АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация говорных отклонений в области ритмики

Читайте также:
  1. A. Законодательство в области медиа
  2. Comprehensive knowledge of smth. — глубокие познания (в какой-либо области)
  3. I Тип Простейшие. Характеристика. Классификация.
  4. II. Классификация медицинских отходов
  5. II. Классификация таза по форме сужения.
  6. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  7. V. Классификация предметов
  8. VDT (Vino da Tavola) — столовые вина, к которым не предъявляются требования в отношении области выращивания винограда и сортов, входящих в купаж вина.
  9. Аварийная ситуация №2 – разгерметизация в области парогазовой части колонны.
  10. Административно -территориальное устройство Ленинградской области. Исторический контекст.
  11. Административно территориальное устройство Ленинградской области как отражение властных компетенций.
  12. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам

ФОРМЫ УСИЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Стяжение гласного 1-го предударного слога в двухсложных рит­мических структурах:

трЪва вместо т р А в а д Ъ м 6 й вместо д А м 6 й

2. Стяжение гласного 1-го и 2-го предударных слогов в трехслож­ных ритмических структурах:

к' м Ъ н д й р вместо кЪмАндйр г' в Ъ р й л вместо г Ъ в А р й л

3. Стяжение гласных предударных слогов в четырехсложных рит-

мических структурах:

в 'д 'в Ъ р 6 т вместо вЪдЪвАрот б'г'твЪрйть вместо бЪгЪтвАрйть

ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ПРЕДУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Удлинение предударного гласного в двухсложных ритмических структурах:

б А р а н вместо бЛран

кАмар вместо к Л м а р

2. Удлинение второго предударного гласного в трехсложных рит­мических структурах:

м А г А з й н вместо м Ъ г Л з й н к А р А б й н вместо к Ъ р А б й н

3. Удлинение предударных гласных в четырехсложных ритмиче­ских структурах:

пАгАвАрйть вместо пЪгЪвЛрйть пАвАрАтйть вместо пЪвЪрЛтйть

ФОРМЫ ОСЛАБЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ РЕДУКЦИИ ЗАУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

1. Удлинение заударных гласных в двухсложных ритмических структурах:

б а б А вместо б а б Ъ

в 6 з г л А с вместо в 6 з г л Ъ с

2. Удлинение заударных гласных в трехсложных ритмических структурах:

б у л А ч к А вместо булЪчкЪ с изюмАм вместо с изюмЪм

3. Удлинение заударных гласных в четырехсложных ритмичес­ких структурах:

сывАрАткА вместо сывЪрЪткЪ жавАрАнАк вместо жавЪрЪнЪк

ОСОБЕННОСТИ ГОВОРНОЙ РИТМИКИ В УДАРНОМ СЛОГЕ

1. Равнодолготность произношенияневыделение ударного сло­га, все слоги в слове произносятся с одинаковым по долготе зву­чанием:

с А х А р вместо с а х Ъ р мАгаАзИн вместо мЪгЛзйн х О р О ш О вместо х Ъ р Л ш 6

2. Стяжение ударного и удлинение заударного слога — сдвиг уда­рения в заударную зону:

г Ъ в А р й л А-А вместо гЪвЛрйлЪ п р Ъ с й л А-А вместо п р А с й л Ъ

3. Усекновение долготы ударного слога — ударный слог произно­сится неполно (эта особенность произношения прослеживается на фразовом уровне).

М Ъ й дядя сЪмых честных п р Ъ в и л вместо Мой дядя самых честных правил

Перестройка слоговой структуры речи и создание нового звуко-' вого образа русского языка — процесс сложный и зависит от исполь­зования точных, научно-обоснованных методических приемов, учи­тывающих речевые особенности диалектоносителя. Звуковой образ слова анализируется в процессе восприятия — одна часть мозга ана­лизирует гласные, вторая — согласные, третья — изменения мелоди­ки, четвертая — ритм14. Если мозг достаточно обучен, — проанализи­ровав информацию, он определит наличие согласных и гласных, количество слогов, определит, какой из слогов ударный. В процессе обучения литературному произношению любой компонент речи может быть поставлен в «светлое поле сознания».

На первом этапе исправления говоров необходимо научиться правильно выделять ударный слог в слове, чувствовать ритмический контраст ударного и безударных слогов. Таким образом, нужно сфор­мировать новые слухопроизносительные навыки правильного рит­мического оформления речи. Ритмические навыки — стартовые на­выки в работе по исправлению говоров.

Приведем несколько примеров тренировочных текстов, которые использовались для исправления говоров у студентов первого курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории. (Ав­тор на протяжении последних пяти лет проводит там консультации в качестве куратора по сценической речи.) Усиление редукции в пред­ударной позиции, свойственное говорному произношению Петроза­водска, приводило к следующему звучанию известной скороговорки: «КЪси, кЪса, пЪка рЪса» вместо «КАси, кАса, пАка рАса». Ритмичес­кие нарушения, связанные с ослаблением редукции в заударных пози­циях, искажали звучание фразы «булочка с изюмом» следующим обра­зом: фраза произносилась как «булАчкА с изюмАм» вместо ритмичес­ки правильно оформленного произношения «булЪчкЪ с изюмЪм».

Для устранения говорного произношения студентам был пред­ложен ряд специально подобранных тренировочных текстов, со­стоящих из отдельных слов, словосочетаний и фраз, работа над которыми последовательно исправляла ритмические нарушения в двухсложных и трехсложных ритмических структурах.

В том числе для исправления говорного произношения гласных А и О в ямбической и хореической ритмике двухсложных ритмичес­ких структур были использованы чистоговорки:

— Гонец с галер сгорел в огне;

— Король — орел, орел — король;

— Шагал шакал, шакал скакал;

— Для своих бобрят бобры добры;

— Добыл бобов бобыль Бобков.

— Клара крала ларь у Карла;

— Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Для исправления говорного произношения гласных А и О в трех­сложных ритмических структурах были предложены тексты, по воз­можности, совпадающие по ритму с трехсложными стихотворными размерами — анапестом, дактилем, амфибрахием (для облегчения понимания ритмической организации не только отдельного слова, но и новой единой ритмической структуры, образующейся в процес­се речи из предлога (частицы) и последующего за ним слова):

— Командир говорил про поручика.

— На дворе трава, на траве дрова.

— На горе Арарат рвала Варвара виноград.

— За твоим языком не поспеть босиком.

— Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.

— Топали да топали, дотопали до тополя.

— Маланья-болтунья молоко болтала — болтала, да не выболтала.

— Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши и т. п.

Для закрепления навыков правильного ритмического оформле­ния речи активно использовались стихотворные тексты, самостоя-телько сочиненные студентами для индивидуального тренинга. При­ведем несколько стихотворений, написанных с чувством юмора и отражающих этот процесс:

Сопроводить, восстановить, растормошить —

Без говора мне нужно говорить,

А если с говором скажу: «водоворот»,

Всю жизнь придется мне чинить водопровод.

Завтракала курочка Корочкой от булочки, Я не ем, не пью, не сплю — Ритмы в говоре долблю.

Пароход подойдет, Капитан запоет, Только я не пою — Тексты вслух говорю.

Устранение ритмических нарушений в речи требует своеобраз­ной «ломки» не только слуховых, но и артикуляционных стереоти­пов. Для правильного произношения гласных необходимо вырабо­тать новые движения нижней челюсти. Например, чтобы произошло раскрытие рта, нужное для реализации гласного А в предударных слогах слов чистоговорки: «Коси, коса, пока роса», — требуется уве­личить амплитуду движения нижней челюсти. Формирование новой амплитуды движения нижней челюсти — процесс достаточно длитель­ный. Многим диалектоносителям необходима специальная артику­ляционная тренировка, включающая комплекс упражнений на осво­бождение нижней челюсти от «зажимов». Увеличение раствора рта — требует увеличения времени на производство этого артикуляцион­ного движения. Таким образом, при усвоении новой координации ритмов работы речедвигательного и слухового анализаторов проис­ходит перестройка слоговой структуры слова — меняется ритмичес­кая организация речи в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Для того чтобы правильно выстроить процесс работы, необхо­дима точная диагностика индивидуальных особенностей речи чело­века. Профессиональное исследование речи должно идти параллель­но со знакомством и изучением личности студента, с анализом его творческих способностей, с выявлением достоинств и недостатков его творческих механизмов: интеллектуальных, эмоциональных, пластических. Очень важно понять и определить сенсорные пред­почтения человека, чтобы выбрать подходящий сенсорный канал общения. Психологи выделяют три ведущих сенсорных системы че­ловека — визуальную, аудиальную и кинестетическую. «Каждая из них обуславливает сенсорные доминанты, по которым данный человек может преимущественно ориентироваться в пространстве и вре­мени»1Г). Исходя из сенсорных предпочтений человека, можно вы­брать определенную стратегию работы по устранению диалектных ошибок.

Людям с ведущей визуальной модальностью важно включить в активную работу зрительный анализатор, через который быстрее пойдет процесс понимания своих недостатков и способов их устра­нения. Таким студентам можно предложить рисунки, таблицы, пись­менные тексты — с выделением различными способами ударных сло­гов. Рисуя слова с графическим выделением величины ударных слогов или работая с письменным текстом, человек осваивает струк­туру слова наглядным образом, с опорой на свою ведущую сенсор­ную систему.

    ко    
    ло  
    кол
           

Шорох, запах, голос,

Что-то шепчет колос — ударные гласные выделяются любым, удобным способом.

Люди с аудиальной модальностью требуют другого подхода. Они, как правило, хорошо работают по слуху. Легко берут правильное про­изношение «с голоса», по подражанию. Быстро улавливают разницу между литературным и говорным произношением, любят работать с магнитофонными записями. Успешно выполняют рекомендацию «говорить по ударениям», т. е. в процессе говорения активно выде­ляют голосом ударные гласные в каждом слове речевого потока. Вна­чале эта работа напоминает работу «занудливого дятла». Но постепен­но мозг обучается «с ходу» выделять ударные слоги, слова начинают «собираться» и оформляться в правильные ритмические структуры, и говорные ошибки исчезают из речи. Наличие хорошего фонема­тического слуха у диалектоносителя быстро продвигает работу по исправлению говора.

Люди с кинестетической модальностью легче усваивают ритми­ку речи через активное включение в работу тела. Им помогает от-хлопывание ритма, различные ритмически организованные движе­ния спортивного, танцевального или игрового характера. Главное в упражнениях такого рода, чтобы самое сильное движение тела ко­ординировалось с ударным слогом в слове. Для соединения ритмов движения и ритмов речи в упражнениях часто используются различ­ные тренировочные предметы — мячи, гимнастические палки, ска­калки. Такого рода методические приемы приводят к хорошим ре­зультатам, т. к. среди актеров много людей с ведущей кинестетичес­кой модальностью.

В практике, на занятиях по сценической речи, как правило, ис­пользуются все типы тренировочных упражнений, включающих в работу всю сенсорную систему человека. Выявление ведущей модаль­ности необходимо, в основном, для того чтобы продуктивнее и лег­че прошел начальный этап работы по исправлению говоров на ин­дивидуальных занятиях.

Поиск эффективных методических приемов для устранения ди­алектных ошибок, изучение новейших исследований в области рит-мологии — все это задачи первостепенной важности для театраль-

ных педагогов, занимающихся речевым обучением актеров. Сцени­ческая речь давно стала предметом интердисциплинарной пробле­матики, и ее успехи во многом зависят от умелого использования зна­ний, накопленных в различных «смежных» областях современной науки. Серьезные научные исследования проблемы ритма речи ста­ли активно проводиться только на рубеже 20—21 веков. В первую очередь это связано с развитием компьютерной техники, позволив­шей создать аппаратуру, способную проникнуть в скрытые механиз­мы работы головного мозга. Появились интересные работы, посвя­щенные ритму речи, связанные с медицинскими исследованиями в области речевых патологий, в частности патологии заикания (О. П. Скляров, 2002). Активно изучаются механизмы речи, в том чис­ле ритмический компонент речи, в кибернетике — молодой науке, работающей над созданием машин, «говорящих» и «понимающих» человеческий язык15. Есть интересные лингвистические исследова­ния в области ритмики русской речи, проведенные в рамках изуче­ния фонетики современного русского языка (Г. М. Богомазов, 2003).

Что же касается работ, посвященных особенностям ритмики рус­ской говорной речи, то автору этой статьи не известно ни одной фундаментальной работы на эту тему. В какой-то мере данная статья должна положить начало изучению этого вопроса — важного для сце­нической речи как в теории, так и в практике.

Накопленный опыт работы по устранению диалектных ошибок в речи студентов показывает, что воздействие на говорную речь че­рез ритм дает наиболее быстрый положительный результат. Пред­ставляется, что теоретическое осмысление и обобщение опыта ве­дущих педагогов кафедры сценической речи СПбГАТИ, а также опыта коллег, работающих в других театральных учебных заведени­ях16, будет способствовать созданию новой, научно-обоснованной методики, учитывающей роль ритма в исправлении говоров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 1976. С. 76—77. ■ Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 22.

3 Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. перераб. М., 1977. С. 14.

4 Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001. С. 65.

5 Цит. по: там же. С. 63.

6 См.: Щерба Л. В. Русские гласные в качественном и количественном от­ношении. Л., 1983.

7 См.: Постникова И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика— это интересно. М., 1992.

8 Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. С. 35.

9 См.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. С. 176—179.

10 См.: Скляров О. П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании. СПб., 2002. С. 27-28.

11 Русский язык. Энциклопедия / Под. ред. Ю. Н. Караулова. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 1998. С. 22.

12 См.: Русская диалектология / Под ред. В. В. Колесова. М., 1998.

13 См.: Земский А. И., Крючков С. Е., Светлаев М. В. Русский язык. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. 13-е изд., дораб. М., 2003. С. 112-114.

14 См.: Потапова Р. К. Тайны современного Кентавра. Речевое взаимодей­ствие «человек—машина». Изд. 2-е, стереотип. М., 2003. С. 79.

15 Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асим­метрия мозга человека и психические процессы. СПб., 2004. С. 58.

"' Промптова И. Ю. Устранение диалектных ошибок в речи студентов. Сце­ническая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промп-товой. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГИТИС, 2000. С. 261-270.

 

Н. А. ЛАТЫШЕВА

профессор

кафедры сценической речи, кандидат искусствоведения


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)