АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 27 Особенности современной научной картины мира

Читайте также:
  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В НАШЕ ВРЕМЯ
  3. I. МОДУЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ООП
  4. I. Особенности организации когнитивного опыта
  5. I. Раскройте вопрос
  6. II. Особенности организации метакогнитивного опыта
  7. II.1.2 Экспрессивный характер и особенности олицетворения
  8. III. Блок вопросов «Отношение к правильному питанию».
  9. III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад
  10. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  11. V. Особенности режима рабочего времени работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями
  12. VIII. Особенности перевозок отдельных категорий граждан, багажа и грузобагажа

В качестве одной из форм бытия, природа изучается естественными науками. Однако, как показали многочисленные исследования философов 19 -20 вв. в основе естествознания лежат определенные общие представления о мире, его законах, целях и задачах научного познания. Они образуют философский фундамент естествознания и являются предметом изучения философии науки. Изменения в научном знании сопровождаются, а иногда вызываются изменениями в философских основах науки. Можно говорить по крайней мере о двух этапах существования современного естествознания. Появление классической науки в 16 -17 вв. связано с формированием новых представлений о природе, путях ее познания, с новым отношением человека к миру. Природа рассматривается как объект, подчиняющийся собственным законам. Она противостоит субъекту (познающему человеку), который стремится к ее познанию, использованию в своих целях. Постепенно создается система научных методов, в частности, широко используется эксперимент, все шире и эффективнее применяется математика для описания и объяснения опытных данных.В 17 -18 вв. «лидером» естествознания являлась механика, поэтому широко применялись механические модели не только для познания физических процессов, но и в области биологии, физиологии и других наук, выходящих далеко за пределы возможностей механического описания. В основе механических моделей часто лежало представление о единой первооснове всего сущего -субстанции, которую отождествляли с материей, точнее с одним из ее видов - атомами. Природа мыслилась как система различных объектов, состоящих из атомов, подчиняющихся законам движения механики. Для такого понимания природы была характерна позиция механического детерминизма. То есть каждое состояние системы рассматривалось как следствие предыдущего, наступающее по однозначным, постоянным, безальтернативным законам. Следовательно, каждое состояние природной системы оказывалось, в принципе, предсказуемым и управляемым, в природе не оставалось места для случайности. Классической естественно - научной картине мира соответствовал определенный тип отношения человека к природе. С одной стороны, утверждалась объективность и познаваемость природы, возможность ее использования, преобразования в интересах человека. Однако, в своих крайних проявлениях такой подход вел к технократическому отношению к природе. С другой стороны, миру природы противостоял мир человека, его культуры и сознания, важнейшими качествами которого была свобода и творчество.На рубеже Х1Х-ХХ вв. формируется неклассическая картина мира, повлекшая за собой изменение в общефилософских принципах, лежащих в ее основе. Ряд открытий в физике (открытие электрона, радиоактивного распада, электромагнитной природы массы электрона и др.) заставил ученых и философов отказаться от субстанциональной концепции материи. Современная наука рассматривает природу не как механическую а как динамическую систему. Отказ от субстанционализма ведет к утверждению неисчерпаемости природы. Она мыслится как вечная во времени и бесконечная в пространстве, как вечно изменяющаяся, порождающая новые объекты, свойства и отношения. Поэтому наши современные представления о природе не могут дать, в принципе, исчерпывающей картины природы. Механическая картина мира утверждала, что свойства всех вещей, в конечном счете, могут быть объяснены исходя из свойств конечных элементов, из которых состоят вещи. Сейчас наука отказалась от подобного редукционизма и элементаризма. В настоящее время возобладал системный подход к Универсуму, который рассматривает его как систему взаимодействующих явлений, каждое из которых обладает свойствами, которые не сводимы к частям (элементам) из которых они состоят, то есть некоторые природные системы обладают свойством целостности, особенно это относится в живым системам. Если мы рассматриваем природные объекты как системы, тогда мир представляет собой систему систем, и, следовательно, изучая его мы можем исходить из предположения, что эти системы взаимодействуют, порождая новые системы, с новыми свойствами, следовательно, в природе возможны процессы развития. Изменения произошедшие в научном понимании природы связаны не только с появлением новых физических теорий, не меньшее значение имеет развитие комплекса наук о жизни. Прежде всего следует указать на роль теории эволюции Ч. Дарвина, которая утвердила мысль о том, что в мире происходят процессы ведущие не только к его сохранению и воспроизводству, но и нарастанию порядка и сложности. В 20 веке появился целый ряд научных теорий в физике, химии, астрономии, космологии, социологии, языкознании, рассматривающие свои объекты с точи зрения их возникновения и развития. Во второй половине 20 века появился ряд математических теорий, которые предложили математические модели для описания этих процессов в том числе процессов самоорганизации природных процессов. В частности появилась теория диссипативных (неравновесных) систем Ильи Пригожина, теория синергетики Хакена, теория катастроф. Говорить о создании единой математической модели эволюционных процессов пока еще невозможно, однако исследователи подчеркивают, что для современного понимания природы характерен глобальный эволюционизм, то есть понимание всех природных явлений и процессов как возникших под действием определенных факторов и находящихся в состоянии изменений.Появление квантовой механики и математических теорий, моделирующих эволюцию, изменило наше представление о детерминизме. В рамках этих теорий мир может рассматриваться как беспорядочная среда, в которой формируется порядок. Эти теории подчеркивают вероятностный характер законов природы, показывают как из хаоса может рождаться порядок, исследуют роль малых возмущений, флуктуаций в порождении сложных структур, выдвигают гипотезу об альтернативном пути эволюции сложных систем (как природных, так и общественных).Становление и развитие квантовой механики привело к общенаучной и философской постановке проблемы активной роли наблюдателя в процессе научного исследования. Так, оказалось невозможным избежать его влияния (через приборы) на квантово-механический объект. Тем самым был подвергнут сомнению важный принцип классической науки об объективности, полной независимости результатов научного исследования от субъекта. Таким образом, исследователь, по выражению Н. Бора, оказался «не только зрителем спектакля, но и действующим лицом драмы.» Эти общие изменения в естественнонаучной картине мира свидетельствуют об изменении отношения человека к природе, миру в целом. Природа не может более рассматриваться человеком как нечто противостоящее ему, чем можно безнаказанно управлять и манипулировать. Если природным системам присуща нестабильность, то человек должен бережно и ответственно относиться к ней, признать принципиальную ограниченность своих попыток управлять ею. Человеческая деятельность становится частью природных процессов и может служить фактором вызывающим новые состояния природных систем. Таким образом, на смену дуалистическому взгляду классической науки, выделявшей мир природы, подчиненный строгим законам и мир человека, как свободного существа, - приходит представление о едином развивающемся универсуме, где человек являясь часть природного мира, способен коренным образом преобразовать себя и мир.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)