|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разделение труда при изготовлении книгВ эпоху раннего средневековья книги изготовлялись главным образом в монастырях. Для изготовления книг, сшитых в форме кодекса, как правило, устанавливалось разделение труда. Работу начинал пергаменариус (если пергамен не закупался готовым из соответствующих мастерских). Заполнение листа (folium) текстом облегчалось нанесением линий строк и полей, которые, начиная с V–VI столетий, вдавливались костяным ножом, а с XII–XIII столетий наносились свинцовой палочкой или чернилами. После такого линования приступал к своей работе писец текста. Свободные места, оставлявшиеся для инициалов, миниатюр и прочего иллюстративного материала, заполняли иллюминатор и миниатор при помощи красок и золота или серебра. Рубрикатор (ruber — красный) писал красной краской заглавия и начала глав. Особое внимание обращалось на художественное оформление рукописи. Последним приступал к работе над книгой переплетчик (лигатор). Переплеты делались из дерева и покрывались кожей, а более ценные тома снабжались золотыми и серебряными рельефами и украшениями из слоновой кости и драгоценных камней. Застежки, ремни и замки давали возможность запирать книгу. Примеры для переплетов заимствовались у народов Востока, где переплетное искусство, как по технике, так и художественному оформлению было на замечательно высоком уровне. Европейцы, ознакомившись в XV столетии с такими переплетами, сначала в Италии, а потом и в других странах, попали под влияние этого искусства. В XIII и XIV столетиях, помимо монахов, появляются новые писцы из светских лиц — горожане, ученые и другие. Наиболее известное сообщество их находилось в Девентере (Голландия) и именовалось «Братия пера». В широких массах все более растет стремление к образованию. Причины этого — рост городов, тесно связанный с подъемом ремесленного производства и торговли, борьба городов за свою самостоятельность, борьба светской власти против папской и влияние нового гуманистического мировоззрения. В середине XII столетия и позже начинают одно за другим возникать высшие учебные заведения — университеты. Монастырское же искусство начинает чахнуть. Благодаря светским копировщикам, переписка книг в XIV столетии становится массовой. Завоевывают себе право на существование научная и художественная литература; латинская книга уступает первенство книгам, написанным на национальных языках. Простые виды курсивного письма, выполняемого быстро и небрежно, стали употребляться и в качестве книжного письма, и художественное качество последнего сильно упало. В XIV столетии пергамен начинает постепенно вытесняться бумагой. Бумага была много дешевле пергамена и поэтому последний стали употреблять только для более ценных книг и документов. На пергамене печатались частично и первые книги. Непрерывно растущий спрос на книги могло удовлетворить только их механическое размножение — печатание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |