|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 29 Основные категории гносеологии: познание, субъект, объект, знаниеИсходным понятием гносеологии является «познание». Познание — деятельность человека, направленная на получение истинного знания. Именно так понимали познание в классической философии, где познание рассматривалось как ведущая деятельность человека, раскрывающая его сущность. Уже в Х1Х в. понимание познания меняется, оно начинает анализироваться как часть другого вида деятельности, практики. Понятие практики ввели в философию К.Маркс и Ф. Энгельс. Практика - материальная деятельность, которая существует в виде труда, научного эксперимента, бытовой деятельности. Для К. Маркса практика — основа познания, то есть последнее вплетено в материальную деятельность, обслуживает ее, создавая знание о ней. Практика определяет, какими проблемами занимается познание, выступает его движущей силой, обеспечивает его инструментами и приборами, является критерием истины. В ХХ веке познание -это деятельность, которая сопровождает и опирается не только на практику, но и на общение. Познание не только направлено на внешний природный мир, но и прежде всего на мир социальный, на других людей, ближних и дальних. В неклассической философии ХХ в. познание —деятельность по созданию символических, идеальных моделей реальности, с помощью которых человек организует материальный, социальный и духовный мир вокруг себя. Субъект - носитель сознания, тот, кто познает. Распространился в философии нового времени. В то время он понимался предельно абстрактно, был лишен каких-либо конкретных социальных и культурных черт, отождествлялся с центром сознания, самосознанием. По существу, субъект в философии нового времени наделялся только одним свойством, способностью получать и перерабатывать по определенным правилам информацию. В современной философии под субъектом познания понимают конкретного человека, наделенного разнообразными социальными, культурными чертами, существующего в пространстве и времени, имеющего тело, определенную биографию, постоянно общающегося с другими людьми. Под объектом познания понимается то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Понятие «объект» надо отличать от понятия «объективная реальность». Объективная реальность-это то, что не зависит от сознания человека. Объект познания - это часть объективной реальности, с которой взаимодействует человек, стремясь познать мир. Кроме того, объектом познания может быть не только физическая вещь, процесс, но и состояние сознания другого человека или самого себя, созданные человеком материальные или духовные предметы культуры, системы общественных отношений. По существу, объектом познания может стать все, что существует. Знание — результат процесса познания, который выражен в языке или какой-либо иной знаковой форме и допускающий оценку его как истинного или ложного. Существуют различные виды знания. Оно может быть рациональным и нерациональным. Рациональное знание, например, философское, научное, правовое знание, обладает рядом специфических черт: выражается с помощью особого языка (терминологии), является обоснованным, носит всеобщий и необходимый характер. Рациональное знание — результат сознательных познавательных усилий человека, оно требует критического переосмысления прошлого опыта, реализации творческих способностей человека. Нерациональное знание выражается на естественном языке, не требует обоснования, говорит чаще всего об отдельных предметах и явлениях. Оно существует в различных формах. Например, обыденное знание является достаточно поверхностным, ориентированным на практическое использование. Обыденное знание позволяет нам ориентироваться в повседневном мире, в то время как рациональное — позволяет проникать в суть вещей. Часто мы называем такой вид знания повседневным. Существует понятие, которое используется для описания как обыденного знания, так и знания рационального, это понятие «опыт». Под ним мы подразумеваем знание, которое непосредственно дано сознанию человека и сопровождается чувством прямого контакта с реальностью. Отсюда опыт обладает очень важным свойством непосредственной достоверности и самодостаточности. Другое значение слова «опыт» - накопленное, устоявшееся знание, отсюда выражение «опытный человек». Здесь также подразумевается, что опыт может быть средством обоснования знания. Наконец, третье значение этого термин — эксперимент, осуществляемый ученым, указывает на сугубо научный смысл этого слова. Одной из форм нерационального знания является религиозное знание (обыденное и богословское). Его особенностью является то, что оно основано на вере. Вера – глубокое, искреннее убеждение в справедливости какого-либо положения, или концепции. Важнейшими характеристиками веры является ее субъективность (вера всегда чья – то). Вера затрагивает и разум и эмоции, мы верим в свои убеждения и оценки. Если вера связана с волей, то это приводит к решимости придерживаться данного суждения или действия, мы называем это качество верностью. Вера сопровождает не только религиозные, но и научные и философски акты познания. Поэтому в зависимости от способа оправдания вера может быть рациональной, если она предполагает наличие оснований. Такова вера в научные аксиомы и положения. Мы уверены, что их можно обосновать. Иррациональная вера опирается на самое себя, она самодостаточна. По объекту различают религиозную веру (веру в сверхъестественное), философскую веру (веру в разумность человека), моральную веру (веру в добро) и обыденную веру. МИФ Искусство как разновидность культуры может выражаться в форме образного знания, которое носит наглядно-выразительный характер, выражает типичные и индивидуальные стороны реальности, эмоционально и ценностно нагружено. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |