АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ БУДДЫ

Читайте также:
  1. CAC/RCP 1-1969, Rev. 4-2003 «Общие принципы гигиены пищевых продуктов»
  2. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  3. I. Цель и задачи изучения дисциплины
  4. II. КРИТИКА: основные правила
  5. II. Общие принципы построения и функционирования современных бизнес-структур
  6. II. Основные модели демократического транзита.
  7. III. Основные задачи Управления
  8. III. Основные обязанности администрации
  9. IV. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОКИ УЧЕНИЯ ОБ АТОМЕ
  10. IV. Основные обязанности работников театра
  11. SCADA. Назначение. Возможности. Примеры применения в АСУТП. Основные пакеты.
  12. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола

 

Однажды, проезжая во время прогулки по городу в окружении танцующих и поющих девушек колеснице, Сиддхартха увидел покрытого болячками больного, сгорбленного годами немощного старца, похоронную процессию и аскета, который окунулся в думы. После этих четырех встреч он посмотрел на мир другими глазами. Он узнал о страданиях, выпадающих на долю человека. Той ночью он незаметно покинул свой дом, чтобы самостоятельно найти путь, который бы освободил людей от страданий. Путь к спасению открылся на берегу реки Напранджани в городке Урувилия (в настоящее время Бух Бодх-гая). Под кроной дерева Сиддхартха узрел истину, и стал Буддой. Считают, что суть открытия сделанного Сиддхартхой в день большого прозрения (это и есть суть самого буддизма), изложена Буддой в первой его проповеди. В ней коротко раскрывается учение о четырех «святых истинах»: «жить — значит страдать», «причина страданий желания», «для освобождения от страданий нужно избавиться желаний». Путь избавления от желаний — придерживаться учения которое может привести верующего к главной цели его бытия — нирване (успокоению), состоянию полного преодоления человеческих чувств, желаний, вечного блаженства в жизни с божеством и абсолютному покою. Способ избавиться от желаний — это подражание пути спасения, который открыл Гаутама и изложил в восьми принципах:

1) правильное понимание четырех благородных истин;

2) правильные стремления, намерения;

3) правильный язык (преодоление обмана и утверждение правды);

4) правильное поведение (не убивать, не красть, быть человечным);

5) правильный образ жизни (в соответствии с человеческими добродетелями.

Будда находит собственный, “срединный путь”, избегая как крайностей столь характерного для Древней Индии аскетизма, так и чрезмерного эмоционально-чувственного отношения к жизни. При этом учение о пути нравственного спасения он излагает на общедоступном языке обыденных образов и понятий. Ядром учения становятся «четыре благородные истины».

1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря — все проникнуто страданием.

2. Существуют причины человеческих страданий. Это, с одной стороны, объективное и безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, — волнение «океана жизни». Для человека этот процесс есть бесконечное перерождение (сансара) и претерпевание как действие прошлых рождений на настоящее и будущее виде морального воздаяния (карма).

3. Страдания можно прекратить еще в настоящей жизни. Поскольку человеческое желание, согласно буддизму, охватывает фактически все эгоистические мотивы человеческой деятельности в стремлении весь мир «сделать своим», то выход — не в подавлении воли или ее «переключении» с одного естественного объекта на другой. Воля должна быть направлена внутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека — абсолютности его «Я». Тем самым, чисто онтологическая предпосылка учения буддизма об иллюзорности и изменчивости духовных состояний человека при обретает здесь явно нравственный оттенок: намечается путь преодоления нравственных пороков и собственного эгоизма, нравственного самосовершенствования посредством радикальной трансформации своего «Я».

4. Есть путь избавления от страданий. Это — восьмеричный путь, ведущий к нирване (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели). Этапами этого пути являются:

  • правильная вера — признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего совершенствования;
  • правильная решимость как отказ от дурных намерений, вражды к близким и т. п.;
  • правильная речь — результат правильной решимости, воздержание в речи от лжи, клеветы, оскорблений и т. п.;
  • правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, от воровства, удовлетворения дурных желаний;
  • правильный образ жизни — обеспечение своих потребностей честным трудом;
  • правильное усилие — постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их на добрые;
  • правильное направление мысли — взгляд на вещи, подлежащие вытеснению из сознания, как на чуждые и чужие, а не как на «мои», неразрывно связанные с «Я»;
  • правильное сосредоточение — принятая в йоге психотехника, ведущая к нирване, «обузданию мысли и чувства», когда окончательно преодолеваются привязанности и страсти, суетные и греховные отношения к миру. Человек, достигший духовного совершенства в нирване, становится архатом (буддийским святым).

Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, в котором, по замыслу автора, единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и между интеллектом и поэтическим чувством. рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные — отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества: и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.

Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Никакой авторитет не должен становиться между учеником и истиной, даже авторитет Будды. Ученик должен открыть истину сам, и только сам. «Будьте сами своими светильниками, — скажет Гаутама перед смертью. Сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя, И чистота, и скверна связаны с самим собой. Никто не очистит тебя, кроме самого тебя».

По преданию, Гаутама умерщвлял свою плоть шесть лет, в конце концов, он научился жить одним конопляным зернышком в день и с утра до вечера сидел, прижав язык к небу, стараясь не думать ни о чем суетном. Во всем этом нет ничего необычайного для Индии. Вардхамана Махавира продолжал такие подвиги 13 лет, до полной победы над своей плотью, над всеми желаниями. Необычно другое: то, что Гаутама почувствовал, что путь этот никогда не принесет ему удовлетворения. И вовсе не потому, что он не в силах его продолжать, а потому, что это не «То». Точно так же, как не «То» было все, преподанное ему многочисленными учителями. И вот, оставив друзей-аскетов, осыпавших его насмешками за отступничество, Гаутама удалился от них и жил скромно, питаясь подаянием, но, не голодая и не понуждая себя сверх меры. Он предоставил собственной душе свободу в поисках пути, следуя скорее вдохновению, чем методу. И однажды, сидя под деревом бодхи, Гаутама что-то увидел и услышал, почувствовал и понял то, что превосходило все слова и о чем можно было только сказать Что же это было? Вероятно, то же экстатическое вдохновенное состояние, что и у основателей других мировых религий. Состояние внутреннего открытия — открытия смысла мира, когда ряд ничего не говоривших сердцу разрозненных предметов вдруг видится некой величественной стройной целостностью. Музыка вместо разрозненных звуков, гармония вместо случайности. И сам человек чувствует себя некой мировой раковиной, вмещающей всю музыку мира. У каждого из испытавших это состояние рождался свой язык символов. Гаутама свое новое состояние назвал «татхата» (букв. абсолютная подлинность), а себя самого «татхагатой» (достигшим абсолютной реальности, по ту сторону слов). Больше не осталось старой затемненной природы. Он как бы озарился внутренним светом и почувствовал себя просветленным (буддой). Больше не у кого было учиться. Его непосредственно учила жизнь, с которой он каждое мгновение был связан.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)