|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 33 Проблема истины в философииПонятие истины - цель познания. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этого понятия. Теория корреспонденции (соответствия ): истина - свойство знания соответствовать действительности. Автор - Аристотель. Этот подход предполагает, что знание может обладать свойством объективности, то есть может не зависеть от человека, его целей и обстоятельств. Проблемы: 1) есть ли соответствие между значением и действительностью. Прежде всего неясна природа самого соответствия. Еще в эпоху античности следуя принципу тожества бытия и мышления, философы отождествляли истину и действительность. Например, Платон полагал, что вечные идеи и есть истина, Сходное понимание истины и в религиозном знании, поскольку Бог с точки зрения богословия есть воплощенная истина, существующая и управляющая миром. В современной философии подчеркивается, что суждения о вещах и их свойствах не похожи на сами эти вещи. 2) вопрос о степени полноты нашего знания. Для ответа на этот вопрос еще в эпоху средневековья было введено различие на абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина — это знание неполное и ограниченное. Абсолютная истина недостижима в силу ограниченности познавательных способностей человека и кратковременности (по сравнению с вселенной) временем его существования как рода. Однако абсолютная истина может рассматриваться как некий предел, к которому стремится познание человека. Относительность знания проявляется в том, что оно имеет ограниченный предмет. Относительность знания выражается в том, что наши утверждения о предмете даются с определенной степенью точности, которая неявно предполагается в процессе познания. Относительность знания проявляется также в факте его развития. история науки демонстрирует нам постоянно изменяющееся знание о мире. 3) вопрос о критериях истины. Критериями являются: чувственная достоверность; практика (в различных ее формах); теоретический критерий – знание – логически непротиворечиво. Теория когеренции исходит из утверждения, что истинное знание — это знание которое согласовано с уже существующими суждениями о предмете. Автор - И. Кантом. Теория когеренции подчеркивает существенную черту знания — его системный характер, особенно это важно для научного и философского знания. Кроме того, эта теория опирается на важную особенность математического и логического знания — его формальный характер Теория прагматизма, понимающая истину как полезность. Авторами этой теории были американские философы Ч. Пирс и Дж. Дьюи. Критики этой теории отмечают, что понятие истины здесь применимо к самым разным суждениям, в том числе и ложным. Ведь полезна не только истина, есть так называемая ложь во спасение, есть различного рода стереотипы и предрассудки которые ложны по своей сути, но полезны, помогают человеку приспособиться к социальным ситуациям. В то же время эта теория выявляет реально существующую особенность знания в современную эпоху, которая подчеркивает практическую полезность научных разработок. Подводя итог, отметим, что они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В научной и бытовой практике мы используем все три подхода, поскольку полагаем, что знание должно соответствовать действительности, быть внутренне согласованным и непротиворечивым и полезным. В то же время, можно отметить, что классическая теория истины обладает рядом преимуществ, во-первых, соответствие нашего знания действительности - это тот идеал, к которому стремится и наука и обычный человек в своей жизнедеятельности. Во-вторых, использование критерия согласованности применительно к знанию о человеке и обществе достаточно опасно. Мы знаем вполне согласованные идейные конструкции которые будучи примененными в социальной практике приносят вред. В-третьих, стремление к полезности вполне может не помогать, а мешать исследовать мир, поскольку отвлекает внимание людей от сущностных, фундаментальных проблем, ради сиюминутной пользы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |