|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАСТИ
Наши духовные убеждения теснейшим образом связаны с нашими страстями. Наша вера в высшие силы, то, чем мы воспринимаем себя во Вселенной, уровень нашего сознания, наше чувство глобального смысла и предназначения — все это вносит свой вклад в страсть, которая в нас развивается. Появляются новые свидетельства того, что мозг имеет прямую связь с Богом. Когда я получил приглашение выступить в Мексике от психиатра Хосе Кастилло Руиза, одного из организаторов конференции, он сказал мне, что я не должен говорить о сексе. Он читал несколько моих книг, в частности, «Healing ADD» («Лечение СДВ») и «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»), и применяет их в своей клинической практике. Когда в США была опубликована моя книга «Sex on the Brain», приглашение выступить на конференции поступило как раз в ходе моего рекламного тура с этой книгой, поэтому я хотел говорить о ней в своей лекции. «Мы — очень католическая, консервативная страна, — настаивал Хосе Руиз. — Лучше придерживаться более безопасной тематики». Он был предельно ясен. Держитесь подальше от сексуальных тем и неоднозначных вопросов.
В день конференции, в полдень, перед тысячами людей на Monterrey Arena я читал лекцию по своей книге «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»). Всего за несколько месяцев до этого на той же самой сцене выступали Бейонсе, Гвен Стефани и Андреа Бочелли. Меня вдохновляла открывшаяся возможность. Это была крупнейшая аудитория, перед которой я когда-либо выступал. Устроители конференции были замечательны. Каждый интересовался, не нервничаю ли я перед выступлением при таком большом стечении людей. «Нет, — отвечал я, — когда вы любите свою работу, страсть побеждает тревогу». Однако я попросил их помочь мне с испанским. К большой радости аудитории, я начал свою лекцию по-испански: «Queridos amigos mios. Viva Monterrey», — «Мои дорогие друзья, я приветствую Монтеррей!» Эта лекция была большим удовольствием для меня и получила хороший прием. Я отлично владел собой и совершенно не говорил о сексе. Позже, во второй половине того же дня, я должен был участвовать в «круглом столе» вместе с психиатром из Гарварда и четырьмя специалистами в области эзотерики с разных концов света. Они были представителями католической, иудаистской и исламской веры. Я не имел ни малейшего представления, какие вопросы нам будут задавать. Д-р Кастилло Руиз сказал, что мне не стоит беспокоиться по поводу вопросов из аудитории. Мы сидели на сцене за длинным столом перед тысячами людей, в то время как на стадион опускалась темнота и яркий свет был направлен в наши лица, и это вызывало странное ощущение изоляции. Я почувствовал себя один на один со своими мыслями. Первый вопрос был о мистическом чувстве и опыте духовных переживаний. Я должен был говорить последним. Все три эзотерика говорили об опыте мистического экстаза. Все трое сравнили его с сексуальным опытом. Один сказал, что Песнь Песней — эротическая история любви, самая святая книга в Библии. Я начал нервничать. Путь к разговору о духовности, сексуальности и мозге был полностью открыт. Должен ли я рискнуть и пойти по нему? Священник из Испании, отец Сантьяго Гуэрра, рассказывал о Св. Хуане де ла Крус — кармелитском религиозном мистике, жившем в его стране в XVI столетии. Св. Хуан написал религиозные стихи, детально описывающие его мистические переживания в очень чувственной манере:
На моей цветущей груди Что хранила я для него лишь одного Лежал он, спящий, А я ласкала его…
Легкий бриз подул с башни, Когда я гладила его волосы, И обвил мою шею Своей нежной рукой, Унося меня из реальности.
Я отреклась от всего и позабыла себя, Уткнувшись лицом в моего Возлюбленного, Забыв обо всем на свете, Покинув себя, Оставив все заботы.
Св. Хуан де ла Крус, из «Темной ночи души» По мере того, как приближалась моя очередь, я написал несколько записок. Затем взглянул на д-ра Кастилло Руиза, который был поглощен диалогом. Я знал, что он не ждет, что я буду хранить молчание. Когда подошла моя очередь, ведущий спросил меня, существует ли нейробиологическая связь с духовным опытом. Не без колебания я начал. — По данным некоторых исследований правое полушарие мозга, особенно зона височных долей — правой рукой я показал область на своей голове непосредственно позади глаз — имеет отношение к духовным переживаниям. Майкл Персингер, психолог-исследователь из Лаурентийского университета в Канаде, заметил, что стимулирующий разряд низкого напряжения на эту область, порождает у человека религиозные или духовные переживания. Они часто чувствуют присутствие Бога или духовного существа в помещении. Я встретился глазами с д-ром Кастилло Руизом, сидевшим в переднем ряду. Когда наши глаза встретились, он улыбнулся мне. Пока все хорошо. «Ладно, — подумал я про себя, — была не была!» — Религиозные переживания и сексуальные переживания — как раз такие, о которых говорили мои коллеги-мистики — в общем осуществляются в одной и той же области мозга. Д-р Кастилло Руиз начал заметно нервничать. — В ходе впечатляющего исследования, проведенного в Финляндии, с использованием технологии ОФЭКТ для наблюдения за кровообращением и характером активности мозга — такое же обследование мы используем в наших клиниках — было выявлено, что внешняя сторона правой височной доли оживляется также, когда у женщин происходит оргазм, когда они испытывают сексуальный экстаз. Причем все остальные области мозга во время оргазма имеют пониженную активность, лишь правая височная доля, или «область Бога», возбуждена. В моей книге «Sex on the Brain» я выдвинул предположение о том, что сексуальный экстаз фактически может быть опытом духовного переживания. Вам не приходилось удивляться тому, — здесь я сделал паузу на несколько секунд, — почему женщина восклицает «О Господи! О Боже!», когда вы делаете ее счастливой? Я, например, удивлялся, почему она не восклицает «О Дэниэл! О Дэниэл!», ведь именно я помог ей достичь этого?» Когда я говорил, мои слова немедленно переводили на испанский. Я не был уверен, что аудитория поймет значение сказанного мной. Моментом позже я услышал, как переводчик начал хихикать мне в ухо, а зал взревел от хохота. Д-р Кастилло Руиз тоже смеялся, напряжение у него спало. — Влюбленные, — продолжал я, — чтобы вызвать состояние романтического экстаза, часто используют те же средства, что и религиозные лидеры: музыку, свечи, поэзию и единение. Страстная любовь — это божественное переживание. Духовность, сексуальность и мозг связаны воедино страстью. Влюбленные переживают мистический опыт. Связь между духовностью и сексуальностью может быть одной из причин того, что мы видим так много духовных лидеров, попадающих в неприятности на сексуальной почве. Если задействованы одни и те же области мозга, необходимо здоровое функционирование мозгового контролера, лобной коры, чтобы держать импульсы под контролем. Я видел, как религиозная страсть радикальным образом изменяла жизнь человека в положительную сторону. Когда мне было 19 лет, я состоял в Teen Challenge — христианской группе, чьей миссией была помощь наркоманам. Эта миссия была начата на улицах Нью-Йорка служителем Ассамблеи Божьей Дэвидом Уилкерсоном, который имел дело с бездомными, проститутками и преступниками, страдавшими зависимостью от тяжелых наркотиков, таких как кокаин, героин или амфетамины. Я был свидетелем того, что многие люди с наркотической зависимостью полностью менялись после того, как посвящали себя Христу. Они начинали лечение с духовной клятвы, становились частью церкви и читали Библию, применяя ее к своей жизни. Страсть их веры брала верх над их побуждением к употреблению наркотиков. Если вы, подобно мне, выросли в глубоко религиозной семье, вы часто находите страсть за пределами себя, поскольку она вершит позитивные изменения в мире. Это могло привести вас к тому, чтобы служить другим или, наоборот, создать эмоциональные путы, или породить глубокий конфликт и амбивалентность (особенно если вы не честны с собой в отношении того, что вы на самом деле любите и хотите). Многих людей страсть влечет служить Богу и одновременно они испытывают тягу к сексуальному наслаждению. Самообман в отношении собственных страстей приводит нас к неприятностям. Лучше быть честным в сфере своих страстей и мотивации и найти здоровый путь их удовлетворения, чем подавлять их до тех пор, пока они не проявятся в нездоровой форме.
