|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взгляды выдающихся философов на потребности человека
Научному изучению причин активности человека положили начало еще древнегреческие философы – Аристотель, Гераклит, Лукреций, Сократ, Платон. Так, Демокрит рассматривал потребность (нужду) как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни, а умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под независимости других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями, поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому, как считали в древние философы, человек должен стремиться к минимизации потребностей, а свои главные усилия воли и разума направлять на поиск истины и смысла жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении поведения человека. С его точки зрения, стремления всегда связаны с целью, в которой, в форме образа или мысли, представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Он считал, что людьми движут 12 независимых друг от друга мотивов-целей. В его списке - удовольствие, уверенность, накопление, величие, честь, амбиции, терпение, искренность, беседа, социальный контакт, умеренность и правота. Голландский философ Б.Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты и желания. Лукреций рассматривал желания человека в качестве источника его воли. Французские материалисты в 18 веке понимали потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагали они, возникают все душевные и телесные привычки. К.Гельвеций в качестве источника активности человека рассматривал страсти. Физические или природные страсти, по его мнению, возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей, которые он отождествлял с ощущениями. П.Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Зигмунд Фрейд «встряхнул» мир, заявив, что человеком движет стремление к власти и сексу. Известны также сторонники идеи о том, что единственный внутренний мотив, который движет людьми – это особый вид удовольствия - блаженство. Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г.Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение человека к человеку, субъекта к объекту, определить роль материально экономических условий для психологического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведет к появлению нравственно-эстетических потребностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь. В 20 веке в западной психологии теории мотивационно-потребностной сферы становятся доминирующими. (Мюррей, Райс, Маслоу, Рассел, Винер и др.) Среди отечественных психологов начала 20 века, поднимающих вопросы мотивации, потребностей, поведения следует выделить Льва Семеновича Выготского. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н.Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность. Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев пришел к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных (биологических) потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Потребность обладает побуждающей функцией, тогда как мотив – побуждающей, направляющей и смыслообразующей. К.К Платонов считает, что потребности возникают вместе с эмоциями и по мере созревания организма у человека появляются непосредственно обусловленные потребности. Е.П. Ильин, систематизировав многочисленные точки зрения в психологической литературе, рассмотрел этапы формирования потребности личности и функцию как системную реакцию и определил потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием». П.С.Симонов считал, что потребности являются основной движущей силой человеческого поведения, и отождествлял потребности с мотивами, тогда как Л.И. Божович утверждал, что только нужда заставляет человека создавать предметы удовлетворения потребностей. Проведенный обзор работ показывает, насколько сложна проблема потребностей. Многогранность человеческой природы, а также многообразие условий (природных и социальных), в которых они проявляются, не позволяют распределить все потребности по группам, классам, социальным, возрастным или иным признакам. Польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций потребностей. Мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно различны. Одни основания - у экономистов, другие – у психологов, третьи – у социологов и т.д. В итоге получается, что каждая классификация оригинальна, но узкопрофильна. Ознакомление с природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью, чрезвычайной подвижностью убеждает нас в том, что выделить единую классификацию чрезвычайно сложно, т.е. сколько авторов - столько и классификаций. П.М.Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей - Ф.М.Достоевского и Г.Гегеля. Ниже приведено краткое содержание этих классификаций. Ф.М. Достоевский делит множество интересов и потребностей по принципу усложения их содержания на три группы: 1. потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни; 2. потребности познания; 3. потребности всемирного объединения людей. Гегель выделяет 4 группы: 1. физические потребности; 2. потребности права, законов; 3. религиозные потребности; 4. потребности познания. Первую группу по Ф.М.Достоевскому и Г.Гегелю можно назвать потребностями витальными, третью по Достоевскому и вторую по Гегелю - потребностями социальными, вторую по Достоевскому и четвертую по Гегелю - идеальными.. Мюррей Генри Александр (1893-1988) - американский психолог, преподаватель и руководитель кафедры психологии Гарвардского университета, одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Вместе с тем, он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признак ситуации, на который можно надеяться или которого следует опасаться) факторов. По теории Мюррея, «давление» активизирует соответствующую потребность, а та, в свою очередь, ищет соответствующее ей «давление». Так как именно мотивы и потребности определяют поведение и деятельность индивида, мотивационно-потребностная сфера и составляет ядро личности. Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые позиции. По его утверждению, базовые потребности лежат на границе осознаваемого и неосознаваемого и наличествуют у каждого индивида в независимости от факторов среды. Генри А.Мюррей определял потребности как конструкт, обозначающий силу, которая организует восприятие, интеллект, волю и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся неудовлетворительную ситуацию. Потребность означает потенциальную возможность организма реагировать определенным образом при данных условиях. В своей книге «Исследование личности» Мюррей выделил 36 потребностей, где на ряду с первичными (биологическими) выделялись вторичные (психогенные) – потребность в достижении, уважении, общении, порядке, защите и содействии, независимости, защите, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе и изменении, терпении, агрессии, игре, в индивиде другого пола и др. Соотечественник Генри Александра Мюррея Стивен Райс пошел иным путем, предложив свои теории мотивации, основанные на итогах наблюдений и раздумий. Оказалось, что всю наблюдаемую изменчивость можно с высокой степенью точности объяснить действием 16 независимых факторов, которые Райс назвал базовыми потребностями, или ценностями. Опросив более 2500 тысяч человек в возрасте от 12 до 76 лет, представлявших все расовые и социальные группы и самые разные профессии и специальности,Стивен Райс выделили 16 базовых потребностей: - потребность влиять на других (авторитет или власть), - потребность полагаться только на себя (независимость), - потребность получать новые знания (любопытство), - потребность быть принятыми другими людьми (одобрение окружающих), - потребность организовать пространство вокруг себя (порядок), - потребность делать накопления (создание запасов), - потребность быть верным своей семье и предкам (честь), - потребность в социальной справедливости (идеализм), - потребность в компании (социальный контакт), - потребность растить собственных детей (семья), - потребность иметь высокое общественное положение (статус), - потребность быть победителем, мстить за обиды (сведение счетов), - потребность быть красивым и заниматься сексом (любовь), - потребность в пище (еда), - потребность в физической нагрузке (физическая потребность), - потребность в эмоциональном спокойствии (покой). Подводя итог, можно констатировать, что существуют различные классификации потребностей человека и, в зависимости от системы отношений, в которую включено изучение потребностей, в современной науке применяются следующие из них: - по сферам деятельности (потребности в труде, познании, общении и т.д.); - по объекту потребностей (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д); - по их функциональной роли (доминирующие и второстепенные, центральные и периферийные, устойчивые и ситуативные); - по субъекту потребностей (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные). Если рассматривать классификацию потребностей по зависимости организма или личности от какого-либо объекта, данные потребности можно относить к предметным. Функциональные потребности выступают в качестве потребности-нужды, испытываемой человеком. Потребности также делятся на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные).
● Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |