АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЕЛАСКЕС И ПРОФЕССИЯ ЖИВОПИСЦА

Читайте также:
  1. В профессиях системы «человек—человек»
  2. ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ
  3. Дизайнер интерьера – востребованная профессия
  4. ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ
  5. Добрая, любимая, вечная профессия
  6. ЖУРНАЛИСТИКА: ПРИЗВАНИЕ, РЕМЕСЛО, ПРОФЕССИЯ
  7. ЖУРНАЛИСТИКА: ПРОФЕССИЯ В ЗЕРКАЛЕ МОДЕЛИ МИРА
  8. Журналистская профессия в обществе
  9. Интервьюер как особая профессия
  10. Педагогическая профессия среди других профессий
  11. Профессия архитектора в России.

 

В 1621 году умирает Филипп III и ему наследует Филипп IV, который

отдает правление в руки графа-герцога Оливареса, принадлежащего к самому

знатному роду Андалузии - к роду Гусманов. Граф-герцог собирает в Мадриде

своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Ранняя слава,

приобретенная Веласкесом в Севилье, способствовала тому, что и он призван в

Мадрид. Было ему тогда двадцать три года. Он столь удачно исполнил тут

портрет короля, что был немедленно назначен королевским живописцем и очень

скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. Это определило его судьбу. До

смерти своей он будет царедворцем, близким другом короля. Трудно вообразить

более монотонное и будничное существование. От родителей Веласкес

унаследовал кое-какое состояние, которое в сочетании с казенным жалованьем

совершенно освобождало его от заказных работ. Думаю, что во всей истории

живописи не бывало подобного случая: художник, который, по сути, не

занимается живописью как профессией. Единственной его обязанностью было

писать портреты монарха и его близких. Однако к этому минимуму обязанностей

очень скоро прибавилось положение личного друга короля. Надо заметить, что

король весьма редко просил Веласкеса написать какую-нибудь определенную

картину. Известно, например, что он заказал Веласкесу знаменитого

"Христа"[14] для монастыря Сан Пласидо и "Коронование Святой девы"[15] для

покоев королевы. Возможно также, некоторые портреты, вроде поясного портрета

герцога де Модена[16] или утраченного портрета герцогини де Шеврез, созданы

по прямому указанию короля. В других случаях его вмешательство не имело

характера заказа, а было просто дружеским пожеланием. Когда кое-кто из

художников, например итальянец Кардуччи, пытается из зависти умалить славу

Веласкеса, говоря, что он умеет только писать Портреты, Филипп IV устраивает

конкурс на тему изгнания морисков и настаивает, чтобы Веласкес принял в нем

участие. Полотно это, первая большая композиция в его творчестве, также

утеряно, однако Веласкес победил в конкурсе. Кардуччи, вероятно, скрежетал

зубами, когда ему пришлось в своей книге писать о "неожиданном "Изгнании

морисков"[17].

С этим странным внешним положением живописца, который не занимается

живописью как профессией, сочетается у Веласкеса крайне любопытный склад

душевный. Его семья, имевшая по линии Сильва де Опорто португальские корни,

была исполнена аристократических претензий. Она полагала, что происходит не

более не менее как от Энея Сильвия. Быть аристократом - вот что Веласкес как

бы ощущает своим подлинным призванием, а так как степень аристократизма в

эпоху абсолютной монархии измеряется для придворного близостью к особе

короля, то для Веласкеса главной его карьерой была череда дворцовых

должностей, на которые его назначают и кульминацией которых явилось

награждение орденом Сантьяго. Когда во время второй поездки в Рим, в 1649

году, он пишет портрет Иннокентия Х и папа жалует ему золотую цепь, Веласкес

возвращает ее, давая понять, что он не живописец, но слуга короля, которому,

когда приказано, он служит своей кистью.

В результате такого внешнего положения и душевного склада Веласкес

писал чрезвычайно мало. Многие его произведения утеряны, но, если б они и

сохранились, число их было бы поразительно невелико. Историки пытались

объяснить неплодовитость Веласкеса тем, что, мол, обязанности придворного

отнимали у него слишком много времени. Этот аргумент не может нас

удовлетворить - ведь любой художник тратит гораздо больше времени на реплики

своих картин и вынужденный труд, на переезды и преодоление житейских

трудностей. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса.

В его деятельности живописца доля, отведенная придворной должности,

сводилась к минимуму, и он мог заниматься живописью ради самого искусства,

не заботясь ни о мнении публики, ни о вкусах заказчика, решая все новые

технические проблемы. Если внимательно изучать картины Веласкеса, мы

обнаружим, что в большинстве из них стимулом к созданию была новая задача в

искусстве живописи. Отсюда не только их малочисленность, но также их особый

характер - многие картины следует рассматривать как этюды, часто даже не

завершенные.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)