|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЧИНЕНИЯ Е.М. ЮХИМЕНКО И ИЗДАНИЯ, ВЫШЕДШИЕ ПОД ЕЁ РЕДАКЦИЕЙ
Е.М.Юхименко, выпускница МГУ, специализируется на изучении истории и культуры старообрядчества с 1980-х гг. В 1991 г. она, закончив аспирантуру в «Пушкинском доме» под руководством Н.В.Понырко, написала и защитила диссертацию по теме «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семена Денисова - памятник выговской литературной школы первой половины XVIII в.». 169 Таким образом, центральной темой изыскании ученого стало наследие Выговской пустыни. Причем среди публикаций Е.М.Юхименко, вышедших после 1991 г., были и исторические, и литературоведческие по содержанию. В 1993 г. вышла ее работа «Новые материалы о начале Выговской пустыни».170 Эта тема получила развитие в сборнике «Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.)», вышедшем под редакцией исследователя в 1994 г. Здесь опубликованы ее статьи «Первое официальное известие о поселении старообрядцев в Выговской пустыни»171 и «Изветные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г.».172 Немаловажно, что в конце сборника, в «Приложении», даны полные тексты документов, о которых говорится в названных статьях. Помимо материалов Е.М.Юхименко, в книге помещены и работы некоторых других авторов: упоминавшаяся выше статья Н.С.Демковой о деле Артемьева 1695 г., очерки Л.Н.Капусты «Новые данные к истории семьи Ивана Филиппова»173 и Т.Ю.Николаевской «Черновой автограф «Послания к даниловским раскольникам» Алексея Иродионова». 174 В статье Л.Н.Капусты крайне интересны сведения о связях между предками Ивана Филиппова и Денисовых в конце XVI- начале XVII вв., а также вновь найденные материалы о наделении Филиппа, отца Ивана, землей после 1667 г. Здесь обращает на себя внимание глубина местных корней как автора «Истории Выговской пустыни», так и братьев Денисовых. Очерк Т.Ю.Николаевской представляет собой практически единственное современное исследование о выговском (а затем новообрядческом) писателе XVIII в. Алексее Иродионове. Собраны сведения о его жизни и деятельности, даны ссылки на издания его сочинений, а также описывается автограф одного из основных трудов. 1994-й был годом 300-летия со времени основания Выговской пустыни. Помимо выхода описанного выше сборника, к этой дате была приурочена выставка в ГИМе под названием «Неизвестная Россия». Ее каталог издан под редакцией Е.М.Юхименко.175 До настоящего времени он является почти единственным специальным изданием по истории и культуре Выга, выполненным на столь высоком полиграфическом уровне.
169 Юхименко Е.М. Повесть об осаде Соловецкого монастыря Семена Денисова - памятник выговской литературной школы первой половины XVIII в.: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. Л., 1991. 170 Она же. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ, №47. СПб, 1993.С.322-342. 171 Она же. Первое официальное известие о поселении старообрядцев в Выговской пустыни // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М, 1994. С.163-175. 172 Юхименко Е.М.. Изветные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г. // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.). М, 1994. С.190-206. 173 Капуста Л.Н. Новые данные к истории семьи Ивана Филиппова // Там же. С.207-209. 174 Николаевская Т.Ю. Черновой автограф «Послания к даниловским раскольникам» Алексея Иродионова // Там же. С.210-213. 175 Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской пустыни. М.,1994.
В нем помещены цветные снимки исторических документов, рукописей, предметов литья и других вещественных памятников выговского происхождения. Они представляют собой образцы местного стиля, с помощью которых возможна атрибуция других предметов из различных собраний. Подборки фотографий, сгруппированные по жанровым разделам, снабжены краткими, но довольно информативными пояснительными статьями. Четыре из семи очерков написаны Е.М.Юхименко или с ее участием. Однако «новгородский акцент» в наибольшей степени присутствует в статье «Медная пластика», написанной Э.П.Винокуровой, О.В.Молчановой и Л.А.Петровой, а также в главе «Резьба и роспись по дереву» (авторы С.Г.Жижина и З.П.Попова). Здесь прямо говорится, что в выговской резьбе «сказываются традиции северной культуры, берущей свои истоки в искусстве древнего Новгорода».176 В том же году Е.М.Юхименко выступила со статьей об отражении в выговской литературе отношений между староверами и государством «Самодержавие и правоверие в литературе выговского старообрядчества». 177 В этом материале раскрывается тесная связь между политической историей и литературой староверов. Последняя отражала позицию руководителей согласий. При безусловном неприятии официальной духовности России XVIII в., под влиянием постоянной угрозы репрессий, они были вынуждены в большей или меньшей степени быть лояльными к власти. В 1997 г. вышли две статьи Е.М.Юхименко, содержащие комплексные историко-культурологического описания двух периодов выговской истории: середины - второй половины XVIII в. («Выговская старообрядческая пустынь в 40-70-е гг. XVIII в.») 178 и завершающего периода ее истории («Выговская старообрядческая пустынь: период возрождения (конец XVIII- начало XIX вв.)»). Таким образом, к концу 1990-х гг. исследователь провела работу по изучению истории и культуры Выга от начального этапа (90-е гг. XVII в.) до заключительного (XIX в.). 179 В 1999 г. Е.М.Юхименко защитила в Институте истории русской литературы в Санкт-Петербурге диссертацию доктора филологических наук по теме «Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь». Этот труд лег в основу почти одноименной двухтомной монографии, вышедшей в 2002 г. На данный момент она является практически наиболее полным из описаний «Выгореции» как уникального комплексного явления в истории и культуре России. Во «Введении» дан краткий историографический обзор изучения пустыни с 1860-х гг. до сегодняшнего дня. Объемные подстрочные примечания содержат библиографию основных работ исследователей. Далее помещен очерк истории и духовных основ Выга (глава 1), рассказано о различных сторонах местной культуры, от собирания и изготовления рукописей до почитания святых и святынь (глава 2). Заключительная часть работы посвящена традициям духовной жизни (включая этику личностно-общественных отношений) и литературному творчеству. Издание снабжено весьма обширным справочным аппаратом. Различные указатели составляют все содержание второго тома монографии. Обращает на себя внимание, однако, отсутствие в перечне архивных фондов, с которыми работала ученый, Государственного Архива Новгородской области (ГАНО), содержащего, в частности, крупное собрание документов Новгородской епархии XVIII в. (фонд Духовной консистории). Однако эти обстоятельства не сказываются на высоком научном уровне исследования в целом. 176 Неизвестная Россия. С.76. 177 Юхименко ЕМ. Самодержавие и правоверие в литературе выговского старообрядчества // Pisarz i wladza (od Awwakuma do Solzenisina). Lodz, 1994. S.34-41. 178 Юхименко Е.М.Выговская старообрядческая пустынь в 40-е - 70-е гг. XVIII в. // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры (Труды ГИМ, вып. 98). М., 1997. С.215-224. 179 Она же. Выговская старообрядческая пустынь: период возрождения (конец XVIII - начало XIX вв.)// Русская литература и религия. Новосибирск, 1997. С. 127-141. В 2008 г. под редакцией Е.М.Юхименко вышел крупный сборник трудов Выговских авторов: Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2-х т. М., 2008.
Е.М.Юхименко является одним из наиболее активно работающих над «выговской» темой современных исследователей. Ещё в 2002 г. число её публикаций по старообрядчеству примерно равнялось 80-ти. Выше рассмотрены лишь некоторые из них, в основном те, на которые сама автор ссылается в названной двухтомной монографии, вероятно, считая их наиболее значимыми.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |