АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историография

Читайте также:
  1. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  2. Древнегреческая историография: Геродот, Фукидид, Ксенофонт.
  3. Историография XIX в.
  4. Историография XVIII в.
  5. Историография XX в. (до 1991 г.)
  6. ИСТОРИОГРАФИЯ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ – КОНЦА XIX В.
  7. ИСТОРИОГРАФИЯ ЭПОХИ: ЛОЖЬ И ПРАВДА
  8. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского.
  9. Поздняя греческая историография: Плутарх и его «Сравнительные жизнеописания».
  10. Следствие по делу декабристов и приговор суда. Историография движения декабристов.
  11. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

Отношения между католическим Западом и Русью были предметом изучения многих авторов, работы по данному вопросу мы найдем среди русских, украинских, польских, немецких, английских, скандинавских и других исследователей.

Особенность данной темы также состоит в том, что она достаточно сильно политизирована, и взгляды на нее часто разнятся в зависимости от эпохи, в которую автор писал свою работу и от страны, которой он принадлежал, а также от его конфессиональной принадлежности.

В каждой из проанализированных работ авторами делается попытка увидеть следы конфессионального раскола в отношениях между русскими княжествами и западными государствами и понять степень вовлеченности римской церкви в действия этих государств. Это, пожалуй, то, что объединяет эти исследования. В остальном же авторы смотрят на различные составные части проблемы, и о большинстве исследователей нельзя сказать, что ими были охвачены все аспекты папской политики по отношению к Руси в середине 13 веке. То же относится и к ее отражению в русских летописях: одни исследователи делают упор на галицко-волынских землях и, соответственно, на Ипатьевской летописи, другие – на вторжении крестоносцев и Новгородской, третьи смотрят только на определенный аспект папской политики и на его отражение в летописях.

Задача автора в связи с этим состояла в том, чтобы проанализировать достаточное количество историографии для составления полной картины о направлениях и проявлениях папской политики, собрать их и представить в данной работе. Для целей отражения папской политики использование историографии было минимально, работа проводилась с источниками и выводы соответственно делались на их основе.

В дореволюционной работе Дашкевича «Первая уния юго-западной Руси с католичеством (1246–1254)», написанной в 1884 году, рассматриваются отношения папства и галицко-волынских земель. В работе преобладает мнение о том, что римская церковь делала все возможное для помощи Руси и организации крестового похода против татар, однако недостаточное единство среди правителей европейских стран привели к срыву этих планов. В работе детально подчеркивается, что заключенная уния была добровольным актом галицко-волынского князя и римской церкви, которая несмотря на итоговый разрыв отношений, сослужила добрую службу Даниилу.

В советское время активный интерес к теме возник в 40-50-е годы, в это время исследованием политики папства занимались разные исследователи, среди них Пашуто, Рамм, Шаскольский. Взгляды этих историков иногда априорно направлены против всего западного и в каждом действии западных государств, равно как и римской церкви. Однако работы именно этих исследователей были наиболее охватывающими и детально поработанными по рассматриваемым вопросам.

В работе Пашуто «Внешняя политика древней Руси» представлен детальный анализ ее взаимоотношений со всеми странами, с которыми она имела контакты в период с X по XIII век. В книге детально рассмотрены отношения, которые существовали между галицко-волынскими землями и Польшей, Венгрией, Чехией и Литвой, что позволило посмотреть на политику папства по отношению к юго-западной Руси с точки зрения интересов римской церкви в указанных государствах. Подобные же выводы были сделаны на основе представленного анализа действий немецко-датской-шведской коалиции против северо-западных земель. Работа «Очерки по истории галицко-волынской Руси» добавила к этому взгляду мотивы участвующих сторон и позволила суммировать детали отношений Даниила Романовича со своими внешнеполитическими соседями и сделать заключение о движущих силах исторических персонажей. Работа «О политике папской курии на Руси (XIII век)» четко сформулировала интересы папской курии на Руси и очертила основные направления политики и ее инструменты.

В исследовании Шаскольского «Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв» рассматриваются действия немецко-датско-шведских сил по отношению к Руси, анализируются их движущие силы и мотивы, а также обосновывается роль папства в организации этих выступлений. В частности, автор последовательно доказывает, что во всех завоевательных действиях против Руси, прямо или косвенно, оставила след римская курия.

Работа Бориса Яковлевича Рамма «Папство и Русь в X-XV веках» является комплексным документом, который охватывает практически все пространство папской политики в XIII веке. Автор анализирует политическую ситуацию внутри папской курии, события, предшествующие активным действиям римской церкви по отношению к русским княжествам, рассматривает саму папскую политику в привязке к внешнеполитическим обстоятельствам, сложившимся вокруг Руси, и реакцию на нее русских князей. Работа опирается на анализ папских булл, русские источники и работы русских и западных исследователей. Единственным ее недостатком является некоторая тенденциозность и априорное суждение, что во всех действиях западных государств присутствует «рука Рима» и все они направлены на обращение Руси в католичество.

Работа Бориса Николаевича Флори «У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)» является наиболее полным исследованием, затрагивающим проблему отношений Запада и Руси, роли схизмы 1054 года в этих отношениях. Она демонстрирует отношения православного и католического миров до «внедрения» схизмы в головы современников и постепенное нагнетание напряжения в этих отношениях, убедительно доказывает роль римской церкви и глубину проникновения католичества в умы и сердца русских людей. Одновременно автор смотрит на историю вопроса максимально широко и рассматривает обращение в католичество не только Руси, но и восточно-европейских стран, постепенно подбираясь к 13 веку и демонстрируя то, что именно он является переломным в отношениях латинства и православия, после которого образовался непроходимый водораздел между двумя культурами, которые до этого развивались в тесном взаимодействии. С другой стороны, автор указывает, что в отношении двух миров, православного и католического, на фоне растущего антагонизма, были и точки взаимного притяжения: «наряду с взаимным отталкиванием проявлялись тенденции к взаимному сближению, находившие свое выражение в попытках заключения церковной унии с Римом со стороны целого ряда славянских православных государств».[4]

В окончание характеристики историографии уместно привести слова Флори о том, что «неудивительно, что эта тема так или иначе затрагивалась в целом ряде исследований, результаты которых ясно указывают на XIII в. как переломный период, когда в области конфессиональных отношений между славянскими народами произошел решительный переход от мирного сосуществования к обостренной конфронтации.[5]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)