МОЗГ СТРАСТИ
В конечном итоге страсть ощущается, обрабатывается и направляется в мозге. Мы созданы для страсти. Существуют нейронные цепи, которые, активизируясь, поднимают нас с дивана и заставляют двигаться в направлении наших психологических, социальных и духовных целей. Важно понимать, как работают четыре системы мозга, совместно формирующие пути страсти и мотивации в мозге. Три из них уже обсуждались ранее:
Лобная, иди префронтальная, кора (ПФК) — помогает в формировании суждений, контроле над побуждениями, надзоре и контроле наших страстей.
Глубокая лимбическая система (ГАС) — связана с настроением, эмоциональной окраской и памятью.
Базальные ганглии (БГ) — интегрируют движения и чувства, а также связаны с движущими силами и удовольствием.
Вентральная область покрышки (ВОП) — вырабатывает нейромедиатор дофамин, участвующий в оценке значимости: насколько важно сделать что-то.
Дофамин — нейромедиатор, активируемый страстью и любовью. Любовь подобна наркотику, она задействует те же области мозга, что и кокаин, — базальные ганглии. Исследование антрополога д-ра Хелен Фишер продемонстрировало связь дофамина с новой влюбленностью. Ее исследовательская группа привлекла 40 человек, которые недавно нашли свою любовь — двадцать из них состояли в любовных отношениях, а другая половина включала тех, кто только что расстался с возлюбленным.
Испытуемых помещали в аппарат магнитно-резонансной томографии с фотографией их любимого человека и просто знакомого. Человек смотрел на фотографию любимого в течение 30 секунд, а затем, после отвлекающего задания, на портрет знакомого — те же 30 секунд. Фотографии чередовали на протяжении 12 минут. Результатом была картина мозга в страсти. На ней была видна повышенная активность в вентральной области покрышки. Эта часть мозга посылает дофамин в другие части мозга, в том числе в базальные ганглии, отвечающие за вознаграждение и мотивацию, и в «эмоциональную» лимбическую систему. Фотографии любимых людей приводят к этому процессу, а фотографии просто знакомых — нет.
Психиатр Нора Волкоу, директор Национального института наркологии, провела такое исследование.
Кокаин помечали радиоактивными изотопами, чтобы посмотреть, где он работает в мозге. Он высветил базальные ганглии. Интересно, что лекарство от СДВГ, риталин, действует аналогично. Однако кокаин вызывает зависимость, а риталин обычно нет. Дело в том, что кокаин действует сильнее: быстро попадает в мозг и быстро выводится, заставляя человека хотеть еще дозу. Риталин вызывает более слабую реакцию, и его действие длится дольше. Тем не менее, и риталин, и кокаин повышают мотивацию. Кокаин может повысить мотивацию к сексу, в то время, как риталин повышает мотивацию, допустим, к тому, чтобы доделать до конца необходимую работу.
В здоровом мозге компетентная кора лобных долей надежно контролирует эмоции. Однако эмоции, внутренние побуждения никуда не исчезают, а оценка их значимости с участием лимбической системы позволяет нам добиваться своего. На рис. 9.1 изображена здоровая цепь страсти. Нормальный уровень дофамина может приводить в действие страсть, особенно в ситуации хорошей активности коры лобных долей, которая действует как контролер. Низкий уровень дофамина ассоциируют с определенными проблемами, которые лишают нас мотивации, как в случае болезни Паркинсона, или вызывают беспорядочные побуждения, как при СДВГ. Зависимости возникают, когда страсть берет контроль на себя. Эти состояния очень показательны для нашего понимания роли мозга в страсти и того, как ею управлять.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |