|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КУЛЬТ ВЛАСТИ, ЖЕСТОКОСТИ И ЗЛА
История учит, что в условиях тоталитарного режима власть имеет все: роскошную жизнь и подобострастие окружающих, лучших женщин, право высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять свои причуды, защищать себя от врагов и подозрений. А кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства. Во все мрачные времена культа власти хана, царя, вождя, культа необузданной жажды власти над людьми, деформировались такие высокие чувства, как милосердие и дружба. Когда Миром правят насилие, злоба и месть. Что еще на земле достоверного есть? Где счастливые люди в озлобленном мире? Если есть— их по пальцам легко перечесть. О. Хайям На пороге XXI века мы являемся свидетелями и жертвами эскалации произвола и насилия. Насилие, озлобление в нашем обществе зародилось давно. Под видом интересов народа утверждали мораль, когда не стыдно было отречься от родителей, вчерашнего товарища, убить «врага», «угнетателя» народа, не смущаясь тем, что при этом гибнут ни в чем не повинные люди. Так, по указанию Софьи Перовской был взорван экипаж царя Александра II, при этом мальчику-разносчику осколком срезало голову. Никаких шансов на успех «во имя народа» не имели хладнокровные убийства царей и их приближенных, совершенные главой «Народной воли» Сергеем Дегаевым, террористами Василием Генераловым, Александром Ульяновым, Петром Карповичем, Александром Петровым и многими другими. Тем не менее многие поколения советских людей воспитывались на «гуманизме», «патриотизме» названных политических террористов. Богинями мести именовали в наши школьные годы Софью Перовскую, Веру Засулич, Гесю Гельфман и других террористок, «борцов за счастье народа». Октябрьская революция одной из своих задач ставила полную ликвидацию насилия, уничтожение насильственного господства одной части общества над другой. Строфа Интернационала звучала так: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья...» Однако, говоря о диктатуре пролетариата, В. И. Ленин писал: «Диктатура - есть господство части общества над всем обществом, и притом господство, опирающееся на насилие» (1962, т. 30, с. 122). В начале 1918 г. он говорил о необходимости «очистки» земли российской от всяких вредных насекомых», от «блох-жуликов», «клопов-интеллигентов». В работе «Как организовать соревнование» вождь рекомендовал меры «воспитывания народа»: «В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, пол-дюжины рабочих, отлынивающих от работы. В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем - снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом – расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве» (1962, т. 35, с. 204). Сегодня мы вынуждены говорить правду о мертвых (de mortuis – veritas!), как и о их делах, порождающих зло. Конечно, трудно судить прошлое, однако горькое осознание того, что жестокость изначально присутствует в социальном потрясении России, которое мы более 80 лет именуем Великим Октябрем, дает право наконец-то иметь и отстаивать свое мнение. С первых дней власти большевиков террор объявлен государственной политикой. В послеоктябрьские годы происходило правовое одичание, отмечался необычайный подъем жестокости, планомерно началось уничтожение культурного слоя общества. Интеллигентный человек воспринимался как враг пролетариата и революции. Медленно, но целенаправленно истреблялись национальный разум и человеческая мудрость. Доктор философских наук А.С. Ципко пишет, что «они, ленинская гвардия, прибегли к гражданской войне и к террору не под влиянием насилия и мерзостей русской жизни, как утверждают некоторые наши публицисты, а в результате сознательного, добровольного выбора. Сделали ставку на русский бунт, бессмысленный и жестокий, жаждали классового пожара в России, провоцировали драку до кровавых побоев" (1990, с. 6). Можно ли оправдать жестокую расправу с матросами Кронштадта в марте 1921 г.? В ответ на их требования «покончить с продразверсткой», «снять продотряды», «прекратить душить мужика» М.И. Калинин обвинил матросов в подрыве власти Советов. Они были арестованы и расстреляны. В Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. расстреляны не только царь Николай II, царица Александра Федоровна, но и их дети (Алексей, Татьяна, Ольга, Анастасия, Мария), доктор Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов. Расстрел осуществлен в «интересах народа», мнения которого никто не спросил (оно ведь могло быть иным). Эти незаконные убийства, как мы теперь знаем, только начинали цепи беззаконных убийств в нашей стране. И перестали быть безнравственными самосуд, донос, предательство, убийство. Бессудные расстрелы охватили тысячи невинных. Части особого назначения, например, имели задание истребить казачество с детьми и женщинами. Из 360000 священнослужителей к концу 1919 г. осталось 4000. Нередко аресты и расстрелы казаков, священнослужителей, меньшевиков, эсеров, кадетов, анархистов, монархистов сопровождались ложными обвинениями в их «кошмарных», «варварских преступлениях» (Солоухин В., 1988). В период коллективизации, по мнению В. П. Астафьева, «в России было возобновлено своего рода крепостное право, только под эгидой демагогии и безответственности. Если крепостник за своих крепостных отвечал (хоть и продавал и покупал, но учет им вел, обязан был кормить), то спроси-ка сейчас, сколько во время коллективизации было по деревням «мертвых душ» — никто никогда не скажет… По всей стране миллионы людей, сотни тысяч крестьянских семей сорваны со своих мест и рассеяны как попало по просторам России. Гражданская война, быстро подскочившая и взявшая буквально за горло, коллективизация, годы репрессий обесценили жизнь, обесценили землю, породили неуважение к родным местам, родителям своим, которых разослали в даль невиданную и от которых можно было отказаться. Все это не могло не привести к духовному распаду, к нравственному и моральному оскудению» (1987, с. 45-47). В тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Даже сочувствие запрещалось. Нормальные человеческие чувства расценивались как подозрительные, а то и преступные, потому что могли помешать беззаконию, жестокости, оговору, избиению, уничтожению. В тридцатые и сороковые годы понятие «милосердие» исчезло из нашего лексикона, поскольку уничтожение инакомыслящих стало генеральной линией лидеров России. В этом сдвиге государственной морали, когда, по С.Михалкову (1988):
на старшее поколение стали смотреть, как на отработанный пар, на инвалидов – как на объект, своим видом портящий нашу «прекрасную» действительность.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |