|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историография XIX в
СОЧИНЕНИЯ АМВРОСИЯ (ОРНАТСКОГО), ЕВГЕНИЯ (БОЛХОВИТИНОВА) И ПАВЛА ЛЮБОПЫТНОГО
Как уже отмечалось, церковно-исторические справочники названных в заглавии раздела авторов, насколько мне известно, не рассматривались ранее как источники информации о старообрядчестве. Однако сведения о нем, в том числе в пределах Новгородской епархии, в их сочинениях содержатся. Данное обстоятельство связано с тем, что во второй половине XVIII-начале XIX вв. российское старообрядчество в известной степени находилось на подъеме, благодаря достаточно либеральному законодательству Петра III и Екатерины II. В этих условиях монастыри староверов существовали вполне открыто и порой имели весьма заметное значение в духовной жизни страны. Поэтому, как выяснилось в результате проведенного мною изыскания, архимандрит Амвросий (Орнатский) включил ряд старообрядческих обителей в расположенные в алфавитном порядке очерки истории всех монастырей России. Они помещены в третьей - шестой частях его «Истории российской иерархии».60 В частности, здесь содержится статья о Выговской пустыни. По объему (3 страницы) это самый крупный из всех очерков Амвросия о старообрядческих монастырях. Данная заметка, - вероятно, первая статья о «Выгореции» в общероссийском справочнике энциклопедического характера. Прежде всего, здесь обращает на себя внимание точное обозначение географического положения пустыни, не указывавшееся столь подробно в рассмотренных ранее памятниках историографии. При рассказе об основании обители приводится
57 Журавлев А. Указ. соч. С. 81. 58 Там же. С.109-135. 59 См.: Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М, 1995. С.39-40. 60 Амвросий (Орнатский). История российской иерархии, в 6-ти тт. М., 1807-1815.
выдержка из сочинения Андрея Денисова, а также из книги А.Журавлева «Полное историческое известие». Упомянуты образование, полученное в Киеве Андреем Денисовым, а также пребывание Семена Денисова в заключении в Новгороде. Рассказывается о сборе выговцами по всей стране древних книг, икон и других предметов церковного обихода. Это собрание охарактеризовано как «единственное в России». Завершается статья описанием способа содержания монастыря: пожертвования «единомышленников» и торговля на «разных водоходных судах». Общее количество жителей Выговской пустыни Амвросий определил в три с небольшим тысячи человек.61 И хотя данная статья не свободна от враждебной старообрядцам фразеологии, в ней ощущается некоторое уважение к собирателям и хранителям русской церковной старины. А такие особенности заметки, как точно приведенные координаты пустыни, а также характеристика выговской библиотеки как уникальной в своем роде, наводит на предположение, что Амвросий мог или сам посещать Выг, или общаться с теми, кто там бывал. «История российской иерархии» содержит и некоторые другие, более скромные по объему данные, имеющие отношение к новгородскому старообрядчеству XVIII в. Здесь описано Зеленецкое самосожжение 1765 г., 62 содержится единственное в изученной мною литературе упоминание о часовне, которую построил «сыщик Самарин» в Палеостровском монастыре, видимо, в память о следствии по доносу Круглого на Выговскую пустынь. 63 Приведена и довольно подробная биография епископа Олонецкого Иоанникия (Микрицкого), связанного, как уже говорилось выше, с одной из попыток старообрядцев приобрести архипастыря. Правда, об этой попытке у Амвросия сведений нет. Однако он сообщает, что Иоанникий был уроженцем Тихвина. 64 Это обстоятельство объясняет интерес старообрядцев к архиерею. Ведь он родился и, вероятно, провел молодость в городе, с которым в течение всего XVIII в. было связано немало следственных дел о явных и тайных «раскольниках». Таким образом, Иоанникий мог считаться староверами более близким, чем другие иерархи. Писательские труды архиереев и других представителей российского духовенства явились темой сочинения митрополита Евгения (Болховитинова) «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». 65 Здесь в алфавитном порядке собраны сведения о произведениях различных иерархов, со времен Крещения Руси до начала XIX в. Имеются и очерки об авторах «противораскольнических» сочинений. В настоящем очерке эти данные в основном были использованы выше. Однако следует отметить, что в «Словаре» в несколько завуалированном виде приведены сведения и о «Поморских ответах». Их история, с указанием авторства, изложена в статье об иеромонахе Неофите. Причем, из содержания этой заметки становиться ясно, что сам Неофит, кроме 106-ти вопросов выговцам, никаких литературных трудов не оставил. Говоря же здесь о «Поморских ответах» и их авторах, Евгений отмечает короткий срок, за который «Ответы» были написаны, а также высокий уровень «словесных наук», которыми обладали Денисовы.66 Таким образом, статья о Неофите фактически оказывается более повествующей о творчестве его оппонентов - старообрядцев.
61 Амвросий (Орнатский). Указ. соч. Т.З. С.623-626. 62 Там же. С. 171-174. 63 Там же.Т.5. С.413, 476. 64 Там же. Т.1. С.88. 65 Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб, 1872. Репринтное переиздание: М.,1995. 66 Там же. С.226.
Митрополиту Евгению принадлежит также «Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого» (1724-1783). В этом очерке упоминается и о контактах названного архиерея со старообрядцами. Как и Иоанникий (Микрицкий), Тихон был уроженцем Новгородской земли, села Корецко (совр. Короцко) Валдайского уезда. Вероятно, по уже указывавшимся мною выше причинам, он привлек внимание староверов, занимавшихся поисками епископа. Это произошло после того, как в 1768 г. Тихон оставил кафедру в Воронеже и удалился на покой. Первоначально он проживал в Толшевской пустыни, а затем переселился в Задонский монастырь. Любопытно, что в качестве причины переезда в Задонск Евгений называет «зараженность неисцельным расколом» толшевского настоятеля. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что епископ ничего не смог сделать с этим настоятелем, а просто переселился. Видимо, почти весь Толшевский монастырь поддерживал своего начальника. В Задонске к Тихону обратился некий саратовский купец-старообрядец, с предложением перейти в качестве архиерея в старообрядческую Церковь. Ссылаясь на книгу А.Журавлева, Евгений говорит, что Тихон ответил решительным отказом. Дата этого события не приводится. Несколько ранее говорится об общей истории поисков епископа старообрядцами, причем даны сведения о случаях посвящения митрополитом Крымским духовных лиц для староверов. Также изложена вкратце история епископа Епифания, принятого на Ветке.67 Общая для начала XIX в. тенденция к составлению справочников по церковной истории, и, в частности, по литераторам духовного звания, проявилась и в старообрядческой среде. В 1828-1829 гг. были написаны «Исторический словарь Староверческой Церкви» и «Каталог или библиотека Староверческой Церкви». Их автором являлся Павел Онуфриев Любопытный (Светозаров), старообрядец поморского согласия из Санкт-Петербурга, воспринявший традиции выговской литературной школы. 68 Его произведения написаны в доведенной почти до крайности поздневыговской стилистике, характерной обилием вычурных речевых оборотов. Среди этих громоздких конструкций довольно трудно отыскивать конкретное содержание. Однако, поскольку названные книги Любопытного являются уникальными в своем роде, это не снижает их историографической ценности. Здесь имеются сведения о большинстве активных деятелей старообрядчества, преимущественно поморского, с конца XVII по начало XIX вв. Приведены данные об их жизни и трудах по церковному устроению, а также о принадлежащих им сочинениях. Иногда они даны по названиям, в других случаях указана лишь тематика, а зачастую - только общее количество. Хотя, естественно, по, так сказать, цензурным соображениям, нигде не называются места хранения рукописей, само их перечисление представляют большую научную ценность. Современным исследователям в недавнее время удалось выявить в хранилищах ряд произведений, известных прежде лишь по справочнику Любопытного. Таким образом, его достоверность была подтверждена. 69 Среди писателей, о которых рассказано в сочинениях Светозарова, мною выявлено 44 лица, чья жизнь и деятельность непосредственно связаны с Новгородской землёй. Помимо хорошо известных имен, здесь встречаются и не столь знаменитые, но сыгравшие, по данным Любопытного, заметную роль в истории местного старообрядчества XVIII в. Так, рассказывается об Алексее Самойлове (1691-1771). Буду-
67 Евгений (Болховитинов). Указ. соч. С.364-365. 68 Любопытный П. Исторический словарь и Каталог или библиотека староверческой церкви. М.,1866. 69 См., напр.; Юхименко Е.М. Указ. соч. С. 117.
чи сыном новгородского священника, выпускником здешней семинарии, он в течение 15-ти лет возглавлял общину федосеевцев, тайно действовавшую в городе. Говориться и о шести его сочинениях. Автору настоящей работы не встречались подобные сведения в других памятниках историографии. 70 Представляет интерес и упоминание о письменной полемике митрополита Новгородского Гавриила (Петрова) и Гавриила Скачкова, известного наставника поморцев Москвы. 71 История старообрядчества другой столицы, Санкт-Петербурга (на протяжении XVIII в. в основном бывшего частью Новгородской епархии), также отражена в сочинениях Любопытного. Здесь рассказывается о петербургских моленных и их попечителях, многие из которых были духовными писателями. Сам Светозаров, перечисляя собственные труды, упоминает «Историю о поморской часовне на Моховой улице» и описание современного автору состояния этого храма. 72 Весьма любопытен и перечень сочинений, которые Павел планировал написать. Среди прочего, здесь значатся история старообрядчества в Санкт-Петербурге в целом и обозрение староверческих библиотек в Москве, Санкт-Петербурге и Выговской пустыни. Неясно, были ли реализованы эти планы. Возможно, какие-то ранее неизвестные труды Павла Любопытного еще могут быть обнаружены в ходе будущих изысканий. Обобщая вышесказанное, хочу отметить, что церковно-библиографические справочники начала XIX в. при ближайшем рассмотрении оказываются содержащими больше информации по истории старообрядчества, в том числе новгородского, чем предполагалось ранее. Некоторые из выявленных сведений не встречаются в прочих памятниках историографии, о которых рассказывается в данной работе. В целом же произведения историков начала XIX в., рассмотренные выше, составляют подготовительный этап к значительно более масштабному появлению памятников историографии, связанных с рассматриваемой темой, характерного для последующего периода указанного столетия.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |