АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ДХАРМАКАЯ - одно из тел Будды. Истинное бытие, лишенное разделения на субъект и объект. [2] САМБХОГАКАЯ - "тело блаженства" проявляется, когда абсолютное бытие (т.е. Дхармакая) принимает имя и образ. [3] НИРМАНАКАЯ - "тело воплощения", внешняя форма истинной и абсолютной реальности. [4] ШРАВАСТИ - столица древнеиндийского государства Кашалы, где Будда Шакьямуни пробыл много лет. [5] ТАТХАГАТА - будда, сошедший к людям, чтобы помочь им на пути просветления. Эпитет - "Господь Будда". [6] БОДХИСАТТВА - "человек, предназначенный стать Буддой в этой или какой-либо будущей жизни. Как только Нирвана достигнута, все земные отношения прекращаются. Бодхисаттва из-за переполняющей его любви к страдающему человечеству не доходит до Нирваны. Слабый человек, испытывая горе и несчастья, нуждается в личном руководителе, и эти возвышенные натуры, которые могут вступить на путь Нирваны, берут на себя труд повести людей по истинному пути знания". (Радха-Криичшн С. Индийская философия. 1956. М., Т. 1). [7] НАИВЫСШАЯ СОВЕРШЕННАЯ МУДРОСТЬ - аннуттара-самьяк-самбодхи - совершенное и полное просветление. [8] ДАНА-ПАРАМИТА - "парамита даяний", парамита, трансцендентирующая способность, сила, в некотором смысле энергия, овладение которой делает достижимой Нирвану. [9] НИРВАНА - конечная (в Махаяне) цель существования индивида, его истинное бытие, равнозначное освобождению от страданий к достижению состояния Будды. [10] АТМАН - бессмертная индивидуальность души. [11] ФЕНОМЕН - явление, данное нам в опыте, постигаемое с помощью чувств. [12] СЕМЬ СОКРОВИЩ - семь предметов, имеющих в буддизме Махаяны сложное символическое значение: "колесо дхармы"; чинтамани - драгоценность, исполняющая желание; царица; советник; военачальник; драгоценный слон; драгоценный конь. [13] ДХАРМА имеет очень широкое значение и однозначно на русский язык не переводится. Закон Будды, закон, учение, путь, иногда может иметь значение "вещь", "явление", "бесчисленные нити, из которых соткана личность". [14] ШИЛА-ПАРАМИТА - соблюдение обетов. [15] КШАНТИ-ПАРАМИТА - овладение данной парамитой уподобляется "обладанию той силы льва, благодаря которой царь зверей может бесстрашно вступать в одиночество" (Тайсе иссайке. Т. 16). Кшанти - терпеливое перенесение. [16] СРОТАПАННА - по учению Хинаяны, человеку, "вступившему в поток", уже обеспечен успех на пути к Нирване. [17] САКРИДАГАМИН - тот, кто еще раз должен возвратиться на ступень желаний. [18] АНАГАМИН - по учению Хинаяны, амагамин ("тот, кто не придет") уже не будет перерожден в мире страстей и желаний. [19] АРХАТ - по учению Хинаяны, святой, достигший цели, Нирваны, и навеки погрузившийся в нее. В Махаяне идеал архата считается недостаточным и заменяется идеалом бодхисаттвы - спасителя всех живых существ. [20] Дипанкара - Будда, проповедовавший Шакьямуни и предсказавший последнему, что в будущем, через много перерождений, тот станет Буддой по имени Шакьямуни. [21] ШУМЕРУ (СУМЕРУ) - по индийской космологии, высочайшая вершина мира, центр "земного мира". [22]... КАРМА ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛА... - те, кто еще может обрести так называемые неблагие формы перерождения, т.е. перевоплощение в животное; "голодный дух" (прета) или обитателя ада. [23] ВИРЬЯ--ПАРАМИТА - парамита старания. Овладев этой парамитой, бодхисаттва достигает "необратимости мысли". Вирья - энтузиазм, энергия. [24] НЕБОЖИТЕЛИ - обитатели высшего уровня "ступени желаний". Как и все сансарические существа, подвержены рождению и смерти и возможности перерождения в низших сферах. Асуры - "титаны", воинственные духи, обитатели более низкого уровня. Небесное, "асурическое" или человеческое перерождение в буддизме считается счастливым, при этом человек находится в наилучших условиях для обретения Нирваны. [25] МАХАЯНА, ХИНАЯНА - два направления буддийского учения: 1) Малая колесница (Хинаяна) - учение о Нирване, архатах; 2) Большая колесница (Махаяна) - учение о бодхисаттвах, сошедших в мир для помощи людям на пути просветления. Махаяна, в отличие от Хинаяны, проповедующей индивидуальное спасение, т.е. спасение только самого себя, провозгласила идеал всеобщего спасения. [26] ДХИАНА-ПАРАМИТА - парамита сосредоточения: "сделать чистыми миры дхарм и очистить мысли от грязи и накипи" (Тайсе иссайке. Т. 18). [27] ПУСТОТА (ШУНЬЯТА) - под истинной пустотой подразумевается то, что "она изначально никогда не связана с загрязнениями дхармами, свободна от признаков индивидуальных различий всех дхарм и не имеет ничего общего с ложными мыслями, рожденными омраченным сознанием". (Махаяна-шраддхотпада-шастра). [28] ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА - "запредельная мудрость", т. е. такого рода интуитивная мудрость, которая выводит человека за пределы феноменального мира смертей-и-рождений, переправляя его из мира сансары "на другой берег", т.е. в мир абсолютного бытия (Нирваны). (Абаев Н.В., Чань-буддизм, Наука, Новосибирск, 1989). [29] НОУМЕН - сущность, постигаемая только умом. [30] ВАДЖРАЧЧХЕДИКА-ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА-СУТРА - премудрость, подобная алмазу и переводящая в запредельное. Рассекающая, как ваджра (алмаз).
Текст подготовил А.В. Рыжов. 1 | 2 | 3 | 4 | Поиск по сайту:
|