|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТРУДЫ ИСТОРИКОВ ИЗ РЕГИОНОВ РОССИИ, СТРАН СНГ И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Среди региональных центров исторической науки современной России ведущее положение в исследованиях по теме настоящего очерка занимает Новосибирск. Здесь продолжает работу Н.С.Гурьянова. Основным предметом ее изысканий остаются выговские исторические сочинения XVIII в. В 1991 г. вышла статья исследователя «Проблема исторического повествования в интерпретации писателей выговской литературной школы», 180 тогда же - «История выговской старообрядческой пустыни» Ивана Филиппова (к истории создания текста)».181 В уже упоминавшемся сборнике под редакцией Е.М.Юхименко «Старообрядчество в России (XVII-XVIII в)» Н.С.Гурьянова в сотворчестве с Р.Крамми выступила со статьей «Историческая схема в сочинениях писателей выговской литературной школы». 182 В данной публикации раскрыта свойственная старообрядческим историческим сочинениям историософия. Дониконовское время мыслилось здесь как безвозвратно ушедшее средоточие «истиннаго благочестия». Затем следовало описание церковной реформы и гонений на несогласных с ней, последним же островком «дрелеправославия» представлялась, естественно, «Выгореция». Материалы как этих, так и изданных до 1991 г. статей легли в основу монографии Н.С.Гурьяновой «История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в.». 183 Несмотря на достаточно общее заглавие, эта книга в основном посвящена выговским памятникам историографии. Следует, однако, отметить, что, в сущности, старообрядцы в XVIII в. и не писали исторических сочинений нигде, кроме Выга. В дальнейшем исследователь продолжила изучение отдельных аспектов своей основной темы. Последнее десятилетие отмечено некоторым оживлением изысканий в области истории и культуры старообрядчества на территориях, входивших в XVIII в. в Новгородскую епархию. Здесь прежде всего нужно назвать ряд работ исследователей из Петрозаводска (Карелия). В 1999 г. вышел исторический очерк М.В.Пулькина, О.А.Захарова и А.Ю.Жукова «Православие в Карелии (XV- первая треть XX в.)»,184 где имеется и глава о старообрядчестве. Дан краткий обзор староверческого движения в конце XVII в., особое внимание уделено самосожжениям. Приведено общее число погибших в них: не менее 7 тысяч человек. 185
180 Гурьянова Н.С. Проблема исторического повествования в интерпретации писателей выговской литературной школы // Известия Сибирского отделения Академии Наук СССР. Серия: История, философия, филология. Новосибирск, 1991.Вып.З. С.14-18. 181 Она же. «История Выговской старообрядческой пустыни» Ивана Филиппова(к истории создания текста) // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С.188-195. 182 Она же и Крамми Р. Историческая схема в сочинениях писателей выговской литературной школы // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М, 1994. С.120-138. 183 Она же. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск. 1997. 184 Пулькин M.B., Захаров О.А., Жуков А.Ю. Православие в Карелии (XV-первая четверть XIX вв.). Петрозаводск, 1999. 185 Там же. С. 74. Ниже авторы подчеркивают новгородское происхождение участников федосеевских соборов 1692 и 1694 гг. Причем говорится о том, что это были уроженцы «всех уездов» Новгородской земли. Отсюда, вполне в соответствии с реальной логикой истории, выводятся характерные черты карельского старообрядчества. Упоминается о таких действиях в противостоянии «миру антихриста», как поход на Пудожский погост 1693 г. (событие, практически не отраженное другими авторами), основание ряда обителей, в том числе Выговской пустыни. При описании обстоятельств возникновения последней подчеркнута особая роль иноков, спасшихся при разгроме Соловецкого монастыря. В конце главы «Старообрядчество Карелии: период становления» названы причины того, что Выговская пустынь не была ликвидирована властями. Государство нуждалось в рабочей силе для «железных заводов», руководители же пустыни предоставляли рабочих, одновременно проводя «политику самосохранения»: лояльность правительству при верности старообрядчеству. 186 Культурный аспект «Выгореции» освещен и в третьем томе «Истории литературы Карелии». 187 Здесь имеется глава «Писатели-старообрядцы Выговской пустыни», написанная Е.Г.Сойни. Автор излагает общую историю церковного раскола, затем говорится о Выге. Дан краткий, но емкий историографический обзор, приведены сведения о масштабах изготовления рукописей в пустыни, перечислены имена основных писателей. При этом подчеркивается их местное происхождение. Охарактеризован на конкретных примерах литературный стиль выговских авторов, причем упомянута высокая оценка, данная Семеном Денисовым в «Винограде Российском» мученикам за старообрядчество - этническим карелам.188 Очевидное выделение современными петрозаводскими авторами местного аспекта в истории старообрядчества порой приводит к научным дискуссиям. Так, довольно резкую реакцию Е.М.Юхименко вызвал взгляд на родословие Денисовых И.А.Черняковой, отраженный в ряде ее публикаций.189 Карельская исследовательница отказывается от традиционной точки зрения о родстве выговских «большаков» и новгородских князей Мышецких, считая Денисовых коренными жителями Повенца. Из-за гонений, развернутых против старообрядцев в начале XVIII в. на территории Новгородской епархии, стали появляться поселения староверов-новгородцев за российскими рубежами, в частности, в Речи Посполитой. Этот процесс привлекает внимание ряда современных историков Белоруссии и стран Балтии. Наиболее подробные сведения по староверию Беларуси содержатся в монографиях А.А.Горбацкого. Отдельные их положения пересказаны в статье современного автора, беспоповца поморского согласия А.А.Безгодова.190 В Литве данная тематика затрагивается в публикациях Г.В.Поташенко,191 в Латвии – В.Никонова. 192 Здесь прямо говорится о связи эмиграции с предсмертным призывом Феодосия Васильева «бегать и скрываться». Любопытно, что по сведениям историков, в некоторых старообрядческих общинах уссии 186 Пулькин М.В. и др. Указ. соч.С.74-77. 187 История литературы Карелии. Т.3.Петрозаводск, 2000. 188 Там же. С. 19-25. 189 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь … Т.1. М., 2002. С.22.Чернякова И.А.Родословное древо Андрея и Семена Денисовых - легенда или фальсификация? // Православие в Карелии. Петрозаводск, 2000. С. 161-172. Чернякова И. А., Черняков О. «Римское» - точка на карте? // Чело, 2002, №3. С.33-35. 190 Гарбацкi A.A. Стараабрадiцтва на Беларусi у канцы XVII – пачатку XVIII ст. Брэст, 1999; Горбацкий А.А. Старообрядчество на белорусских землях. Брест, 2004; Безгодов А.А. Поморское древлеправославие в Белоруссии // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ) на 2003 г. М.,2002. С.3-6. 191 Поташенко Г.В. Эмиграция старообрядцев в Великое Княжество Литовское: 1700-1760 гг. // Старообрядчество. История, культура, современность. М.,2002. С. 76-86. Он же и Барановский В. Староверие Балтии и Польши. Краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005; Он же. Староверие в Литве. Вторая половина XVII – начало XIX вв. Вильнюс, 2006. 192 Никонов В. Староверие Латгалии. Резекне, 2008. Прибалтики и Белоруссии до сих пор существуют семьи, возводящие родословную к новгородским переселенцам XVIII в. Иногда о таком происхождении говорят даже фамилии. Новгородское староверие XVIII столетия привлекало внимание и исследователей из дальнего зарубежья. Хотя настоящий раздел посвящен изданиям последних лет, по причине малочисленности иностранных работ хронологические рамки здесь расширены. В 1970 г. в американо-английском издательстве увидела свет монография Р.Крамми «Староверы и мир антихриста. Выговская община и русское государство. 1694-1855».193 До настоящего времени это практически единственная собственно историческая обобщающая работа о Выге, написанная с позиций научной объективности. В отличие от большинства советских и современных публикаций, здесь нет уклона в культурологические области. К сожалению, весьма ценный труд Р. Крамми, по моим данным, доныне не переведен на русский язык. Названный автор выступал со статьями и в недавние годы.194 Среди других зарубежных ученых, занимавшихся Выгом, преимущественно в историко-литературном контексте, следует назвать Дж.Салливана.195. Несмотря на деятельность вышеперечисленных исследователей, в целом следует отметить относительно небольшое число памятников зарубежной историографии по теме настоящего очерка. Однако в еще меньшей степени данная тематика освещена в работах современных новгородских историков. Во второй половине 1990-х гг. в периодике появились две весьма незначительные по объему статьи, содержащие попытки обобщенного изложения истории новгородского старообрядчества в конце XVII- начале XVIII вв. (отчасти - и в последующее время). При этом собственно новгородской публикацией можно назвать лишь статью С.Фенченко. 196 В недавнее время увидели свет лишь частично затрагивающие XVIII столетие работы А.П.Хришкевич, Т.А.Воскресенской,197 А.В.Панкратова и уже упоминавшегося А.А. Безгодова.198 Таким образом, древний центр весьма значимой для истории староверия земли, к сожалению, пока не может быть назван лидером в области изучения «древлеправославия». Возможно, изменению этого положения хотя бы в некоторой степени послужит настоящее сочинение. 193 Crummey R. The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg community and the Russian state. 1694-1855. Madison, Milwaukee, London, 1970. 194 Крамми Р. Историческая схема выгорецких большаков // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 90-96. Crummey R. The cultural worlds of Andrey Borisov // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte 54. Berlin, 1998. S.65-70. 195 Sullivan J. Manuscript Copies of Simeon Denisovs The Russian Vineyard // The Slavonic and East European Review. London, vol.58, №2, April, 1980. P.182-194. 196 Фенченко С. Новгородское старообрядчество второй половины XVII- первой половины XVIII вв. // София, 1996, №2 (18). С. 11. Шамарин В.В. Староверие в Новгородской области // Календарь ДПЦ на 1999 г. М., 1998. С.68-73. Уделено внимание новгородскому старообрядчеству XVIII в. и в работах другого современного автора - поморца К.Я. Кожурина: Староверие в Петербурге. СПб., 2006; Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007; Культура русского старообрядчества (XVII – XX вв.). Учебное пособие. СПб., 2007; Храм Знамения Пресвятыя Богородицы на Тверской улице (к 100-летию постройки). СПб., 2007. 197 Хришкевич А.П. Старообрядческая община посада Сольцы в XIX веке // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции 2001-2002 гг. Ч.2. Великий Новгород, 2002. С.50-54.Воскресенская Т.А. Новгородские староверы-беспоповцы в ХIХ-ХХ вв.: течения, численный состав и расселение // Там же. С.54-59. Она же. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX - начале XX века: мировоззрение, быт, культура//Новгородская историческая библиотека, вып. 5. Великий Новгород, 2008. 198 Панкратов А.В. Новгородский контекст истории и культуры русского старообрядчества // Чело, №2, 2002. С. 19-22. Он же. Великий Новгород и Новгородская земля в истории и культуре русского старообрядчества. К постановке проблемы//Новгородский исторический сборник, №10 (20). СПб., 2005.С.236-251. Он же и колл. авторов. Богослов на Витке. История и возрождение старообрядческого храма в Великом Новгороде. Великий Новгород, 2006. Он же. Новгородское старообрядчество XVIII века в трудах «энциклопедистов» церковной истории//Чело, № 1, 2009.С.12-14 (в печати). Безгодов А.А. Древлеправославный храм Великого Новгорода (1379 – 2004). М., 2004. 47 ПРИЛОЖЕНИЕ Памятники историографии и публикации источников, содержащие сведения по истории и культуре новгородского старообрядчества XVIII в., не упомянутые в предварительном очерке (сводный перечень по хронологии издания с указанием отдельных сюжетов)
Краткие исторические известия о раскольниках, обитающих в Олонецкой губернии, от неизвестного//Зеркало света.1786.Ч.3.№ 38; Богданович П.И. Историческое известие о раскольниках. СПб., 1787, 1791; Озерецковский Н.Я. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. СПб., 1792; посл. изд.: Петрозаводск, 1989 (С. 173-177: о Выговской пустыни); Любопытный П. Исторический словарь 86 раскольнических отцов и учителей. Б.м., б.г.; Полное собрание законов Российской империи (Собрание 1-е, 1649-1825).Т. 1-45.СПб., 1830 (Т. VI.№ 3914.С. 513: «О присылке ведомостей о … раскольниках», 1722 г.; есть данные по Новгородской обл.); Арсеньев К.И. Описание Олонецких заводов с самого их основания до последних времен, с кратким обозрением Олонецкой губернии//Труды Минералогического общества.Кн.1.СПб., 1830; Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией.Т.1-5.СПб., 1841-1842(Т.5 – материалы о походе старообрядцев на Пудожский погост в Карелии (1693)); Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842 (С.2: о принадлежности Заонежья к землям Великого Новгорода); Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные императорской Археологическою коммисиею. Т. I-XII.СПб., 1846-1875 (Т.IX.С.220: материалы о бегстве в Швецию новгородских дворян-старообрядцев в конце XVII в.); Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви. Чернигов, 1847 (4-е изд. – 1862); Игнатий (Семенов), архиеп. История о расколах в Церкви Российской.Ч.1.СПб., 1849; Израиль, архим. Обозрение русских раскольнических толков. Харьков, 1850; Муравьев А.И. Раскол, обличаемый своею историей. СПб., 1854; Добротворский И.М. Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих монастырях, до обращения их к единоверию//Православный собеседник.1857.№№ 2-3(С, 408: упоминание о представителях Поморья среди участников Собора старообрядцев - поповцев 1779 г.); Чистович И.А. Выговская раскольническая пустынь в первой половине XVIII ст.//ЧОИДР.1859.Т.II; Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству св. Синода. В 2-х т.СПб.,1860.Т.1 (1716-1800; С. 158-160: дело 1726 г. о покровительстве старообрядцам духовенства г. Холмогоры и о высылке «выгорецких раскольников»); Т.2 (1801-1858); Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Записки Александра Б(ровковича).Ч.1-2.СПб., 1861; Аристов Н.Я. Устройство раскольнических общин//Библиотека для чтения.1863.№7 (С.5-6: о принципах внутреннего устройства Выговской пустыни); Палладий (Пьянов), архим. Обозрение пермского раскола так называемого старообрядчества. СПб., 1863; Шевелкин И. Поморские раскольничьи скиты//Русские ведомости.1863.№ 53; Мельников П.И. Исторические очерки поповщины. М., 1864; посл. изд.: Мельников П.И. Собрание сочинений: В 8 т./Сост.,общ.ред. и вступ.ст. М.П.Еремина.М., 1976 (Б-ка журн. «Огонек»: Б-ка отеч. классики). Т. 7. С. 191-555; Громачевский А. Движение раскола в Новгородской губернии//День. 1864.№ 46.С.6-8; Вескинский А. Вятский раскол//Дух христианина.1865.№ 4; Материалы для истории раскола: Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И.Поповым.Т.1-2(Вып. IV-V).М., 1864-1866; Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение.1865.№№ 5-12 (отд. изд.: М., 1866); Богословский Н., протоиерей. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей//Новгородский сборник.Вып.4.Новгород, 1865; Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выгорецкий проповедник (материалы для истории русского раскола)//Труды Киевской Духовной академии.1867.Т.1.С.243-262; Т.2.С.81-95; Верховский И.Т., свящ. Искание глаголемыми старообрядцами в XVIII веке архиерейства//Православное обозрение.1867, апрель-май (есть отд. изд.); Субботин Н.И. Раскол как орудие враждебных России партий. М., 1867 (С.121,127-128: о наименовании старообрядческой кафедры, планировавшейся к учреждению при помощи А.И. Герцена, «Лондонской и Новгородской», собора этой епархии – Софийским (в честь Софии Новгородской)и наречении имени её епископа «Сильвестр» (в честь древнего папы Римского из «Повести о белом клобуке»)); Движение раскола в Новгородской губернии//Петербургская газета. 1867. №№ 169 (С. 1-2),172(С. 2),173(С.2),177(С.1-2); Барсов Е.В. Палеостров, его судьба и значение//ЧОИДР.1868.Кн.1; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода.Т.I-VI.СПб.,1868-1883; Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморцев Монинского согласия, собранные Н.Поповым//ЧОИДР.1869.Кн.2-3; Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. Исторический очерк раскольнического учения о браке. В 2-х т. СПб.,1869 (Т.1.С. 92-97: учение о браке Феодосия Васильева); Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. СПб., 1870 (С.28-29,94-96,135: о древненовгородских церковно – народных традициях как основе старообрядчества); Статьи о раскольщиках, из Стрелецкого приказа присланные в Новгородский приказ в 1686 году//ЧОИДР.1871. Кн.4.С.201-206; Костомаров Н.И. История раскола у раскольников //Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т.12.М., 1872.С. 345-432; Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи (до воцарения Елизаветы Петровны).Т. 1-10.СПб., 1872-1911(Т.1, изд. 2.С.372-373.№ 317: дело 1722 г. о старообрядцах г. Старая Русса); Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874; Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1875; Братское слово (журнал, посвящённый изучению и критике старообрядчества).М., 1875 – 1917(1884.Т.1.С. 534-539: повесть об основании филипповского согласия; 1888. № 10. С. 793 – 815: Выгорецкий летописец; 1894.Т.1.С.431: о распространении старообрядчества на Русском Севере в период до середины XVIII в.); Н.К. Раскол в Новгородской губернии//Церковный вестник.1877.№ 42.С. 5-7; В.Н., свящ. Раскол в г. Крестцах // Церковный вестник. 1877.№ 44.С. 8-9; Беляев И.Д. Слово надгробное блаженныя памяти боголюбивому Выгопустыннаго общежительства екклисиарху Петру Прокопьевичу; сочинено того же общества господином Андреем Дионисиевичем// Русская старина.Т. 26. 1879.№ 11. С.524-537; Майнов В.Н. Мертвый городок (из путевых заметок)//Исторический вестник.1880.Т.3.№ 11 (о кладбище Выговской пустыни); Русская старина.1880.№ 9.С.169-172: «Повесть о встрече в Москве слона персидского» Андрея Денисова; П(етров). Раскол и единоверие с царствования Екатерины II до царствования Николая I//Труды Киевской Духовной Академии.1881.Т.II.С.381-384; Барсуков Н. Рукописи Археографической комиссии. СПб., 1882 (С. 106, № 208: рукопись «Поморских ответов» 60-х гг. XVIII в.); Попов Н. Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков. М., 1882; ЧОИДР.Кн.3.Отд.5.1882. С. 35-40: Расспросные речи шунжанина Терешки Артемьева (1695 г.), публ. Е.В.Барсова; С.40-41: Грамота архиепископа Афанасия Холмогорского о поимке старообрядца Ивана Емельянова (1702 г.); Барсов Е.В. Судные процессы XVII - XVIII в. по делам Церкви//ЧОИДР.1882.Кн.3.М.,1883; Пыпин А.Н. Сводный старообрядческий Синодик: второе издание Синодика по четырем рукописям XVIII – XIX вв. СПб., 1883. ОЛДП.Т. 44; Дружинин В.Г. О житии Корнилия Выгопустынского, написанном Пахомием//Журнал Министерства народного просвещения.Ч.CCXXXV.1884.Сентябрь; Приклонский С.А. Народная жизнь на Севере. М., 1884; Пругавин А.С. Самоистребление. Проявления фанатизма и аскетизма в расколе//Русская мысль.1885.Кн.1; Олонецкий сборник. Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края.Вып.2.Петрозаводск, 1886; Усов П.С. Помор – философ//Исторический вестник.1886.№ 4.С. 151 – 155; Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 г. СПб., 1886 (С.24-26: о Выговской пустыни); Сахаров Ф.К. Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель о расколе и сектантстве, книг, брошюр и статей, находящихся в духовных и светских периодических изданиях. Вып.1-3.Тамбов – СПб., 1887-1900; Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Опыт исследования по неизданным материалам.Т.1: поповщина до 50-х гг. настоящего столетия. Саратов, 1888 (С. 64: о петербургском миллионере- старообрядце конца XVIII в. В.А.Злобине); Титов А.А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И.А. Вахромееву. М., 1888; Макарий (Булгаков), епископ. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1889; Мегорский П.Т. Данилов (из воспоминаний о преосвященном Аркадии, архиепископе Олонецком и Петрозаводском)//Христианское чтение.1889.Июль – август.С.212-213; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890 (С. 285-303: о рукописях из Выговской пустыни); Раскол в Новгородской губернии//Прибавление к Церковным Ведомостям.1890.№ 33.С.1095-1097; Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII века до конца XVIII. Исторический очерк по архивным документам//ЧОИДР.1891.Т.III-IV (есть отд. изд.); Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709).СПб., 1891; Бычков А.И. Каталог собрания славяно-русских рукописей П.Д. Богданова. СПб., 1893; Плотников К. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1894; Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895; Евфросин, инок. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей (1691)//Памятники древней письменности.1895.Т. CVIII; Синайский А. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы Синодального управления при Петре Великом (1721 – 1725 г.).СПб., 1895 (С.211: о защите местными властями Новгорода старообрядцев от миссионеров Синода); Яковцевский Г., свящ. Борьба с расколом в Новгородской епархии//Новгородские епархиальные ведомости.1895.№ 5.С. 281-284; Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола.Казань, 1897; Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т.1.Казань, 1897; Вознесенский Н. Происхождение и первоначальная история беспоповщины//Богословский вестник.1898.Август.Отд.V; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898; Сменцовский М. Церковно-исторические материалы. Дополнения к исследованию «Братья Лихуды».СПб., 1899 (С. 32: Третье послание Симеона Денисова Иову, митр. Новгородскому (1714 г.)); Перетц А.Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке писателей XVII – XVIII вв.//Известия Второго отделения Академии наук. Т.V, кн.1. СПб., 1900. Верюжский В. Выговская пустынь в первые годы существования. Грамота холмогорского архиепископа Афанасия на имя царя, от 1702 г.//Христианское чтение. Т.217.Ч.2.СПб., 1904.С. 748-750; Срезневский В.И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение библиотеки Императорской Академии наук в 1902 году. СПб., 1904 (Приложение.С.322: выговский канон «за благочестие пострадавшим»); Ончуков Н.Е. Старина и старообрядцы //Живая старина.1905. Вып.3 (С. 283: о Выговской пустыни); Денисов Семен. Виноград российский, или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906; репринтное изд.: М., 2003; Иустинов П.Д. Федосеевщина при жизни её основателя//Христианское чтение. 1906.№ 4; Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому епископу Питириму в 1719 г. Нижний Новгород, 1906; репринтное переизд.: М., 1996; Смирнов П.С. Начала беспоповщинской полемики по вопросу о браке//Христианское чтение.1906.Август.С.213-233.Сентябрь.С.370-390; Щапов А.П. Сочинения. Т. 1-3. СПб., 1906-1908; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.26.СПб., 1907 (Стлб. 448-451: дело о петербургском «раскольнике» Леонтии Семёнове); Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века. Церковно-исторический очерк. СПб., 1908; Дружинин В.Г. «Священноиерей» Матвей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним. СПб., 1908; Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола/Под ред.В.Д.Бонч-Бруевича.Вып.1. СПб., 1908 (С.293-294: Стих об Андрее Денисове (надгробный плач)); Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т.1.М., 1909; Увещание Феодосия (Васильева – о.А.П.), написанное в 1701 г.//Христианское чтение.1909.С.55 -58; Смирнов П.С. Центры раскола в первой четверти XVIII века//Христианское чтение.1909.№ 3; Смирнов П.С. Взгляд раскола на переживаемое время в первой четверти XVIII века//Христианское чтение.1909.№ 5; Иустинов П.Д. К истории федосеевского толка//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1910-1911 (1910: сентябрь, ноябрь; 1911: май (Т.2)); Письмо Андрея Денисова, 25 мая 1714 г.//Христианское чтение. 1910.С.44; Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии//Записки Московского археологического института. Т.VI. М., 1910; Смирнов П.С.Лексинская беспоповщинская пустынь в первое время её существования//Христианское чтение. 1910. Февраль.II/СПб.,1910; Смирнов П.С. Выговская поморская пустынь в первое время её существования (особенности учения и важнейшие события)//Христианское чтение.1910.№ 5-6; Дружинин В.Г. Подлинная рукопись Поморских ответов и её издание//Известия Общества русского языка и словесности (далее – Изв. ОРЯС).СПб., 1912.Т.12.Кн.1.С.53-77; Барсов Е.В.Четьи Минеи братьев Денисовых/Сборник статей в честь М.К.Любавского. Пг., 1913.С.663-708; Иустинов П.Д. К распре новгородских беспоповцев//Христианское чтение.1913.С. 1216-1238; Карабинович Г.М., свящ. История Древлеправославной старообрядческой Церкви. Учебник для старообрядческих школ. Ч. 2//Прил. к журналу «Златоструй».1913.№ 6 (С. 78-83: о распространении беспоповства в Новгородской земле); Срезневский В.И. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; Устав: Круг вселетнаго богослужения поморскаго Выгорецкаго монастыря. Саратов, 1913 (приложение к журналу «Щит веры»); репринтное переизд.: М., 2006; Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV – XVII вв. СПб., 1913; Дружинин В.Г. К вопросу об авторе сокращения «Великой науки» Раймунда Люллия//Изв. ОРЯС.СПб., 1914.Т.19.Кн.1.С.342-344; Островский Д., свящ. Выговская пустынь и её значение в истории старообрядческого раскола.Петрозаводск, 1914; Старая вера. Старообрядческая хрестоматия/Под общ. ред. А.С. Рыбакова.М., 1914; репринтное переизд.: Б.м.: «Третий Рим», б.г. (М., нач. 2000-х гг.); Дружинин В.Г. Несколько автографов писателей-старообрядцев. СПб., 1915; Яксанов В.З. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы.Ч.1.Саратов, 1916 (С.43: выговский «Стих о юности»); Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII – XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выгорецкой поморской обители)//Известия АН СССР. Серия 6.Вып.15 -17.М., 1926.С. 1481-1482; Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Исторический очерк//Тихвинский край. Краеведческий сборник по Тихвинскому уезду. Тихвин, 1926; Герцен А.И. Былое и думы.Т. 1-3.М.-Л.: Academia, 1932 (Т.1.С. 377-380(Гл. 27, «Новгород»): сочувствие автора старообрядцам); Дмитриев А.Д. Инквизиция в России. М., 1937; Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Белград-Париж, 1937 (или любое др. изд.); Карелия в XVII веке: сб. док./Сост. Р.Ф. Мюллер. Петрозаводск, 1948; Малышев В.И. Отчёт о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР//ТОДРЛ.Т.7.М.;Л.,1949; Глаголев Л.И. Олонецкие заводы//Исторические записки. Т.35.М., 1950; Голубцов И.А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI-XVII вв. и отражение их на русской карте сер. XVII в.//Вопросы географии.М., 1950.Сб.2; Сербина К.Н. Очерки социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI-XVII вв.М.;Л.,1951; Мюллер Р.Б. Борьба крестьян Шунгского погоста с Тихвинским монастырём (в свете изучения имущественного расслоения крестьян)//Исторические записки.Т.43.М., 1953.С.237-245; Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности в России в первой половине XVIII в.: промышленная политика и управление. М., 1953; Герцен А.И. Собрание сочинений в тридцати томах.М., 1954 – 1956 (Т.7.С. 173-174: о старообрядцах как наследниках устоев древненовгородского народоправства); Бахрушин С.В. Научные труды.Т.III.М., 1955 (С. 72, 77: о пролегании пути из Центральной России в Сибирь через европейский Север России в XV – XVIII вв.); Малышев В.И. Археографическая экспедиция в Усть-Цилемский район Коми АССР//ТОДРЛ. Т. 11.М.;Л.,1955; Малышев В.И. Пижемская рукописная старина (отчет о командировке 1955 года)//ТОДРЛ.1956.Т.XII.С.465-468; Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956 (С.34, 36 (илл.): об авторах «Поморских ответов» как первых палеографах); Глаголева А.П. Олонецкие заводы в первой четверти XVIII в.М., 1957; Очерки истории Карелии/ Под ред. В.Н.Бернадского.Т.1.Петрозаводск, 1957; Балагуров Я.А. Олонецкие горные заводы в дореформенный период. Петрозаводск, 1958; Мюллер Р.Б.Из истории раскола на Севере России(самосожжения в Палеострове)//Ежегодник Музея истории религии и атеизма.М.;Л.,1958.Т.2.С.179-180; Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып.2: XVIII-XIX вв. М.; Л., 1958; Лащук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958; Johannes Chrysostomos (Blaskevic).Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altglaubigen der I Viertel des XVIII Jhrt. Roma, 1959; Малышев В.И. Кто был автором «Исповеди», приписываемой Ивану Акиндинову//Русская литература.Л., 1960.№ 3.С.192-194; Малышев В.И. Отчёт об археографической командировке на Печору 1958 г.//ТОДРЛ.Т.16.Л., 1960(С.521: Стих об иеромонахе Неофите); Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописи XVII-XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания//ТОДРЛ.Т.17.М.;Л.,1961.С.561-604; Витов М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI – XVII вв. М., 1962; Малышев В.И. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII-XIX вв.//ТОДРЛ.Т.18.М.;Л.,1962.С.442-457; Кукушкина М.В., Лихачёва О.П. Археографические экспедиции в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области в 1966 и 1967 гг.//Сборник статей и материалов Библиотеки АН СССР по книговедению. II. Л., 1970 (С. 313, 319 (№ 14): выговский (?) сборник 90-х гг. XVIII в.); Русская силлабическая поэзия XVII – XVIII вв./ Вступ. статья, подг. текстов и примеч. А.М.Панченко. Л., 1970; Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Спецкурс. В 2 ч. Калинин, 1971(Ч.1, С. 133, 149: о специфике новгородского старообрядчества); Демкова Н.С., Ярошенко Л.В. Малоизвестное старообрядческое сочинение середины XVIII в. «История пострадавших отец Филиппа и Терентия»//Рукописное наследие Древней Руси.Л., 1972.С. 174 – 191; Рождественская М.В. Автографы выговского писателя Мануила Петрова//Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1972.С. 295-305; Покровский Н.Н. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества//Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып. 14. Новосибирск, 1973.С.19-40; Сборник статей и материалов по книговедению. Вып.3.Л., 1973.С.445-456: Бубнов Н.Ю., Копанев А.И. Археографические экспедиции Библиотеки АН СССР 1968 г. в Вологодскую и Архангельскую области; С.457-464: Кукушкина М.В. Археографическая экспедиция 1968 г. в Калининскую область; С.465-484: Он же и Мартынов И.Ф. Археографические экспедиции АН СССР 1969 и 1970 гг. в Кировскую область; Арзамасцев А.М. Казарменный коммунизм. М., 1974 (книга о Выговской пустыни, написанная с критических атеистических позиций); Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Понырко Н.В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой литературе//ТОДРЛ.Л.,1974.Т.29.С. 154-169; там же, она же: Выговское силлабическое стихотворство; Александров В.А. Сельская община в России (XVII - начало XX вв.). М., 1976; Уханова И.Н. Указ выговцев об изготовлении туесков//ТОДРЛ.Т.31.Л., 1976; Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977; Соколовская М.Л. О характере управления крупной феодальной вотчиной на Русском Севере в 1-й половине XVIII в. (по материалам Выга-Лексы)//Проблемы истории СССР. Вып.6. М., 1977.С. 59-76; Шашков А.Т. Поморский кодекс сочинений Максима Грека//Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977.С. 93-123; Аграрная история Северо-Запада России XVII в. Север. Псков. Общие итоги развития Северо-Запада/Отв. ред. А.Л.Шапиро. Л., 1978; Соколовская М.Л. Северное раскольничье общежительство первой половины XVIII в. и структура его земель//История СССР.1978.№1.С.157-167; Она же. Специфика обработки материалов статистического характера по истории старообрядчества (Выга-Лексы)//Советская историография аграрной истории СССР (до 1917 г.).Кишинев, 1978.С.199 -200; Дергачева-Скоп Е.И. «Сердца болезна сестры убодающь остен…» - рукописный плач середины XVIII в.//Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока.Вып.14.Новосибирск, 1978.С.45-51; Амосов А.А., Бубнов Н.Ю., Петрова Л.А. Археографические экспедиции библиотеки Академии наук СССР 1977-1978 гг. в Кировскую, Вологодскую и Архангельскую области//Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI – XIX веков. Л., 1979.С.106-124; Брещинский Д.Н. Житие Корнилия Выговского как литературный памятник и его литературные связи на Выгу//ТОДРЛ.Т.33.Л., 1979.С.127-141; Карский Е.П. Славянская кирилловская палеография.М., 1979 (С,472, илл.124: «Требник Феогноста 1329 г.»); Понырко Н.В. Выговская литературная школа в первой половине XVIII столетия: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Л., 1979; Шашков А.Т. Максим Грек и идеологическая борьба в России во второй половине XVII – XVIII вв. (подделка и её разоблачение)//ТОДРЛ.Т.33.Л., 1979.С.80-87; Бубнов Н.Ю. Рукописи из собрания Рижской Гребенщиковской общины в Библиотеке АН СССР//Книжное дело в России в XVI – XIX веках. Сб. науч. тр. Л., 1980; Куандыков Л.К. Рукопись № 3 из собрания И.Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//Сибирское источниковедение и археография.Новосибирск, 1980.С. 121-153; Описание Рукописного отдела библиотеки Академии наук СССР. Т.4,вып.2: Стихотворения, романсы, поэмы и драматические сочинения/Сост. И.Ф. Мартынов. Л., 1980 (описаны выговские сборники духовных стихов); Гагарин Ю.В. Очаги старообрядчества на русском Севере в конце XVII – XVIII вв.//Аграрные отношения и история крестьянства Европейского Севера России (до 1917 г.).Сыктывкар, 1981.С.99-107; Лабынцев Ю.А. Польская литература в крупнейшей старообрядческой библиотеке XVIII в. (Выговское общежительство и братья Денисовы)//Федоровские чтения.1978.М., 1981; Поздеева И.В. Коллекция старообрядческих книг XVI-XVIII вв. из собрания М.И. Чуванова. Каталог. М., 1981; Понырко Н.В. Учебники риторики на Выгу//ТОДРЛ.Т.36.Л., 1981; Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода/ Новосибирск, 1982: С. 87-100:Куандыков Л.К. Идеология общежительства у старообрядцев-беспоповцев Выговского согласия в XVIII в.; С. 196-218: Садовая О.Н. Старообрядческие полемические сочинения о браке XVIII – первой трети XIX в. (обзор списков); С.224-241: Мальцев А.И. Неизвестное сочинение С.Денисова о Тарском «бунте» 1722 г.; Плигузов А.И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни//Древнерусская книга и её бытование в Сибири.Новосибирск, 1982.С.104-112; Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы//Русские письменные и устные традиции и духовная культура.М., 1982.С. 41- 71; Брещинский Д.Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции и его литературная история//ТОДРЛ.Т.37.Л.,1983.С.269-285; Плигузов А.И. К изучению орнаментики ранних рукописей Выга//Рукописная традиция XVI – XIX вв. на востоке России//Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск, 1983.С. 82-101; Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV – XX вв.М., 1983; Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России. XVIII - начало XIX вв. М., 1984; Власова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и Западной Сибири в XVII – XVIII вв. М., 1984; Куандыков Л.К. Развитие общежительного устава в Выговской старообрядческой общине в первой трети XVIII в.//Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 51-63; Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984; Юхименко Е.М. «Виноград Российский» Семена Денисова (текстологический анализ) // Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984.С.249-266; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры//Материалы к этнической истории европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985; Брещинский Д.Н. Житие Корнилия Выговского пахомиевской редакции (тексты)//Древнерусская книжность.По материалам Пушкинского Дома.Л.,1985. С. 62 -107; Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.)//Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985; Она же. О начале Выговской пустыни. Малоизвестный документ из собрания Е.В. Барсова//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985; Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца XVIII – начала XX веков. Дисс. … канд. искусств. М., 1985; Понырко Н.В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание//ТОДРЛ. Т.39. Л., 1985; Дмитриева С.И. Мезенские кресты//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1984.Л., 1986. С.461-466; Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма/ Новосибирск, 1986: С.63-69: Беляева О.К. Старообрядческая рукописная традиция начала XVIII в. и работа выговских книжников над Поморскими ответами; С. 120-130: Куандыков Л.К. Выговские сочинения уставного характера второй половины XVIII в.; здесь же: Покровский Н.Н. Книги Тарского бунта 1722 г.; Принцева М.И. Коллекция медного литья Ф.А. Каликина в собрании отдела истории русской культуры Эрмитажа//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1984 г. Л., 1986; Амосов А.А., Петрова Л.А. Археографическая работа в Прибалтике в 1977-1984 гг.//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. 1985.Л., 1987. С.267-277; Гурьянова Н.С. Об отношении крестьян филипповского согласия в XVIII в. к государственной власти // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987; Поляков Ф. К судьбе старообрядческих библиотек Русского Севера (Выголексинский сборник)//Wiener Slawistischer Almanach. Band 19. 1987.S.15-24; Понырко Н.В. Проблема «культурной оседлости» на примере одного эпизода из истории Выговской поморской пустыни//Исследования по древней и новой литературе.Л., 1987.С.297-303; Юхименко Е.М. «Виноград Российский» Семена Денисова (текстологический анализ)//Древнерусская книжность. Источниковедение. Л., 1987; Винокурова Э.П. К вопросу о генезисе поморского орнамента//Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988.С.259-289; Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988; Теребихин Н.М. Семиотические аспекты организации крестьянского мира на Русском Севере (XVII-XIX вв.)//Семиотика культуры.Тез.докл. Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры.8-18 сентября 1988 г.Архангельск, 1988; Винокурова Э.П. Поморские датированные складни//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1988. М., 1989.С. 381-401; Аграрная история Северо-Запада России XVII в.(население, землевладение, землепользование)/Рук.авт.кол. и отв.ред. А.Л.Шапиро. Л., 1989; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР: каталог-путеводитель.Ч.1,вып.1.Сыктывкар, 1989(С.136-242:описание Усть-Цилемского собрания Научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета); Петрова Л.А.Духовные стихи в Усть-Цилемской рукописной традиции//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Межвуз.сб.научн.тр.Сыктывкар,1989.С.86-101; Гурьянова Н.С. Иван Филиппов. Материалы к биографии//Общественное сознание, книжность, литература периода позднего феодализма. Новосибирск,1990.С.27-29; Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654 – 1684/ Сост. В.С. Румянцева. М.: Ин-т истории СССР, 1990; Овсянников О.В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982-1984 гг.//Краткие сообщения Института археологии.Вып.200.М., 1990; Он же и Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии)/Язычество восточных славян. Л.,1990; Ромм Ж. В Выговском монастыре//Краевед Карелии.Петрозаводск, 1990. С. 152-153 (соч. кон. XVIII в.); Юхименко Е.М. Вновь найденные письма Семёна Денисова Даниилу Матвееву//ТОДРЛ.Т.44.Л., 1990; Винокурова Э.П. От центра к периферии. Культурные связи на рубеже XVII и XVIII вв.//Советская археология. М., 1991. № 3.С. 43-55; Заволоко И.Н. История Церкви Христовой. Рига, 1991; Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма/Новосибирск, 1991:С. 105-112: Шашков А.Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф.Я. Токмачёв и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума; С.227-229: Юхименко Е.М. К вопросу о связях Сибири с Выгом и роли братьев Семёновых (новонайденное Слово о житии Иоанна Выгорецкого); К истории книжной культуры южной Вятки: новые исследования. По материалам археографических экспедиций 1984-1988 гг. /Сост. А.А.Амосов, Н.Ю.Бубнов, М.Г.Казанцева, А.Г. Мосин, Л.А.Петрова. Л., 1991; Книжные и культурные центры Печорского края. Метод.указания/Сост.М.В.Мелихов.Сыктывкар,1991; Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб.,1991; Теребихин Н.М. Сакральная топонимика Подвинья и Поморья. Архангельск, 1991; Винокурова Э.П. Поморское медное литьё в собрании Карельского государственного краеведческого музея (обзор коллекции)//Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992; Гурьянова Н.С. Духовное завещание Петра Прокопьева//Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992.С.139-145; Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Вологда, 1992; Лютикова Н.П. Пинежские часовни по письменным источникам XVIII – XIX вв./Русский Север. Ареалы и культурные традиции. Ред.-сост.Т.А.Бернштам,К.В.Чистов.СПб.,1992.С.149-152; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.). СПб. Ч.1 (А-З). 1992; Ч.2 (И-О). 1993;Ч.3 (П-С). 1998; Ч.4 (Т-Я. Дополнения).2004; Юхименко Е.М. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и старообрядческая «История о отцах и страдальцах соловецких»//Архив русской истории. Вып.2. М., 1992.С. 71-92 (статья 1); Юхименко Е.М. Письменные источники «Истории о отцах и страдальцах соловецких» Семёна Денисова//Герменевтика древнерусской литературы XVII – начала XVIII вв.М., 1992.С. 329-352; Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки/Отв. ред. Покровский Н.Н., Моррис Р. Новосибирск,1992: С.96-102: Гурьянова Н.С. Духовные завещания выговских большаков; С.102-107: Куандыков Л.К. Развитие Выговского общежительства в 30-х гг. XVIII в.; С. 107-113: Юхименко Е.М. «История о отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова – памятник выговской литературной школы первой половины XVIII в.; С.113-120: Петрова Л.А. Стихотворство позднего Выга; С.185-190: Пентикайнен Ю. Староверы в Коми АССР; С.312-318: Мальцев А.И. К вопросу о возникновении страннического согласия во второй половине XVIII в.; Гормина Н.В. Памятники медного литья в собрании Новгородского музея//Русское медное литьё. Вып.1. М., 1993; Канева Т.С. К вопросу об архаических моделях новгородской культуры в северно-русской традиции (на материале Усть-Цилемской фольклорной экспедиции)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тез. докл. и сообщ. науч. конф. Новгород, 1993.С.160-162; Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993; Юхименко Е.М. Неизвестный выговский писатель XVIII в. Василий Данилов Шапошников и «Сказание о преставлении Симеона Дионисьевича»//ТОДРЛ.Т.46.СПб., 1993; Юхименко Е.М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни//ТОДРЛ.Т.48.СПб., 1993.С.351-354; Амосов А.А., Петрова Л.А. Археографическая работа в Прибалтике в 1985-1988 гг.//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР.1990.СПб., 1994.С.339-356; Винокурова Э.П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни(состояние вопроса) //Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.).М., 1994. Выговская поморская пустынь и её значение в истории русской культуры. Тез. докл. международ. науч.конф./Ред.кол.Л.Н.Амозов,А.М.Пашков,А.В.Пигин.Петрозаводск,1994:С.23-24: Гурьянова Н.С. Выговские исторические сочинения в контексте русской культуры XVIII века;С.68-71:Пигин А.В. Жанр видения в старообрядческой рукописной традиции XVII – XХ вв.; С.93-95:Сойни Е.Г.Карелия в литературном наследии писателей Выговской пустыни; С.108-110: Юхименко Е.М. Выговское возрождение конца XVIII - начала XIX вв.; С. 113-115:Яскеляйнен Е.И. Коллекция предметов из тканей и одежды музея-заповедника «Кижи» как источник для изучения старообрядческой культуры; здесь же: Поздеева И.В. Личность в истории русского старообрядчества: от Аввакума Петрова и братьев Денисовых до Рябушинских и Михаила Чуванова; Вязинин И.Н.Старая Русса в истории России. Новгород, 1994 (С. 71: о расколе и старообрядчестве); Культура староверов Выга: к 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства/ сост. А.А. Пронин. Петрозаводск, 1994; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2.Ч.1.Церковь, религия, литература. М., 1994 (С.85-86: об отношении к браку староверов - федосеевцев и поморцев); Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской Академии наук. Каталог выставки/Сост. Ф.В. Панченко. СПб., 1994; Фролова Г.И. Внутреннее убранство выговской Богоявленской соборной часовни//Кижской вестник.№ 4:Заонежье. Петрозаводск, 1994.С.143-154; Юхименко Е.М. Каргопольские «гари» 1683-1684 гг.(к проблеме самосожжений в русском старообрядчестве)//Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.).М., 1994.С.64-119; Юхименко Е.М. Изветные челобитные на Выговских старообрядцев 1699 г. //Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М., 1994. Камкин А.В. Традиционные крестьянские сообщества европейского Севера России в XVIII веке. Автореф. дисс. … д-ра ист. наук. М., 1995; Мальцев А.И. О взаимоотношениях старообрядцев филипповского и федосеевского согласий в XVIII в.//Гуманитарные науки в Сибири.Новосибирск,1995.№1.С.55-61; Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века/Новосибирск, 1996; Русское общество и литература позднего феодализма/ Новосибирск, 1996: С.53-62: Юхименко Е.М. К биографии выговского писателя Мануила Петрова; С.225-246: Гурьянова Н.С. «Описание о нелепых случаях и необычных пустынному житию действах, внесшихся от своевольников»; Карманова О.Я. Об одном из источников выговского Жития инока Епифания//ТОДРЛ.Т.49.СПб., 1996.С.410-415; Козлов В.П. Тайны фальсификации: анализ подделок исторических источников XVIII – XIX вв. М., 1996; Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПБ., 1996 (С. 349: описание выговского сборника житий, слов и повестей 1770-х гг.); Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1996; Фонды и коллекции рукописного отдела Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом).Краткий справочник. Сост. В.П. Бударагин, М.В. Родюкова. СПб., 1996; Юхименко Е.М. Родственные связи на Выгу в первой половине XVIII в.//ТОДРЛ.Т.49.СПб., 1996.С.176-179; Лурье Л.Я. Петербургские старообрядцы//Английская набережная,4.Ежегодник Санкт-Петербургского научного общества историков и архивистов. СПб., 1997.Вып.1; Пулькин М.В. Приходы Заонежья во второй половине XVIII в.//Рябининские чтения – 95. Сб. докл.межд.конф. Петрозаводск, 1997; Философова Т.В. Репертуар духовных стихов старообрядцев Русского Севера//Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера.Сыктывкар,1997; Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь в 40 – 70-е гг. XVIII в. (евангельская притча о блудном сыне в контексте выговской истории)// Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры (Труды ГИМ. Вып. 98). М., 1997.С.215-224; Выговская поморская пустынь и её значение в истории России/Петрозаводск, 1998; Гурьянова Н.С. «Словесный портрет» на Выгу//История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI – XX вв. Новосибирск, 1998.С. 112-120; Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. Материалы и исследования. СПб., 1998; Казанцева М.Г., Философова Т.В. Музыкально-поэтическое наследие Севера в вятской старообрядческой традиции//Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып.2. Екатеринбург, 1998. С.85, 90-111; Киркинен Х., Невалайнен П., Сихво Х. История карельского народа. Петрозаводск, 1998; Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998; Панченко Ф.В. Рукописные памятники старообрядческой певческой культуры в собрании М.И. Чуванова//Петербургский музыкальный архив. Вып.2.СПб.,1998.С.43-54; Она же. Некоторые вопросы атрибуции певческих рукописей поморской традиции//Мир старообрядчества. Вып.4: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. М., 1998.С. 397-403; Старообрядчество Русского Севера. Тез. докл. и сообщ. Каргопольской науч. конф. М.; Каргополь, 1998; Чугреева Н.Н. Группа поморских икон в собрании Музея имени Андрея Рублёва//Мир старообрядчества.Вып.4.М., 1998.С.391-396; Юхименко Е.М. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и старообрядческая «История о отцах и страдальцах соловецких»//Очерки феодальной России. Вып.2.М.,1998.С.248-265 (статья 2); Булатов В.Н. Русский Север.Кн.3.Поморье(XVI – начало XVIII в.). Архангельск, 1999; Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества.Екатеринбург,1999; Королькова Л.В. Северо-восточные районы Новгородской земли X-XVII вв. Формирование сети расселения и этнокультурные взаимодействия. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. СПб, 1999; Культурное наследие Средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества/ Материалы Всероссийской научной конференции 17-19 мая 1999 г. Новосибирск,1999: С. 201-214: Кручинина А.Н. Песнопения царевичу Димитрию в русской певческой традиции XVII – начала XIX в.; С.283-294: Плетнева Е.В. Седмичные песнопения выговских Октаев; С.295-309: Быкова О.А. Песнопения чинопоследования Пятидесятницы в поморских старообрядческих нотированных рукописях; С.315-324: Панченко Ф.В. Гимнографические истоки выговских стихов; С. 325-332: Казанцева М.Г. Покаянные и духовные стихи Урала (по рукописным материалам XVII – XX вв.); Панченко Ф.В. Средневековые авторские распевы в поморских певческих рукописях XVIII – первой половины XIX века//Петербургский музыкальный архив.Вып.3.СПб., 1999.С. 126-140; Старообрядчество в России (XVII – XX в.)/ Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М., 1999: С.45-125: Юхименко Е.М. Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства; С.186: указание на «скаску» записных «раскольников» Двинского уезда Архангельской провинции 1745 г. в составе старообрядческого рукописного сборника; С.269-279: Соколовская М.Л. Крестьянский мир как основа формирования Выговского общежительства; С. 280-289: Мальцев А.И. Московский филипповский собор 1769 г.; С. 314 – 343: Хвальковский А.В., Юхименко Е.М. Поморское староверие в Москве (С. 314: о местах пребывания в Москве основателей и других видных деятелей Выговской пустыни; С. 315-319: о спорах о браке на Выгу); С. 381-401: Петрова Л.А. Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни; Теребихин Н.М. Лукоморье (очерки религиозной геософии и маринистики Северной России). Архангельск, 1999; Юхименко Е.М. Неизвестная страница полемики выговских старообрядцев с официальной церковью: предыстория «Поморских ответов»//ТОДРЛ.Т.51.СПб., 1999.С.404-416; Дронова Т.И. Историческая память «устьцилёмов». Сыктывкар,2000; Панченко Ф.В. Премудрости выговских мастеропевцев (рукопись из собрания Ф.А. Каликина)//Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2000. С. 205-224; Пигин А.В. Жанр видений как исторический источник (на выговском материале XVIII века)//История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий. Петрозаводск, 2000.С. 216-222; Православная энциклопедия. Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (с 2009 г. – Кирилла). В 19 т. (по сост. на апрель 2009 г.). М., 2000 – 2009; Расков Д.Е. Купцы-староверы в экономике Санкт-Петербурга//Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.8.М., 2000; Тутолмина С.Н. Утраченные стихиры на чин христосования: история текста и редакций//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: редактор и текст. Вып.3.СПб., 2000. С.329-346; Шашков А.Т. Иван Евстафьев Второго и его сын Емельян(из истории социального и религиозного протеста жителей Заонежья во второй половине XVII в.)//Проблемы истории России.Вып.3:Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. Екатеринбург,2000.С.333-346; Юхименко Е.М. «О чем не дает солгать град Тоболеск…»(новонайденные сочинения о семье старообрядцев Семеновых)//Русские старожилы. Тобольск; Омск, 2000.С. 215-217; Дронова Т.И. Старообрядчество на Нижней Печоре//Этнографическое обозрение.2001.№ 6; Мурников А.Л. Куржецкий собор 1656 года. М., 2001; Певческие рукописи выголексинского письма. XVIII – первая половина XIX в. Сост.Ф.В.Панченко//Описание Рукописного отдела Библиотеки РАН. Т.9, вып.1.СПб., 2001; Поморская энциклопедия. Т.1: История Архангельского Севера/ Гл. ред. В.Н. Булатов; сост. А.А. Куратов Архангельск, 2001; Старообрядческий мир Волго – Камья. Пермь, 2001; Волкова Т.Ф., Антоновская Н.И. Выговская литература в печорской рукописной традиции (обзор источников)//Взаимодействие книжных традиций Поморья, Урала и Сибири в XVI – XX вв.Екатеринбург, 2002.С.26-47; Панченко Ф.В. Рукописное наследие Выговских мастеропевцов: история, традиция, творчество. Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2002; Она же. Становление выговской певческой традиции: материалы к изучению//Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002; Прозоров И.А. История старообрядчества. М., 2002; Романова Е.А. «Самовольные смерти» в старообрядчестве: учение и истоки//Антропология. Фольклористика.Лингвистика.Вып.2.СПб., 2002; Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение. Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002; Выговская поморская пустынь и её значение в истории России/Сборник под ред. Е.М.Юхименко. СПб.,2003: С.25-39: Катаяла К. Дымом в Царствие Небесное: самосожжения староверов в Шведской Карелии в конце XVII в.; С.89-94: Гурьянова Н.С. Выговская литературная школа и эволюция жанров древнерусской литературы;С. 139-146: Белоброва О.А. К характеристике выговской редакции «Арифмологии» Николая Спафария; С. 309-322 – Выголексинский летописец краткой редакции, 1785 г.; С.324-326: Письмо Ф.П.Бабушкина матери и сестре в Романов из Выговской пустыни (1787 г.); Пинежская книжно-рукописная традиция XVI – начала XX вв. Опыт исследования. Источники. СПб., 2003. Т.1.Савельева Н.В. Очерк истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции.Описание рукописных источников; Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке/Подготовка текстов и исследование А.В. Пигина. СПб., 2003; Пулькин М.В. Огненная прелюдия Империи (старообрядческая дискуссия о самосожжении в конце XVII в.)//Человек между Царством и Империей. М., 2003.С.318-327; Щипин В.И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М., 2003 (С.45: Библиография); Юхименко Е.М. Система образования в Выговской поморской пустыни// Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы. Сб. материалов. Ржев, 2003. С. 10-19; Архангельский Север в документах истории (с древнейших времён до 1917 года). Хрестоматия/Под общ. ред. А.А. Куратова. Архангельск, 2004 (документы, касающиеся старообрядчества XVII – XVIII вв.: С. 106 -109, 168 -169); Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.; Архангельск, 2004 (С. 70 – 79: «В скитах»; С. 239-254: «Поморы об Аввакуме»); Керов В.В. Эсхатология старообрядчества конца XVII – первой половины XVIII века и новая хозяйственная этика старой веры//Старообрядчество в России(XVII – XX вв.): сб. науч. тр. Вып. 3. Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М., 2004. С. 405 – 433; Филипповское родословие. Исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки. Публ., предисл. и коммент. А.А. Исэрова. М., 2004 (здесь же – библиография по истории и исследованиям вятского старообрядчества); Базарова Э.Л., Бицадзе Н.В., Окороков А.В., Селезнева Е.Н., Черносвитов П.Ю. Культура русских поморов: опыт системного исследования/Под общ. ред. П.Ю. Черносвитова. М., 2005 (С. 267 – 282: «Старообрядческая культурная компонента в северорусской культуре»); История и культура Вятского края/Под ред. Трушковой И.Ю.М.; Киров.2005 (С.108-109: о старообрядцах); Щит веры, или Ответы древняго благочестия любителей на вопросы придержащихся новодогматствующаго иерейства. М., 2005; Юхименко Е.М. Крупнейший памятник выговской историографии (предисловие к изд.: История Выговской старообрядческой пустыни. Издана по рукописи Ивана Филиппова. М., 2005.С. 3-24); Булатов В.Н. Русский Север. Учебное пособие для вузов. М., 2006 (С. 508-519: об Афанасии, архиеп. Холмогорском и преследовании им старообрядцев); Зеньковский С.А. Идеологический мир братьев Денисовых/Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. тт. I и II. М., 2006.С. 594-606; Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - начале XIX в.: проблема взаимоотношений. Новосибирск, 2006; Мировоззрение и культура севернорусского населения/ Сб. статей. Отв. ред. И.В.Власова. М., 2006 (о старообрядчестве, в т.ч. XVIII в.: С. 134-137, 176-195; С.215-223: Пулькин М.В. Почитание мест самосожжений старообрядцев на Европейском Севере России (XIX - начало XX в.)); Семибратов В.К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006 (С. 185-204: Библиография по истории и культуре вятского старообрядчества); Староверие на северо-востоке европейской части России/Отв. ред. и сост. Т.И. Дронова. Сыктывкар, 2006 (С. 198 – 216: Библиографический указатель по истории и культуре коми – старообрядцев; С. 217- 241: Библиографический указатель по истории и культуре русских староверческих групп, проживающих в республике Коми); Великий Новгород в эпоху петровских преобразований. Конец XVII – начало XVIII в. Сборник документов. Сост. Анисимов Е.В., Базарова Т.А., Болотина Н.Ю. // Новгородская историческая библиотека. Вып.3. Великий Новгород, 2007 (С. 180-182, 321: материалы о новгородском заключении Симеона Денисова); Великий Новгород. История и культура IX – XVII веков. Энциклопедический словарь/ Отв. ред. В.Л.Янин. СПб., 2007 (С, 445-446: ст. «Старообрядцы Новгорода и Новгородской епархии (2-я пол. XVII – нач. XVIII в.)»); Воскресенская Т.А. Особенности мировоззрения новгородских старообрядцев-беспоповцев в традиционной культуре. Автореф. дисс. … канд.философ.наук. Великий Новгород,2007; Мошина Т.А. «Чтобы братии было не вредно и угодно».Заметки о трапезе в Выговском старообрядческом общежительстве//Старообрядчество: история, культура, современность.М., 2007. Ч.2. С. 256-264; Юхименко Е.М. Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом переулке. М., 2008.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.08 сек.) |