АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция Просветительства и зарождение революционного мировоззрения в России

Читайте также:
  1. L.2. Зарождение кристаллов.
  2. АПК России. Аграрная реформа в РФ и ее влияние на аграрный сектор хозяйства. Новые формы собственности на землю и новые формы хозяйствования.
  3. БЛОК ВТОРОЙ. Торжество идей революционного переустройства российского общества (ноябрь 1917 – март 1921гг)
  4. Валютная система и эволюция мировой валютной системы
  5. Внешняя политика РФ: эволюция, основные приоритеты.
  6. Во время пешеходной экскурсии по Красной площади Вы окунетесь в многовековую историю столицы России.
  7. Вопрос 46. Эволюция менеджмента как науки
  8. Вопрос №12 «Восстановление государственности и в 1 пол 17 века и зарождение институтов абсолютизма»
  9. Вопрос №25 «Социально – политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России. Реформы С.Ю.Витте»
  10. Глава 1. Эволюция туризма. Классификация туризма
  11. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека (Аристотель).
  12. История государственного герба России.

Просветительство в России, его истоки и особенности. В конце 60-х годов, следуя политике «просвещенного абсолютизма», императрица инициирует «либерализацию» издательского дела, предоставляя полную свободу частной инициативе в издательском деле. Екатерина сама издавала журнал «Всякая всячина». Таким способом августейшая особа решила сама разоблачать пороки общества, нести свет разума «в народные массы». Дворянская аристократия в подавляющем большинстве лишь играла с трудами французских философов. Для них это была мода. Беспрепятственное издание произведений французских философов способствовало проникновению просветительских идей в широкие круги дворянской и разночинной интеллигенции. Сочинения французских просветителей ходили по рукам в студенческой среде Петербурга и Москвы, в среде дворянской молодежи. Довольно большими тиражами издавались лучшие произведения Вольтера, Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле. Направления российского Просветительства и просветители антифеодальной направленности. В это время в России начинает активизироваться передовая общественная мысль - просветители. Критика крепостного права, самодержавия. Екатерине приходилось оглядываться на общество. Борьба двух тенденций в критике крепостничества. Среди группы критиков, охраняющих крепостничество, были и такие, которые предлагали реформы. Одним из них был П.И. Панин. П.И. Панин, брат воспитателя цесаревича Павла Н.И. Панина, был крупным военным деятелем. После участия в работе комиссии о несостоятельных должниках он подал в 1763 г. на имя императрицы записку по крестьянскому вопросу. В ней были изложены советы по борьбе с крайними злоупотреблениями помещиков. П.И. Панин предлагал, в частности, прекратить практику продажи крепостных поодиночке и продавать их только семьями, запретить торговлю рекрутами, установить губернаторский надзор над наиболее жестокими помещиками. Наконец, П.И. Панин предлагал установить максимум в крестьянских повинностях. Широкое распространение идей Просвещения способствовало выдвижению целой плеяды оригинальных русских мыслителей, произведения которых олицетворяли иную тенденцию в критике крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, эти мыслители стояли прежде всего на позициях человеческой нравственности и морали, их резко отличали беспредельная ненависть к крепостничеству, горячая забота о несчастном положении крепостных крестьян. Представители раннего просветительства в России и их вклад в развитие российского буржуазного демократизма. Новиков Николай Иванович (1744-1818) – критикующий политику государства журнал «Трутень», потом еще один, «Живописец», в 1769-1773 гг. Изобличали пороки, порожденные крепостным строем, и политическую систему в целом – причиной всех пороков считал крепостное право, унижавшее человеческое достоинство крестьян и растлевавшее помещиков своей безнаказанностью, а также деспотизм и отсутствие свобод. Драматург и поэт А.П. Сумароков был одной из влиятельных фигур придворного общества, к его советам прислушивалась и Екатерина II. Вместе с тем Сумароков был одним из критиков крепостничества. В его сочинениях и, в частности, в записке «О домостроительстве» была дана резкая критика вопиющих злоупотреблений крепостным правом. Но позиции критика четки и недвусмысленны — он доказывает заинтересованность помещика в благополучии своих крестьян. Ярким представителем передовой общественной мысли был и Я.П. Козельский — автор «Философических предложений», явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России. Козельский протестует против распространенного в дворянском обществе понятия о крестьянах как о низшей породе людей. Следуя теории естественного права, он считает, что люди равны от природы: «Подлым является не тот, кто беден, а тот, кто совершает подлые дела». 70-80-е годы XVIII века. Внутренние и внешние предпосылки эволюции Просветительства. Идея естественного права (Татищев, Щербатов, Феофан), в связи с необходимостью создания национальной идеологии, свободной от церковного мышления. Татищев, например, выступал за обустройство общества на основе естественного права, дарованного всем людям - ни церковь, ни государство не вправе отменить автономию личности. Самые известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой идеологии, благодаря им, становятся идеи свободы и достоинства человека. Основное содержание процесса - утверждение свободы и разума. Философская деятельность во многом определяется достижениями Запада, однако начинается самостоятельное движение. Основные темы - нравственность и общество. Обмирщение и просвещение разума сопровождается сильным гуманистическим импульсом. Позиция М. Щербатова. (1733—1790). Сын архангельского губернатора, потомок Рюрика, он был выдающимся общественным деятелем, публицистом, занимался историей и экономикой. После кончины автора власти попытались приобрести его библиотеку и преуспели в этом, однако предвидевший такое развитие событий князь перед смертью определил ряд бумаг, которые семье надлежало скрыть. Его публицистическое наследие в руки властей не попало и продолжало храниться в семейном архиве. До публикаций в 1850-е гг. некоторых бумаг Щербатова, в частности издания в 1858 г. А. И. Герценом памфлета «О повреждении нравов в России», эта сторона деятельности князя за редкими исключениями оставалась неизвестной. Если публицистика и воспоминания Щербатова являлись terra incognita для отечественной общественной мысли до 1850-х гг., то незаконченный утопический роман, написанный в 1784 г. («Путешествие в землю Офирскую г-на С... швецкаго дворянина»), ожидал встречи с читателем еще дольше. Он был опубликован лишь через 112 лет после создания — в 1896 г. «Путешествие» тесно связано с остальным массивом памфлетов, мемуаров и рассуждений Щербатова, образующим единый комплекс сочинений, подвергающих общественный строй современной князю России жестокой критике. В противовес обличаемому реальному порядку Щербатов рисует в утопии позитивный идеал государственного устройства. Утопию Щербатова можно охарактеризовать как сочинение, выдержанное в духе «дворянского корпоративизма». При анализе форм правления западноевропейских государств наиболее привлекательной из них ему представлялась английская конституционная монархия. Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Новиков Николай Иванович (1744-1818) – критикующий политику государства журнал, потом еще один. Екатерина их закрывала. Новиков посажен в Шлиссельбургскую крепость - 1792. Формирование взглядов А.Н. Радищева и их проявление в его произведениях. Радищев (1749-1802) ставит вопрос о ликвидации крепостного права – конец 70-х. 1790 – «Путешествие из Петербурга в Москву». Арест Радищева на 2,5 месяца, 1790, ссылка в Сибирь на 10 лет. Радищев явился символом радикального гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении, получает высшее значение. "Путешествие из Петербурга в Москву" - пример критики социального неравенства, бюрократизма, беспредела.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)