|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 31 Проблема источника знания: чувственное, рациональное и интуитивное в познанииПарменид одним из первых указал, что существует два способа познавать мир, один, основанный на органах чувств дает ложное знание, другой, основанный на разуме -истинное. Так, по сути, было введено утверждение о существовании чувственного и рационального познания, которое будет общепринятым в классической философии. Чувственное знание понималось как знание, получаемое с помощью органов чувств, которые воспроизводили свойства, действующих на них предметов. Чувственное знание наделялось качеством чувственной достоверности, то есть оно воспринималось человеком как истинное. Ведь редко, кто усомнится, что он видит голубое небо и сияющее солнце, если он их действительно видит. Отсюда знание, которое получалось с помощью органов чувств и обладающее качеством чувственной достоверности рассматривалось рядом философов нового времени как фундамент для любого другого знания. Такой подход в теории познания получил название эмпиризм а, основоположником его считается английский философ Ф. Бэкон, который подчеркивал, что ключевым методом познания является индукция, то есть движение мысли от единичных суждений, фиксирующих чувственно наблюдаемое событие, к общим суждениям о природе данного. Кроме эмпиризма в эту эпоху разрабатывается рационалистический подход к познанию. Р. Декарт, Г. Лейбниц и др. полагают, что основным источником знания является не чувственный опыт, а мышление. Только мышление может гарантировать подлинную достоверность. Во-первых, исходными принципами мышления должны быть ясные и очевидные суждения (Р. Декарт), которые были обнаружены критическим разумом в процессе анализа существующего знания. Во-вторых, рациональное мышление подчиняется законам логики, которые гарантируют истинность суждения. Ключевым методом познания, следовательно, полагалась дедукция. В сущности, эмпиризм и рационализм описывали различные научные практики, эмпиризм в качестве наилучшего метода познания рассматривал все методы, позволяющие получать опытное знание, то есть наблюдение и эксперимент, прежде всего. Рационалисты в качестве идеала научного знания рассматривали математизированное естествознание. Классическая гносеология существенно изменяется благодаря работам И. Канта. В своей книге «Критика чистого разума» (1781 г.) он преодолевает противостояние эмпиризма и рационализм, показывая, что выделение этих познавательных процессов является результатом сильной абстракции. В действительности любой познавательный акт предполагает одновременное участие и органов чувств и мыслительных операций. Даже простой процесс узнавания предмета предполагает соотнесение образа предмета (результат деятельности органов чувств) с понятием (словом), которое обозначает предмет. А ведь понятие — инструмент мышления. Благодаря И. Канту в гносеологии утверждается принцип единства чувственного и рационального в познании. Также существует интуитивное познание – это познание, которое осуществляется быстро, вне контроля со стороны мышления. Свойства: быстрое; вне контроля со стороны мышления; от незнания к знанию, минуя логические формы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |