|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРЕЗРЕНИЕ И ПРИЗРЕНИЕ ПАДШИХ И НЕДУЖНЫХ
(светские и христианские позиции)
Чтобы не произошло недоразумения с толкованием близко звучащих слов «презрение» и «призрение», обращусь к В. И. Далю. Презирать кого-то — чем-то «пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения. Презрение... чувство пренебрежения и омерзения» (1980, т. 3, с. 392). Призреть — значит взглянуть, поступить «со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно... принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой» (т. 3, с. 414). На Руси губернские приказы общественного призрения заботились о нищих, калеках, больных, сиротах, содержали их за счет земства. «Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих!» — этой моральной установкой руководствовались россияне на протяжении многих веков. Передовая интеллигенция России всегда считала аморальным презрение человека любого низшего сословия, осуждала реакционную философию немецкого писателя Ф. Ницше, который призывал к презрению больных и убогих. Ницше (1844—1900) в «Антихристианине» утверждал: «Пусть гибнут слабые и уродливые — первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока?—Сострадать слабым и калекам... Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, страдания и без того дорого обходятся» (1989, с. 19 и 21). К чести россиян—они не следовали призывам Ницше. У них были свои духовные наставники. Один из них — А. С. Пушкин. Обращение к униженным, оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным героям — характерная черта творчества русских писателей. Живое чувство сострадания, вины, покаяния очищает душу человека. Призывом проявлять милосердие к падшим, убогим, недужным пропитана вся христианская религия. Воспитание милосердия к падшим и недужным было одной из замечательных русских традиций, которой следовали и великие княжны, и простые крестьянки. Но, к сожалению, взгляды на эту традицию резко изменились в советский период, когда началась широкая атеистическая пропаганда. Как известно, она отрицала наличие души у человека. Бездушный человек стал героем дня. Главное достоинство такого героя — сила. У него «вместо сердца – пламенный мотор». Д. Гранин с горечью отмечает, что писатели воспевали героику, подвиги людей, преодолевающих трудности, бесстрашных борцов. «Но где были произведения о людях, не могущих одолеть несправедливость и тяготы жизни, о тех, кто пал духом и отчаялся? ...Нельзя забыть о том, что со времен «Тихого Дона» - этого великого, волнующего призыва милости к падшим — голос милосердия звучал все реже». В нашей послевоенной литературе, по мнению писателя, нельзя найти строк сочувствия к народам, которых выселяли с родных мест, к миллионам, которые безвинно претерпели фашистскую оккупацию, плен (1987). Основы нравственности и добродетели должны закладываться в здоровой семье. Охранитель нравственности в семье - мать. Именно мать формирует духовную личность, способную любить Родину, служить ей, она закладывает в характер человека особую доброту, действенную любовь к людям. С провозглашением равноправия советской женщины ее роль в семье претерпела значительные изменения. Сделан перекос в сторону ее активного участия в коллективизации, индустриализации… Созданная в стране система материнства и детства по сути дела отлучила ребенка от матери. В результате дети, которые потеряли постоянный контакт с матерью в раннем детстве, вырастают сухими, недостаточно эмоциональными. «Раннее отлучение матери от ребенка, — источник духовной оскудненности будущего человека», - отмечает академик Л. Бадалян. - Ни одна нянька, ни одна воспитательница не сумеет заменить мать». Деформированное, атеистическое нравственное воспитание, основы которого закладываются в семье, продолжается в школе. Выполняет ли свою просветительную и педагогическую миссию наша школа? Увы. Последствия духовного и социально- экономического кризиса ощущаются и в этой сфере. За малым исключением в учителя ныне идут те, кто лучше не мог устроиться. Неудивительно, что ныне в школе, как в казарме. Кроме того, здесь царят воровство, наушничество, грабеж младших учащимися старших классов, групповые избиения, вымогательство. Вот где истоки армейской дедовщины. На нашу долю выпало большое испытание: в период чрезвычайной напряженности, осуществляя ревизию человеческих духовных сил, укладов, путей развития нашего общества, мы должны решить нелегкие задачи. Большие надежды в разрешении социальных проблем мы возлагаем на Русскую Православную церковь. Благодаря благотворным изменениям она обрела возможность более действенно осуществлять свою гуманную миссию, особенно в исконно присущих ей сферах — милосердии, благотворительности, просветительстве; помочь россиянам понять то главное, ради чего мы с вами, коллега, живем? Какой девиз более всего близок нашей миссии врачевателя? По Гиппократу: Medicus – amicus et servus aеgrotum (медик – друг и слуга больного). Великий хирург, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий - архиепископ Лука призывает нас: «Наши уши и наши очи должны быть всегда направлены к тому, кто «ждет милосердия и помощи» (1990). К нам обращен призыв И. Северянина (1990):
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |