|
|||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДЕФИЦИТ МИЛОСЕРДИЯ И ЕГО ПАТОГЕНЕЗДОБРОТА
Дифференцировать истинную и ложную доброту сложно, но возможно. В этом могут помочь размышления С.Цвейга о сострадании истинном и ложном. "Есть два рода сострадания, - пишет Стефан Цвейг. – Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья: это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Другое же сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, что хочет, и полно решимости, страдания и сострадания, сделать все, что в человеческих силах" (Цит. по: Лихтенштейн Б.И.,1975, с. 10). Предлагаю на Ваш суд и классификацию каналов проявления доброты. К каналам проявления доброты могут быть отнесены: 1. Вербальный, слово (исцеление добрым словом); 2. Невербальный: жесты, позы, мимика, глаза; 3. Руки, как уникальный биологический прибор обследования, лечения; 4. Профессиональный труд. Пристальное и пристрастное мое внимание к проблеме милосердия врача и студента, наверное, легко понять, ибо прав А.Дементьев (1990, с. 15), утверждающий:
ДЕФИЦИТ МИЛОСЕРДИЯ И ЕГО ПАТОГЕНЕЗ
В своих размышлениях о дефиците милосердия в России на пороге XXI века я не одинок и я не первый открываю эту грустную страницу истории. Совсем недавно, в 1978 году Д.Гранин остро писал о том, что термин "чувство милосердия" для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам, "сестра милосердия", "брат милосердия" – даже словарь дает их как устаревшие понятия. Вместе с тем, и я глазами очевидца (de visu) замечаю, что в нашей жизни больше становится жестокости, озлобления, особенно в последние десятилетия, а "чувство милосердия" слишком часто "отвергается нашей жизнью". Да и вы, конечно, замечаете, что вокруг нас нет лиц радостных, улыбающихся, смеющихся? Лица угрюмо озабочены, недобры. Иногда кажется, что сам воздух магазинов, больниц, школ, вокзалов и улиц пропитан ненавистью. Улицы обезлюдели даже в непоздние вечера, одинокие пешеходы, подгоняемые страхом, спешат в укрытие. С каким-то безысходным отчаянием, со вселенской тревогой уголовная хроника последнего времени живописует ограбления, насилия, поджоги, убийства, пароксизмы наркомании и пьянства, разгул проституции… В школах царит насилие, младших бьют и обирают старшие. В армии царит дедовщина… В роддомах все чаще матери отказываются от новорожденных. Новорожденных нередко находят в мусорных контейнерах… О глубоком моральном кризисе в обществе пишет юная наша землячка Людмила Букина (1989):
Так почему "никто никого не любит", почему наше милосердие становится устаревшим, немодным? Мудрый И.Северянин утверждает, что зло, "грех, убийства и…вериги" (кандалы) имеют благодатную почву в "убогих хижинах", где голод, пьянство, "вечно скорбь" (1990).
На мой взгляд, существует ряд и других причин эпидемии озлобления в России, но причина из причин (causa causalis) – жестокий культ власти.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |