кончики пальцев рук. Большой палец, средний и безымянный палец — это окончания меридианов Праны-Ци, из них энергия истекает наружу, в окружающее пространство, где и теряется. Самые большие потери энергетики происходят именно через большой палец. Указательный палец и мизинец — они, наоборот, принимают энергию, в них она входит извне. Поэтому каждое специальное взаимоположение пальцев — т. е. каждая мудра — изменяет и перераспределяют внутренние энергетические потоки внутри ауры. -4- Джнани-мудра, или Джняна-мудра, наиболее популярна и производит воистину чудодейственные эффекты. Соедините кончики большого и указательного пальцев на правой руке наподобие кольца, а средний, безымянный и мизинец выпрямите вперед (см. теперь Рис. 3-b). Истекающая из самого кончика большого пальца энергия будет уже не истекать наружу и где-то теряться, а переходить обратно в организм через самый кончик указательного пальца. Получается энергетическое кольцо, и в этом — секрет гармонизирующего эффекта данной мудры. Она предназначена для восстановления утраченной гармонии пранических токов, промывки некоторых энергетических каналов, а также усиливает интеллектуальные способности и способность к абстрагированию, увеличивает барьерные свойства ауры. Джняна-мудра — вообще часто приводится как символ йоги и религии. Эзотерическое ее толкование — следующее: большой палец символизирует Бога, указательный — человека; средний, безымянный и мизинец — три гуны Природы (cammва, раджас и тамас). Для того, чтобы превзойти влияние трех гун материальной Природы, обусловливающих животные качества, надо человека соединить с Богом. Ни Бог сам по себе, ни человек в одиночку не ведут к превознесению над властью материальной Природы.
Если говорить в китайских терминах, для того, чтобы достичь Тай-цзы и выйти за пределы Великого Предела, с качествами Инь, Ян и Дэн, — надо соединить человека с Изначальной Причиной всех причин. Такой же смысл имеет и мантра из Хридайя-сутры — «Ом гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ боддхи сваха!» — «Туда: за предел, за высший предел, за предел самих пределов я направляюсь в своем духовном Пути!» Теперь, выполняя ритмическое дыхание 4 на 6, соедините пальцы в Джяна-мудру на правой руке и в Джняна-мудру на левой руке. Мудра должна выполняться симметрично — отдельно правой ладонью и левой ладонью, иначе возможен энергетический перекос и, как следствие, возникнет какая-нибудь болезнь, которой раньше и в помине не было. Можно, если погода холодная, даже держать руки, сложенные в мудрах, в больших карманах, главное — чтобы не было перчаток. Требование симметричности очень важное: однажды я делал мудру только левой рукой, и за две недели такой «практики» нажил себе ужасную зубную боль с флюсом. Двадцать два года у меня не болели зубы, теперь же, поскольку где-то в области головы и шеи была незаметная для меня энергетическая пробка, несимметричная мудра еще больше увеличила перекос Праны (Ци), и месяц я провозился, спасая зуб от удаления. Существуют два общих метода достижения гармонии: гармонизация через снижение эманации Праны, успокоение и покой, и гармонизация через активизацию энергообменных процессов, движение. Сложив пальцы на правой и на левой руке в Джняна-мудру полезно так просто посидеть с выпрямленным позвоночником минут по 10-15 в день, а еще лучше — по несколько раз в день (утром, днем и вечером, но не перед сном). Джняна-мудра в покое — это первый способ гармонизации ауры в статике; Джняна-мудра в ритмической ходьбе — второй тип, уже в динамике. Примечание для более продвинутых учеников. Когда вы уже разовьете достаточно высокую степень концентрации, может случиться так, что вы все же переборщите с накоплением энергий Праны-Ци. Выше я говорил, что при обычной ходьбе 4 на 6 вдох делается через нос, а выдох — через рот. В таком исполнении, накопление избыточных количеств Праны-Ци может привести к тому, что в области нижней челюсти (если вы находитесь на обратном круге обращения эфирных потоков) или верхней челюсти (при даосском круге) скапливается этот энергетический избыток. Чаще всего подобные негативные явления могут наблюдаться весной, когда в организме скопилось много не выведенных шлаков после зимы. Так или иначе, эффектом может быть или флюсовые явления, и тогда вы можете почувствовать образование целой «запруды» Праны-Ци, которой некуда деться, или же может возникать головная боль. Во всех подобных случаях следует прижимать кончик языка к верхнему небу (в точке за передними верхними зубами). Это позволяет замкнуть Микрокосмическую Орбиту, причем незави-симо от типа оборота (обратного или же даосского круга), и тем самым — рассосать избыток Праны-Ци. Этот прием есть не что иное, как частный случай энергетического «шунтирования»... Выдох при этом можно проводить как сквозь полуоткрытый рот, так и через нос, отказавшись на какое-то время от базовой техники, в которой выдох рекомендуют делать через рот. Да и вообще, всевозможные виды зубной боли и флюсовых явлений связаны с нечистотой эфирных или астральных энергетических каналов. Продвинутый ученик сможет без труда «рассосать» избыток или же компенсировать недостаток Праны-Ци за счет прижимания кончика языка к верхнему небу и образования дополнительных энергетических путей с открытием «чудесных» меридианов. Вариант 3. Походка Силы (1) Существует несколько методик так называемой «походки Силы», то есть особых методов ходьбы специально для накопления силового энергетического потенциала человека. В принципе, все методы в какой-то мере — это походки Силы, так как это желаемое увеличение внутренней энергии человека достигается через: Ø просто гармонизацию внутренних пранических потоков (пяти пран, или разновидностей Ци);. Ø предотвращение утечек энергии, столь обычных для обычных людей, через «отверстия тела», а точнее — ауры, или центры излучения, причем на разных уровнях тонкости ауры, в ее различных слоях, они также могут быть различны; Ø привлечение всем аурическим коконом дополнительных резервов жизненной силы Праны-Ци из внешнего пространства, как магнит притягивает стружки железа; и т. д. Все эти факторы, действующие в том или ином варианте ходьбы и дает право называть их «походками Силы». # Нужно, однако, учитывать, что накопление Силы самой по себе, без вектора личной устремленности к Богу — это реализация принципа «еще более», то есть: жадный становится еще более хитрым в денежных делах, скупой остается мелочным и т. д. Личная внутренняя устремленность занимающегося к Богу структурирует привлекаемые энергии Праны-Ци, а это, в свою очередь, помогает правильно утилизировать дополнительные количества привлекаемых энергий. Сила сама по себе, без обращения человека к Богу, к Высшему Сознанию, Свету может лишь облегчить на время материальные дела, а для достижений духовных она часто оказывается помехой, или ловушкой. Поэтому самый безопасный способ — это работать не с самой Силой, или даже с энергией, а со Светом — другим аспектом одного и того же Господа. Секрет здесь состоит в том, что Свет автоматически несет очищение, а это, в свою очередь, открывает каналы духовных знаний, омолаживает физически и дает радостное настроение одновременно. Накопление же Силы при таком подходе также оказывается автоматическим следствием, а просветляющее воздействие тонкоматериального Света именно для очищения сводит к минимуму возможное злоупотребление Силой для возвеличивания низшего-«я», особенно в тонких своих проявлениях как развитие «эго», или «гордыни». Поэтому, выполняя описываемые чуть ниже упражнения по накоплению Силы, следует увязывать и сопровождать их световыми медитациями (см. ниже). Данный метод подходки Силы основан на уменьшении неконтролируемых потерь внутренней энергии через центры излучения ауры, то есть той части энергетики, которая, излучаясь вовне, теряется обычно безвозвратно, и организм стареет. Помимо Джняна-мудры (см. выше), есть еще одна мудра, полезная для уменьшения потерь энергии через пальцы рук: все пальцы подвернуты внутрь, в «пустой кулак», и кончик большого пальца упирается во вторую фалангу указательного (Рис. 4). Этот «пустой кулак» — один из методов, используемый в остатках мексиканских эзотерических знаний, сохранившейся еще со времен Атлантиды.
Одна из походок Силы осуществляется так: выполняя ходьбу 4 на 6, сожмите согнутые пальцы в кулаки, поместив внутрь большие пальцы; взгляд направлен только на точку, расположенную впереди на расстоянии примерно 100-120 см, т. е. под углом примерно 60-70 градусов по отношению к земле. Эта созерцаемая точка, следовательно, скользит все время вперед по ходу вашего движения... И, соответственно, взгляд идущего скользит все время вперед, ни на чем не останавливаясь, так что энергия внимания не рассеивается по сторонам. Этот метод — скользящий по поверхности земли взгляд — полезен тем, что, помимо сокращения потерь энергии через излучения пальцев рук, существенно снижает и потерю энергии через глаза, так как энергия всегда исходит туда, куда направлено внимание. Если же внимания на внешние объекты нет, как такового, то нет и потерь энергии вовне, через глаза. Поэтому глаза лучше чуть-чуть полуприкрыть, но так, конечно, чтобы не споткнуться и не упасть, или что еще хуже — чтобы не попасть под машину. Поэтому все же походку Силы лучше забыть при пересечении автодорог и перекрестков! Вариант 4. Ритмическая ходьба с полным йоговским дыханием Перед тем, как еще несколько усложнить ритмическую ходьбу, повысить ее эффективность, давайте немного поработаем еще раз с базовой формой. Давайте подумаем об идеальном варианте ее исполнения, то есть зададим себе вопрос, какой уровень позволяет выходить на более сложные варианты? Примерно через месяц, а то и раньше, ритм 4 на 6 для вас станет простым и естественным. Длительность хождения в таком ритме и обеспечивает эффект перехода мельчайших положительных изменений в качественное оздоровление, укрепление и очищение физического тела (т.е. комплекса Плотного тела + слоев Эфирного тела в ауре). Но обращали ли вы внимание, как вы дышите? Теперь, войдя в ритм и сделав его обыденно-привычным, переходите к работе над дыханием. Многие исследователи, еще с начала 20 века, отмечали низкую эффективность поверхностного аритмичного дыхания, типичного для повседневной деловой активности, когда работают лишь верхушки легких, и воздух застаивается в их малоподвижных нижних долях. Поэтому, прежде всего, что следует сделать, это научиться наблюдать и контролировать свой процесс дыхания. Попробуйте для начала, сохраняя привычный уже ритм 4 на 6, дышать полной грудью, совершая полные вдохи и выдохи. Вы сразу почувствуете, как, параллельно с повышением вентиляции легких, общая эффективность ритмической ходьбы повышается и ваше самочувствие улучшается еще больше. Обратите теперь ваше внимание на: Ø характер движения передней стенки живота; Ø в каком направлении происходит движение ребер; Ø куда движется диафрагма между брюшной и грудной полостями. Последний момент осуществить несколько сложнее, но в дальнейшем плоды занятия многократно окупят все затраченные вами усилия. Стоит напомнить 4 способа дыхания — общие в китайском ци-гуне, даосских оздоровительных практиках и индийской Хатха-йоге: 1) верхнее дыхание: ребра расширяются, ключица и плечи поднимаются; передняя стенка живота поджимается; диафрагма вспучивается вверх; 2) среднее дыхание: реберное: или межреберное дыхание: расширяется главным образом средняя часть грудной клетки, живот и ключицы пассивны; 3) нижнее дыхание: брюшное дыхание; здесь передняя стенка живота выпячивается вперед; диафрагма надавливает в конце вдоха сверху вниз, на кишечник; 4) полное дыхание: задействованы все области дыхательной системы и диафрагма; активизируются все клеточки легких и нервные окончания не только легких, но и всей передней части тела.
Перечисленные 4 типа дыхания располагаются также в порядке возрастания их полезности: наилучший тип — полное дыхание, наихудший — верхнее дыхание. Конечно, методику полного дыхания следует сначала освоить не в процессе ходьбы, а стоя где-нибудь на опушке или дома. Это предварительное разучивание полного дыхания лучше всего, пожалуй, осуществлять по следующей методике. Встаньте прямо; ничто не должно стеснять движений (поэтому лучше стоять, а не сидеть). Сделайте неспешный вдох через нос, наполняя нижнюю часть легких; живот при этом выпячивается вперед, округляясь, подобно мячу. Диафрагма, опускаясь, мягко нажимает на брюшную полость. Сразу после выпячивания вперед живота, продолжение вдоха плавно переходит в среднюю часть легких, раздвигая нижние ребра. Заканчивается вдох наполнением воздухом верхней части легких; грудь при этом выдвигается вверх-вперед, ключицы поднимаются вместе с плечами. Заканчивается вдох поднятием вверх диафрагмы, которая тянет за собой и переднюю стенку живота. Живот, естественно, втягивается, как бы стремясь подпереть снизу легочные мешки. Все это выполняется одним слитным движением, без разделения фаз: воздухом наполняется нижняя часть легких — низ живота — затем средняя часть от солнечного сплетения до средних долей — верхушки легких (одним единым движением, как одна морская волна!). Легкая задержка дыхания на 0,5-1 секунду предназначена здесь только для фиксирования фазы окончания вдоха; вдох заканчивается и переходит в плавный выдох. Выдыхание происходит в обратном порядке: сначала отпускается напряжение мышц живота, держа грудь по-прежнему слегка напряженной. Затем отпускается грудь и остальная часть живота, и выдох уже снова может смениться полным вдохом... Это полное йоговское дыхание примерно соответствует синтезу нижнего («огненного») и обратного дыхания даосов; однако есть и различия, и мы познакомимся с ними подробнее ниже, во время изучения нагнетающего дыхания. Если выполнить полное йоговское дыхание на ходу вам трудновато, то можно ограничиться на первых порах нижним брюшным дыханием: оно позволит прочистить легкие от застоявшегося воздуха, увеличить поступление в организм Праны-Ци и накопление ее, а также в итоге утяжелить нижний дан-тянъ. Стоит лишь заметить, что общая продолжительность полного йоговского (равно как одного лишь нижнего брюшного) дыхания поначалу не должна превышать 10-15 минут, и эту длительность следует очень осторожно увеличивать особенно пожилым людям, сердечникам и астматикам. Кроме того, следует избегать перенапряжения мышц туловища и живота, столь характерное для новичков, пытающихся сразу применять полное йоговское дыхание «на всю катушку». На практике можно найти некий усредненный вариант между полным йоговским дыханием и ритмической ходьбой с напряженным состоянием этих мышц. Вариант 5. Ходьба с прочисткой энергетических каналов Если вы наконец-то выбрались из загрязненной городской среды на чистую природу, то перед началом ходьбы 4 на 6 следует сделать несложное очищающее дыхание. Оно позволяет не только быстро вывести часть накопленных шлаков из организма, но и повысить КПД базового ритма 4 на 6. Существует несколько различных способов очищающего дыхания, как в статике, так и в динамике. Однако, поскольку продолжительность ходьбы в избранном ритме сама по себе имеет значение, и по ходу маршрута все более длительное нахождение в неизменном ритме становится все более ценной, то можно сэкономить время за счет проделывания очищающего дыхания все в том же ритме 4 на 6. Сама методика перекрестного дыхания, наверное, хорошо известна всем, кто когда-либо изучал простейшие приемы Хатха-йоги. Но там она предназначена для статического исполнения в медитативной позе. Я же сам, в течение нескольких лет, многократно испытал ее применимость и в движении, и всегда получал при этом просто превосходные результаты. Итак, суть методики довольно проста: войдя в ритм дыхания 4 на 6, как это подробно было раскрыто выше при описании базового варианта, следует минут через 5—7 ходьбы сделать простую прочистку левостороннего и правостороннего каналов, расположенных вдоль Сушумны и обвивающих последнюю в нескольких местах на своем пересечении с ней. То есть речь идет здесь об известных по индийской Йоге двух каналах пранического дыхания — Пингале (солнечного) и Иде (лунного) (см. выше, а также Рис.2). Техника этой прочистки может показаться сложной лишь при чтении: следует сложить кисть правой руки так, чтобы указательный и средний пальцы были согнуты и уперты в центр ладони (вблизи точки лао-гун, (смотрите Рис. 5). Мизинец оттопырен наружу, большой палец подводится к правой ноздре, а безымянный — к левой.
Вдох продолжительностью в 4 шага сопровождается дыханием через левую ноздрю, так как большой палец правой руки зажимает при этом правую ноздрю. Делая выдох, продолжительность в 6 шагов, пальцы переключаются и выдох происходит через правую ноздрю. Затем, не меняя положения пальцев, зафиксировав примерно на четверть секунды выдох, делается вдох через правую ноздрю на 4 следующих шага, а выдох — через левую на уже 6 последующих шагов. Это все составляет один цикл прочистки каналов без задержки дыхания. После него обязательно выполняются 2-3 обычных дыхательных циклов, когда обе ноздри свободны. Всего можно выполнить 3-4 цикла прочистки каналов Иды и Пингалы, не меняя даже самого темпа ходьбы, с интервалами в несколько минут. Переключающие движения пальцев правой руки, попеременно открывающие то левую, то правую ноздрю, будут выглядеть при этом подобно переключению кранников холодной и горячей воды в некоторых типах смесителей для ванны. Однако, очистительное дыхание в базовом ритме 4 на 6, как и при любых других возможных вариантах, всегда начинается вдохом через левую ноздрю и последующим (после выдоха) вдохом через правую ноздрю, и не иначе. Почему начало перекрестного дыхание здесь всегда идет именно через левую ноздрю? — я долго задавал себе этот вопрос. Но посмотрите сами, что происходит: когда поток воздуха ударяет вниз, проходя вдоль левого канала к Муладхаре, это создает вращательный импульс по касательной по отношению ко всей цепочке чакр, которые тогда как бы начинают вращаться против часовой стрелки (если смотреть со спины вперед на циферблат часов перед вами). Естественно, что на самом деле «вращения» чакр никакого нет, просто силовые воронки, или чакровые вихри, тогда испытывают стимул как бы к раскручиванию, или открытию. Следовательно, начало перекрестного дыхания посредством вдоха через левую ноздрю, при закрытой правой, создает импульс для активизации всех чакр вдоль позвоночного столба (Сушумны). Это, таким образом, — гармонизация-через-активизацию. Но есть, конечно, и некоторые другие практики, также обычно тантрического характера, когда вдох начинается через правую ноздрю, и тогда мы можем ожидать гармонизацию-через-уменьшение активности чакр (седативный эффект). Обычно я повторяю прочистку каналов в самом начале тренировки. Сделав 2-3 цикла прочисток через одну ноздрю, дальше минут 10-15 я хожу в обычном базовом ритме 4 на 6, а затем делаю ещё 2-3 цикла очистительного дыхания, не сбавляя скорости хождения. Не следует идти слишком быстро, или наоборот слишком медленно. Попробовав раз-другой, вы сами вскоре сможете найти оптимальную для вас скорость перемещения. Уверяю, что это упражнение действительно обладает превосходным очистительным действием и существенно оздоравливает даже на протяжении одного единственного маршрута. Однако, на первых порах не следует превышать общей длительности подобного очищения на ходу в 5-7 минут. Старайтесь не переборщить, но и не упускайте возможности использовать максимальным образом очищающие свойства природных ландшафтов. Ибо в городе это очистительное перекрестное дыхание на ходу категорически противопоказано. В противном случае вы лишь еще глубже заведете в свой организм автомобильные выхлопы и иные атмосферные загрязнители. Вариант 6. Ритмическая ходьба с накопительной Мудрой, или походка Силы (2) Также очень простым и одновременно очень эффективным методом, позволяющим существенно повысить КПД любого варианта ритмической ходьбы, является применение специальной мудры, предназначенной для пассивного накопления Праны-Ци, Соответствующее этой мудре положение пальцев следующее: средний и безымянный плотно соединяются вместе, параллельным образом, и их сложенные рядом подушечки накрываются подушечкой большого пальца; в итоге эти три пальца образуют кольцо. Указательный палец и мизинец оттопыриваются вперед, так что получается рогатка, или голова улитки с усиками (Рис. 6).
Эта мудра особенно требует симметричности исполнения ее правой и левой кистью: нельзя принимать эту накопительную мудру лишь одной правой или одной левой рукой. Замечу, что существуют два варианта этой мудры. Первый вариант состоит в том, что подушечка большого пальца точно закрывает кончики среднего и безымянного пальцев. Именно этот вариант, как показывает практика, дает наибольшие результаты для накопления Праны-Ци. Второй вариант накопительной мудры состоит в том, что средний, безымянный и большой палец на каждой руке просто соединяются вместе в щепоть. Этот способ наиболее эффективен для самоисцеления и медитативно-световой «обработки» заболевшего органа. Повторяю, что энергетические различия между этими вариантами есть; однако, некоторые авторы путают их в своих книгах. Так или иначе, вы легко сможете вскоре сами определять, какой из вариантов для вас лучше. Подобные различия и сами накопительные свойства мудры связаны с энергетикой ладони. Повторю, что большой, безымянный и средний пальцы выделяют энергию, излучают ее во внешнее, по отношению к аурическому кокону, пространство. Указательный палец и мизинец, наоборот, служат входными воротами для поступления внешней Праны-Ци в кисть руки (см. выше — Рис. За). Поэтому, если вы сложите подушечки указанных трех пальцев вместе в кольцо, потери энергии через кончики пальцев прекращаются, а открытые и выпрямленные указательный палец и мизинец всасывают дополнительные количества внешней Праны-Ци. Эта мудра настолько эффективна и целесообразна для увеличения энергетического потенциала организма, что ее нередко используют в статике: достаточно просто посидеть минут 10-15 (но не меньше), сложив пальцы на каждой ладони в эту мудру. Но этот метод требует известной чистоты энергетических меридианов и уравновешенной психики (!). Во время ходьбы, когда различные неуравновешенности в вашей энергетике скомпенсированы ходьбой с Джняна-мудрой, хорошо в чистых природных условиях сложить пальцы в эту накопительную мудру, и так продолжать ходьбу в избранном ранее ритме. Еще больше повысится КПД подобного способа ходьбы, если вы станете делать ладонями «подметающие» движения, вбирая в оттопыренные пальцы энергетические нити-лучи-поля приземных слоев энергий земли. Однако, все же не советую вам превышать 30 минут: накопление очень больших количеств Праны-Ци требует чистоты энергетических каналов и автоматически повышает эти требования по мере увеличения длительности разнообразных Пранаям. Если каналы вашей ауры недостаточно чисты, то накопление энергетики может увеличить какие-либо скрытые энергетические перекосы, которые вы раньше не замечали, и тогда они проявятся воочию. Так что будьте осторожны и не переборщите с длительностями! «Солдатский шаг» Этот довольно своеобразный метод ходьбы был открыт мною фактически дважды. Первый раз, еще в период службы в армии в 1983-1984 гг., я обнаружил, что зимой, при переходах на 5-7 км по хорошей дороге, он помогает согреваться. Второй уже раз, в период моего совершенствования практик ци-гун в 1996 г., я обнаружил все его положительные стороны уже в большем объеме. Последнее позволяет мне рекомендовать его читателям как полезное и простое средство для активизации защитных сил организма, усиления аурических оболочек и «включения» особых аурических механизмов. Солдатский шаг полезно выполнять как мужчинам, так и женщинам, то есть независимо от пола, возраста и других особенностей. Каждый имеет возможность быстро проверить его эффективность на себе, безотносительно довольно условного названия этого способа ходьбы. Приготовьтесь к ходьбе, сожмите пальцы рук в кулаки, поджав большие пальцы ладоней внутрь кисти. Это позволит сэкономить довольно значительные утечки энергии в окружающее пространство, обычно происходящие через большие пальцы рук. Представьте, далее, что все кости ног, от коленных чашечек до ступней включительно, заполнены изнутри Светом или расплавленным металлом желто-оранжево-золотистого цвета, который, прожигая нечистоты (как все примеси и шлаки сгорают при плавке в доменной печи), прочищает клетки костного мозга. Почувствуйте, как можно более реально, что ступни, щиколотки, голени и коленки способны впитывать Прану-Ци благодаря пористой структуре надкостницы. Теперь начинайте неспешно ходьбу: направьте вперед левую ногу, вытяните носок. Одновременно правая рука, полусогнутая в локте уходит также вперед, так что ладонь с центром лао-гун приближается к пупку. Начав такое движение, внешне имитирующее солдатский шаг, ставите на землю, на полную ступню, вытянутую вперед левую ногу на полную ступню, вполсилы ударив всей подошвой о поверхность земли. Затем делаете то же с правой ногой, и продолжаете ходьбу. Итак, шаг вперед левой: выдвинутая вперед левая нога с вытянутым вперед носком ступни ударяет, опускаясь, всей подошвой о поверхность земли; шаг правой: выдвинутая вперед правая нога с вытянутым вперед носком ступни также ударяет при опускании всей подошвой о поверхность земли. Раз-два, раз-два, раз-два... При выдвижении ноги вы представляете, как через немного оттянутый вперед большой палец ступни энергия входит в ногу (возле ногтя на наружной стороне большого пальца ступни действительно находится точка да-дунь, первая активная точка входящего в ногу меридиана печени), при постановке ступни на всю свою нижнюю поверхность, эта энергия передается дальше, вверх по ноге. При выдвижении вперед своей ноги ступни, щиколотки и голени втягивают в себя энергию всей поверхностью пористой надкостницы, а затем Прана-Ци передается дальше... Эта визуализация обычно получается не сразу и не у всех. Но со временем у вас будет все получаться нормально. Когда стопа выдвинутой вперед ноги вполсилы ударяется об землю, все 72000 тонких центров нади на ступне, ведущих к внутренним органам, активизируются. В этом состоит ещё один секрет лечебно-профилактического и стимулирующего эффекта такой походки. Не надо стараться ударять об землю нижней поверхностью стопы со всей силой — это не очень полезно для капилляров и связок щиколотки; не надо оттягивать носок выдвигаемой вперед ступни максимально: вполне достаточно немного вытянутого вперед большого пальца ступни и среднего по силе удара ступней об землю. Главное — постоянно удерживать в сознании визуализируемый образ входящей энергии Праны-Ци, реального очищения костного мозга желто-золотистым «расплавленным металлом» внутри всех костей нижней части ног и активизируемых биологически активных точек на всей нижней поверхности ступней при постановке ее на землю. Эта визуализация является основным элементом практики, без которого она не имеет смысла, а вытягивание вперед носка ступни и удар об землю — лишь вспомогательные биомеханические средства. Я сам когда-то довольно успешно использовал данный метод для уменьшения варикоза вен на ногах. Дело в том, что подобная походка «встряхивает» застойную энергетику и отложение шлаков в сосудах ноги, а визуализация вхождения Праны-Ци в нижние части ног наполняет их жизненной силой. Подобный солдатский шаг, также не следует практиковать на протяжении всей вашей обычной дистанции: вполне достаточно 80-100 м для активизации внутренних энергетических механизмов и согревания на морозе. Для ежедневной дистанции в 2-3 км хорошо выполнить солдатский шаг в начале, середине и ближе к концу маршрута, то есть с известными интервалами. Темп ходьбы также рекомендую средний: не следует делать шаги слишком медленно, или наоборот слишком быстро. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.072 сек.) |