|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественно-политическое движение в 40-х годах XIX века. Петра- шевцыКружок Буташевича-Петрашевского возник в 1845г в Петербурге. Участники:Салтыков, Плещеев, Достоевский. За время существования кружка (1854-1849гг) его цели и задачи менялись: от знакомства с теориями западноевропейских социалистов-утопистов до их пропаганды в самой широкой социальной среде. Петрашевцы были сторонниками отмены крепостного права, ликвидации монархии, введения демократических свобод. Некоторые участники кружка выступали за революционный путь преобразований. Достаточно широко в среде петрашевцев были представлены идеи утопического социализма.
Члены кружка искали для своей страны выход в модном тогда французском социализме. Объединило их вначале чтение книг из уникальной библиотеки Петрашевского. На первых собраниях речь шла о настоениях в обществе и о наболевших социальных проблемах. Эмоционально звучали рассказы о бессмысленной муштре и безжалостных наказаниях в армии, взяточничестве чиновников, невозможности свободного творчества. Большинство членов кружка не были, да так и не стали социалистами или революонерами. Рассуждая о необходимости реформ (введения свободы печати, отмены крепостного права), они не видели иного пути их осуществления, как легального. В оживленных беседах у Петрашевского петербургская молодёжь отводила душу, возмущаясь цензурными притеснениями, тяготевшими над литературой. Членам кружка доставляло наслаждение читать в оригинале книги по экономике, истори, философии, без “всяких до абсурда нелепых цензурных помарок и вырезок”. Петрашевский зажигательно пропагандировал идеи социалистов, и пржде всего, конечно, Фурье: проповедовал гармоничное, справедливое общество, где каждый мог бы раскрыть свои способности, трудиться и получать достойное вознаграждение, не угнетая при этом других. Люди будущего, в мечтах Фурье, должны были объединиться в общины - “фаланги”, и жить во дворцах-мастерских - “фаланстерах”. Петрашеский попытался воплотить в жизнь идеи французского социалиста. В своём имении он построил фаланстер, но перед самым заселением дом-дворец сгорел. Едва ли, однако, фаланга, в сущности напоминавшая “военное поселение на гражданский лад” времен Аракчеева, коренным образом изменила бы подневольное положение крестьян и принесла бы им облегчение. После смерти Николая 1 многие петрашевцы были помилованы, кроме Петрашевского. Европейские события 1848г (баррикады во Франции) повлияли на столичное общество. Весь Петербург превратился в бесконечное множество кружков, в которых обсуждались российские и европейские новости. “Пятницы” в доме Петрашевского стали еще более шумными и многолюдными. Деятельность кружка не могла больше оставаться не замеченной властями, особенно после “революционной тревоги” 1848г. Для выявления “оппозиционеров” в кружок внедрили агента-провокатора Антонелли. В апреле 1849г кружок был разгромлен полицией, к следствию были привлечены 123 человека. Однако создать картину широко “разветлённого “заговора не удалось, большинство допрошенных пришлось отпустить. Перед военным судом предстали лишь 22 человека, из которых 21 чел был приговорен к “расстрелу”. “Расстрел” - так как произола лишь его инсценировка, все осужденные получили различные сроки каторги. Инсценировка была задумана царём для того, чтобы одновременно подчеркнуть суровость кары и милосердие монарха Общественно-политические течения в русском обществе оказали определенное влияние на становление национальных настроений. Так, в начале 1846г в Киеве было создано тайное украинское общество – Кирилло-Мефодиевское братство, названное так по имени создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Учредителями общества были: профессор университета историк Костомаров, писатель Кулиш, поэт Шевченко. Участники братства выступали против крепостного права, сословных привилегий, а также за национальное и социальное освобождение Украины и образование славянской демократической федерации со столицей в Киеве. Федерацию должны были образовать Россия, Украина, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Законодательную власьб осуществлял двухпалатный сейм, исполнительную – президент. Реализовать свою программу члены братства предполагали мирным путем. В марте 1847г по доносу провокатора начались аресты членов общества. Жестокое наказание понес Шевченко, сосланный в солдаты с запрещением писать и рисовать.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |