|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 24 Учение о материиПонятие «материя» ввел в философию Аристотель, который понимал ее с одной стороны, как материал (субстрат), из которого состоят вещи. С другой стороны, он использовал термин «первоматерия», обозначавший исходное условие существования мира, нечто неопределенное, не обладающее какими-либо конкретными чертами, являющееся чистой возможностью. Материя, по его мнению, существовала всегда в единстве с формой, представлявшей способ ее организации. Форма являлась активным началом мира, превращая пассивную возможность вещи в ее реальное существование. Средние века и Возрождение во многом сохранили трактовку Аристотеля. Материя понималась как телесное начало мира, пассивное, нуждающееся для своего реального существования в активной форме, которую мыслители этих эпох отождествляли с душой. Отсюда вещи понимались ими как единство тела (материала) и души (активность). Мир в представлении мыслителей тех эпох представлял собой одушевленное тело, созданное и контролируемое духовным началом (Богом). В 17 веке благодаря развитию естествознания в работах Г. Галилея, И. Ньютона, Х. Гюйгенса, Р. Декарта формируется новое представление о материи в науке. 1. сохраняется аристотелевское понимание материи как субстрата (материала) из которого состоят все тела во Вселенной. 2. благодаря работам Р. Декарта материя начинает пониматься не как пассивная, чистая возможность, а как реальная система движущихся тел. Материя отождествляется с природой в целом, движение (энергия) рассматривается как важнейшее свойство природы (материи). 3. вновь обретает значение старая проблема, известная еще во времена античности, проблема непрерывности и дискретности материи: является ли она непрерывной субстанцией, и тогда отождествляется с пространством, как полагал Р. Декарт, или материя дискретна, имеет предел делимости, который Демокрит назвал атомом, а И. Ньютон корпускулой. Постепенно возобладала точка зрения атомизма, тем более, что в начале 19 века английский химик Д. Дальтон доказал существование атома. Так первоначально философская идея атомарного строения мира приобрела статус Понятие материи получает философское толкование в рамках такого направления философии как материализм. Стихийные материалисты древности отождествляли материю со стихиями, называя в качестве первоначала мира либо, воду, либо воздух, либо огонь, либо землю, либо все четыре стихии одновременно. В работах французских материалистов 18 в. Гольбаха и Гельвеция материя понималась как единственная субстанция (первооснова) всех вещей и явлений в мире. Она являлась основой единства мира и наделялась качествами несотворимости, вечности, бесконечности, постоянства (менялись ее формы, но сама она оставалась неизменной). Материя охватывала собой все существующее и отождествлялась с природой и даже миром в целом. Такое понимание противопоставлялось идеалистическому толкованию вселенной, в которой субстанцией выступала какая-либо духовная сущность (Бог, Мировой разум и т.п.), а материя выступала как результат ее деятельности. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин дал феноменологическое определение материи, соотнося ее с сознанием. Утверждается, что материя - это объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека и познается им. В этом определении подчеркнуто бедном по выделяемым свойствам, в качестве ключевых называются объективность (независимость от субъекта познания) и познаваемость. Поскольку в данном определении отсутствуют ссылки на физические свойства материи, его можно рассматривать как сугубо философское. Справедливости ради стоит отметить, что похожее определение материи мы встречаем и в работах французского философа 18 в. Гельвеция. В конце 19 — начале 20 веке в науке делаются открытия, которые существенно меняют наши представления о мире. Уже в середине 19 в. Д. Максвелл создает теорию электромагнетизма, открывает новый вид материи — электромагнитное поле. В 1897 английский физик Дж. Томсон открывает электрон, что свидетельство о существовании более мелких частиц, чем атомы. В начале 20 в. Резерфорд и Сорди создают первую теорию радиоактивного распада атома, показав, что он делим. Возникает атомная физика. Эти и другие открытия не могли быть объяснены с помощью классической науки, основанной на механике И. Ньютона. Первоначально попытки «спасти» старые представления о мире привели некоторых философов и ученых к «скандальным» заявлениям об исчезновении материи (Э. Мах). Однако постепенно утвердилось мнение, что исчезает не материя. Просто старые, механические представления о мире оказались не достаточным. Была осознана необходимость новой картины мира. Она будет создаваться постепенно на протяжении 20 века, в ее основу легли теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика, которые были созданы в первой четверти 20 века. Философским следствие новых открытий был отказ от субстанционального понимания материи. Современной наукой не обнаружен предел делимости материи. Сейчас мы можем говорить, что не только атом, но и элементарные частицы имеют сложную структуру. На сегодняшний день известно свыше двухсот видов элементраных частиц. Одна из теорий, существующая в физике исходит из утверждения о том элементарные частицы являются результатом взаимодействия, поэтому квантовые объекты — системы динамически протекающих процессов, а не вещи в с их пространственными и и временными границами, устойчивыми свойствами. Выражение «мир состоит из...» утрачивает смысл, поскольку Универсум понимается как система взаимодействующих процессов, не имеющих окончательных субстратных основ. Таким образом, понятие материи, которое сложилось в 17-19 вв. утрачивает две из трех своих составляющих, она не может более мыслиться ни как субстрат, ни как субстанция. Однако сохраняется представление о материи как о бесконечном множестве разнообразных вещей, свойств и отношений, образующих природу. Отсюда в современные исследователи предпочитают писать не о материи, а о природе как объекте научного и философского исследования. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |