АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные средства стиля античного красноречия

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  2. II. КРИТИКА: основные правила
  3. II. Основные модели демократического транзита.
  4. II.3 Языковые средства французской рекламы
  5. III. Основные задачи Управления
  6. III. Основные обязанности администрации
  7. IV. Основные обязанности работников театра
  8. SCADA. Назначение. Возможности. Примеры применения в АСУТП. Основные пакеты.
  9. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  10. X. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНОЕ ИМУЩЕСТВО КПРФ
  11. XIV. Средства Товарищества
  12. А. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРЕКЦИЙ

1. «Достоинство стиля заключается в ясности». По Аристотелю, речь оратора не должна быть похожа на речь поэта, не должна быть излишне возвышенна и искусственна («естественное способно убеждать, а искусственное—напротив»). Оратор должен строить свою речь из общеупотребительных слов и точных метафор. Аристотель много говорит о том, как следует правильно представлять метафору. По его мнению, метафора должна «обладать ясностью, приятностью и прелестью новизны, и перенять её от другого нельзя». К метафоре следует подходить с должной хитростью: если нужно представить явление с лучшей стороны, следует сравнить его с чем-то прекрасным, и наоборот. То же Аристотель говорит об эпитетах и о сравнении.

 

2. «Стиль должен выражать чувства и характер». Отчётливость и ясность не должны делать стиль «холодным». Чем больше эмоций оратор вкладывает в свою речь, тем более она понятна для слушателей (гнев, восхищение, смирение-- если оратор умело передаёт эти эмоции, ему не обязательно говорить нечто важное, чтобы оказать должный эффект на публику).

 

3.. «Не следует пространно рассказывать, делать пространные предисловия, приводить пространные доказательства, (...) но *хорошо* заключается не в быстроте и сжатости, а в надлежащей мере». Стиль должен быть сжатым и чётким ровно на столько, насколько он понятен аудитории (кроме тех случаев, когда «что-нибудь позорное заключается в понятии»). Но стиль не должен быть слишком сжатым, по Аристотелю, всё должно быть в меру.

 

4..«Для каждого положения и у каждого состояния свой подходящий ему показ». Под «положением» Аристотель понимал возраст, пол, национальность, а под «состоянием»--личность каждого человека. Прежде чем произносить речь, нужно тщательно изучить аудиторию: к каждому нужён особый подход.(Эту мысль тоже можно впервые проследить у учителя Аристотеля, Платона: «Тому, кто собирается стать оратором необходимо знать сколько видов имеет душа. Таких-то слушателей легко убедить, таких-то—нет».)

 

5..Аристотель советует умелому оратору не пользоваться одновременно всеми средствами привлечения внимания слушателя. Тем самым оратор «выдаёт» себя, а слушатель ощущает «искусственность» произносимого.

 

6..«Форма речи не должна быть ни метрической, ни лишённой ритма». Метрическая речь отвлекает слушателя от основного предмета, заставляя обращать внимание на форму. В таком случае аудитория вскоре может потерять интерес к оратору. Стиль, лишенный ритма вообще, так же сложен для понимания, так как «имеет незаконченный вид, (...) а всё незаконченное неприятно и невразумительно». Речь должна быть в меру ритмичной.

 

7..«Все эти виды (оборотов) одинаково могут быть употреблены кстати и некстати». Заметив ошибку, оратор должен сам себя поправить, прежде чем аудитория успеет это почувствовать.

 

8..«Стиль речи, произносимой в народном собрании, во всех отношениях похож на силуэтную живопись, ибо, чем больше толпа, тем отдалённее перспектива». Большое скопление народа требует от оратора большей глобальности сюжета, и наоборот, выступая перед одним судьёй следует быть максимально точным, детальным.

 

Аристотель был великим теоретиком ораторского искусства. Примечательно то, что в то же самое время в Греции жил и великий практик риторики, Демосфен. Но в своих работах Аристотель никогда не ссылается на Демосфена. Аристотель был воспитателем Александра Македонского и не мог себе позволить обращаться к такому заклятому врагу македонцев, каким был знаменитый оратор.

Как было сказано выше, Аристотель был первым, кто сформулировал и обобщил достижения ораторского искусства своего века.. Но стоит отметить и тот факт, что несмотря на то, что «Риторика» была написана 23 века назад, рассуждения Аристотеля о стиле верны и по сей день.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)