|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История терминаСимфония Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 октября 2013; проверки требуют 2 правки. Перейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония (значения). Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие», «благозвучие») — музыкальное произведение для оркестра. Как правильно, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от 2 до 9 солирующих инструментов), родственные по своему строению концерту. По аналогии могут принимать название «симфония» (вместе с элементами жанровой структуры) произведения для хора (хоровая симфония) или инструмента (особенно органа, реже — фортепиано). Симфония может сближаться с другими музыкальным жанрами, образуя такие гибридные жанры, как симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма, симфония-кантата. Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей[1]. В академической музыке симфония занимает особенно значительное место[1]. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка»[2]. История термина В античности (в Древней Греции и в Древнем Риме) «симфонией» (др.-греч. συμφωνία, лат. symphonia) называли благозвучное сочетание тонов, консонанс, часто в паре с противоположными по смыслу терминами — «диафония» (др.-греч. διαφωνία, лат. diaphonia т.е. разнозвучие, разногласие) или «антифония» (др.-греч. αντιφωνία, букв. «противозвучие»)[3][4]. Термин «симфония» в то время также относили к гармонии сфер и некоторым музыкальным инструментам[5]. В трактате «О небе» Аристотель писал: «Движение [светил] рождает гармонию, поскольку возникающие при этом [движении] звуки благозвучны (др.-греч. σύμφωνοι ψόφοι) <...> скорости [светил], рассчитанные в зависимости от расстояний [между ними], выражаются числовыми отношениями консонансов (др.-греч. τοὺς τῶν συμφωνιῶν λόγους)»[6]. К консонансам (симфониям) пифагорейцы относили относили октаву, квинту и кварту, все остальные созвучия — к диссонансам (диафониям)[7]. В отличие от пифагорейцев, Птолемей считал симфонией (т.е. консонансом) также ундециму[8]. Те же значения для термина «симфония» использовались в теории музыки у древних римлян, например, у (крупнейшего римского учёного музыканта) Боэция[9]. Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии». Список музыкальных инструментов, к которым (изредка) применялся этот термин, пополнился неким (неидентифицированным) видом барабана (в «Этимологиях» Исидора Севильского, VII в.)[10], органистром (в трактате Псевдо-Муриса, XIII в.) и прочими местными (старофранцузскими, староанглийскими, старогерманскими и т.д.) разновидностями колёсной лиры[11]. В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и прочей духовной (церковной и паралитургической) музыки, то есть относилось к вокальному многоголосию. Пример такого использования — в сборнике знаменитого нотоиздателя Георга Рау «Symphoniae iucundae atque adeo breves» (Симфонии приятные и к тому же краткие; 1538), который содержит 52 четырёхголосных мотета известных композиторов XV—XVI вв. На рубеже XVI и XVII веков слово «симфония» встречается в названиях вокально-инструментальных композиций, как, например, «Священные симфонии» Дж. Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и Symphoniae sacrae, 1615) и Генриха Шютца (Symphoniae Sacrae, 1629, 1647, 1650), а также в названиях инструментальных сочинений, как «Музыкальные симфонии» Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610)[1]. В XVI веке ещё не было чёткого разграничения между понятиями «соната», «симфония» и «концерт»[12], и если, например, Джованни Габриели в конце XVI века называл «симфонией» созвучие голосов и инструментов, то Адриано Банкьери и Саломоне Росси в начале XVII столетия прилагали это понятие уже к совместному звучанию инструментов без голосов. Современное значение термина «симфония» начало формироваться в эпоху барокко. В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за многоголосными вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных произведениях — в сюитах, кантатах и операх[1]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |