АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Побуждение к мягкости и доброте

Читайте также:
  1. Побуждение быть совершенным

Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Кому дана его доля от мягкости, тому дана его доля от блага земной и вечной жизни. Поддержка родствен­ных связей, благонравие и добрые отношения между соседями обеспечивают процветание стран и способствуют удлине­нию жизненных сроков людей»[389].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придавал соблюдению мягкости во всех вопросах огромное значение и в полной мере разъяснил это своим после­дователям как словами, так и делами. Он желал побудить их при­держиваться мягкости во всем, особенно же в вопросе призыва к исламу. Призывающие к исламу более других нуждаются в добро­те и мягкости, как при осуществлении призыва, так и в остальных своих поступках. Приведенный хадис, а также другие хадисы, которые приводятся ниже, подтверждают достоинства и преиму­щества мягкости, побуждают к приобретению этого ценного каче­ства и порицают грубость и тех, кто имеет к ней пристрастие.

Мягкость — причина обретения всякого блага, ибо через нее до­стигаются цели и награды, которых не достичь обратным ею.[390]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от грубости и проявления чрез­мерной строгости к мусульманам. Сообщается, что Айша, да бу­дет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся в моем доме, сказал вот что: “О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над члена­ми моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!” [391] Посылая своих сподвижников с той или иной миссией, он приказывал им нести людям облегчение и не вызывать у них отвращение к исла­му. От Абу Мусы сообщается: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посы­лал кого-либо из своих сподвижников для выполнения того или иного задания, то говорил: «Радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к исламу), облегчайте, а не соз­давайте затруднения» [392].

Айша передала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Всевышний Аллах желает какой-либо семье блага, то приводит их к мягкости» [393].

Отправляя Абу Мусу аль-Аш'ари и Му'аза, да будет ими доволен Аллах, в Йемен наместниками, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Облегчайте (людям) и не создавайте им затруднений, радуйте их добры­ми вестями и не внушайте отвращение, помогайте друг дру­гу и не разногласьте»[394].

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не вну­шайте отвращение (к исламу)» [395].

В приведенных хадисах содержится как повеление нести лю­дям облегчение, так и запрет на внушение им отвращения, то есть слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объединяют повеление действия и запрет на его противоположность. Мудрость этого состоит в том, что человек может нести людям облегчение в некоторых случаях и доставлять им затруднение в других, радовать их в одно время и отвращать в другое. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился одним повелением облегчать и радовать, то всякий, кто изредка это делает, а в осталь­ное время несет людям трудности, мог бы считаться выполнившим требование религии. Упомянув же запрет на затруднение и отвра­щение, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тем самым отверг допустимость соз­дания для людей затруднений в любых ситуациях и со всех точек зрения. То же самое касается его фразы «помогайте друг другу и не разногласьте». Добавление слов «не разногласьте» необ­ходимо потому, что люди могут помогать друг другу в определен­ных вопросах и разногласить в других, быть сплоченными в одно время и разобщенными в другое.

В этих и других хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает благовествовать о милости Аллаха, Его великой награде и обширной щедрости и запрещает отвращение людей от ислама путем запугивания их раз­личного вида угрозами без упоминания о радостном. Выполнение этих рекомендаций Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дает возможность укрепить в ис­ламе сердца тех, кто лишь недавно принял его, нуждается в мяг­кости и в отношении к кому недопустима суровость. Соблюдение этих рекомендаций важно также и в отношении детей, чей возраст приблизился к совершеннолетию, и людей, раскаявшихся в гре­хах и ступивших на стезю праведности. Все указанные категории людей нуждаются в проявлении к ним мягкости и доброты. Вести их к выполнению предписаний религии нужно мало-помалу, шаг за шагом. Ведь недаром и возложение на людей исламских пред­писаний происходило не сразу, а постепенно и последовательно. Если человеку, который встал на стезю покорности или собирает­ся это сделать, предписания религии преподносятся постепенно и в облегченном виде, соблюдение их не кажется ему сложным, и итогом этого, как правило, становится то, что его покорность Аллаху растет и увеличивается. Напротив, тот, в отношении ко­торого сразу применяется чрезмерная строгость и создаются за­труднения, может вообще не встать на путь покорности, либо, встав на него, не задержаться на нем надолго и не почувствовать сладость благочестия[396]. Точно так же и обучение религиозному знанию должно быть постепенным. Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обра­щался к своим сподвижникам с увещеваниями не каждый день, а время от времени, опасаясь вызвать у них скуку[397].

Мухаммад, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его мир, указал своим последователям на каждое благо и предостерег их от всякого зла. Он попросил кары для тех, кто создает затруд­нения для его последователей, и помолился за тех, кто проявляет к ним мягкость, как об этом сообщается в хадисе от Айши. Это обстоятельство, как ничто другое, должно удерживать мусульма­нина от создания для людей затруднений и быть для него мощней­шим стимулом к мягкому обхождению с ними[398].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)