АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой 2 страница

Читайте также:
  1. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  2. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  3. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 18 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 19 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 2 страница

гих психологов-марксистов, в том числе и зарубежных4. Но и сейчас еще

нельзя сказать, что психология исчерпала сокровищницу идей марксизма-ле-

нинизма. Вот почему мы вновь и вновь обращаемся к трудам К.Маркса, даю-

щим решение наиболее глубоких и сложных теоретических проблем психологи-

ческой науки.

В теории марксизма решающее важное значение для психологии имеет уче-

ние о человеческой деятельности, о ее развитии и ее формах.

Свои знаменитые тезисы о Фейербахе Маркс, как известно, начинает с

указания "главного недостатка всего предшествующего материализма". Он

состоит в том, что предмет, действительность берутся им лишь в форме

объекта, в форме созерцания, а не как человеческая деятельность, не

субъективно5.

Говоря о созерцательности старого материализма, Маркс имеет в виду то

обстоятельство, что познание рассматривалось им только как результат

воздействия предметов на познающего субъекта, на его органы чувств, а не

как продукт развития его деятельности в предметом мире. Таким образом,

старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жиз-

ненных практических связей человека с окружающим его миром.

Вводя понятие деятельности в теорию познания, Маркс придавал ему

строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и

основной форме - это чувственная практическая деятельность, в которой

люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, ис-

пытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их

объективным свойствам. В этом и состоит коренное отличие марксистского

учения о деятельности от идеалистического, которое знает деятельность

только в ее абстрактной, спекулятивной форме.

Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит в

том, что человеческая практика была понята как основа человеческого поз-

нания, как тот процесс, в ходе развития которого возникают познава-

тельные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека

и который вместе с тем несет в себе критерий адекватности, истинности

знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек доказать истинность,

действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Напоминая эти хорошо известные тезисы Маркса, нужно особенно подчерк-

нуть, что ни один из них не может быть взят изолированно, в отрыве от

марксистского учения в целом. В частности, это относится и к положению о

роли практики, - положению, которое некоторые современные извратители

марксизма пытаются трактовать как якобы выражающее и обосновывающее

прагматическую точку зрения.

В действительности философское открытие Маркса состоит вовсе не в

отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует

вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс ма-

териальный, практический. Отражение действительности возникает и разви-

вается в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим

их человеческим миром, этими связями определяется и, в свою очередь,

оказывает обратное влияние на их развитие.

"Предпосылки, с которых мы начинаем, - читаем мы в "Немецкой идеоло-

гии", - не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосыл-

ки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действи-

тельные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни..."6

Предпосылки эти вместе с тем составляют три необходимых основных момен-

та, три звена, диалектические связи которых образуют единую саморазвива-

ющуюся систему.

Уже в самой телесной организации индивидов заключена необходимость

того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру; чтобы су-

ществовать, они должны действовать, производить необходимые им средства

к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также

изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определя-

ется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее

средств и форм ее организации.

Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое

отражение людьми реальности. "...Люди, развивающие свое материальное

производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей

действительностью также свое мышление и продукты своего мышления"7.

Иными словами, мышление, сознание определяются реальным бытием,

жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития

указанной системы объективных отношений. В своем саморазвитии система

эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые мо-

 

гут становиться предметом изучения отдельных наук. Однако марксистское

требование состоит в том, чтобы они рассматривались внутри этой общей

системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится

также и к психологическому изучению людей, к психологической науке.

Старая метафизическая психология знала только абстрактные индивиды,

подвергающиеся воздействию противостоящей им внешней среды и, со своей

стороны, проявляющие присущие им психические способности: восприятие,

мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом индивид как

некая реактивная машина (хотя бы и очень сложно запрограммированная),

или он наделяется автохтонно проявляющимися духовными силами. Подобно

высмеянному Марксом святому Санчо8, наивно полагавшему, что ударом стали

мы высекаем огонь, хранящийся в камне, психолог-метафизик думает, что

психика извлекается из самого субъекта, из его головы. Как и Санчо, он

не подозревает, что огненные частички отделяются не от камня, а от стали

и, главное, что все дело - в раскаляющем эти частички взаимодействии

камня и стали. Психолог-метафизик тоже упускает главное звено - процес-

сы, опосредующие связи субъекта с реальным миром, процессы, в которых

только и происходит психическое отражение им реальности, переход матери-

ального в идеальное. А это суть процессы деятельности субъекта, первона-

чально всегда внешней и практической, а затем приобретающей также форму

внутренней деятельности, деятельности сознания.

Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод науч-

ного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общест-

венного сознания - это анализ бытия общества, свойственных ему способов

производства и системы общественных отношений; в изучении индивидуальной

психики - это анализ деятельности индивидов в данных общественных усло-

виях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их

них.

2. ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ

К.Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, ко-

торая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы.

Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя

наукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления

сознания либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологи-

ческих и паралеллистических позиций, либо вовсе исключались из предмета

научно-психологического знания, как того требовали наиболее радикальные

представители так называемой "объективной психологии"9. Однако связанная

система психологической науки не может быть построена вне конкретно-на-

учной теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кри-

зисы, постоянно возникавшие в психологии по мере накопления конкрет-

но-психологических знаний, объем которых начиная со второй половины

прошлого столетия быстро увеличивался.

Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось

научно-психологическое исследование, составляло уже само существование

внутренних психических явлений, самый факт представленности субъекту

картины мира. Эта психологическая тайна и не могла быть раскрыта в до-

марксистской психологии; она остается нераскрытой и в современной психо-

логии, развивающейся вне марксизма.

Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное,

лишь как условие протекания психических процессов. Такова была, в част-

ности, позиция Вундта. Сознание, писал он заключается в том, что какие

бы то ни было психические состояния мы находим в себе, и поэтому мы не

можем познать сущности сознания. "Все попытки определить сознание...

приводят или к тавтологии или к определениям происходящих в сознании де-

ятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают

его"10. Ту же мысль в еще более резком выражении мы находим у Наторпа:

сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но

не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и

вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению

и выводимо только из самого себя11.

Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество

психических явлений и процессов; это качество выражается в их "презенти-

рованности" (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскры-

ваемо: оно может только быть или не быть12.

Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнении соз-

нания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобы

события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в

них.

Итак, сознание есть нечто внепсихологическое, психологически беска-

чественное. Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно

подразумевается. С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попыт-

ка психологически охарактеризовать сознание. Я имею в виду прежде всего

ту количественную концепцию сознания, которая с наибольшей прямотой была

высказана еще Леддом: сознание есть то, что уменьшается или увеличивает-

ся, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обморо-

ке13.

Это - своеобразное "свечение", перемещающийся световой зайчик или,

лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее

поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания, в

которых сознание единственно и получает свою психологическую характерис-

тику, но опять-таки лишь количественную и пространственную. "Поле созна-

ния" (или, что то же самое, "поле внимания") может быть более узким, бо-

лее концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть бо-

лее устойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том опи-

сание самого "поля сознания" остается бескачественным, бесструктурным.

Соответственно и выдвигавшиеся "законы сознания" имели чисто формальный

характер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывности

сознания, потока сознания.

К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации

или выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и

т.п., но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как

особой форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению

к его "полю", так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого "по-

ля", - как на уровне человека, так и на уровне животных.

Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к

французской социологической школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и

другие)14. Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психоло-

гической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание

возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под

влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется;

это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть

его сознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологичес-

кая бескачественность сознания; только теперь сознание представляется

некоей плоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляю-

щие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с

знанием: сознание - это "со-знание", продукт общения сознаний.

Другое направление попыток психологически характеризовать сознание

состояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней

психической жизни.

Объединение психических функций, способностей и свойств - это и есть

сознание; оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание15.

Проще всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание - это

"общий хозяин психических функций". Но как раз на примере Джемса особен-

но ясно видно, что такое понимание сознания полностью остается в преде-

лах учения о его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс

говорил о себе: "Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании

сущего, именуемого сознанием... Мне кажется, что настало время всем отк-

рыто отречься от него"16.

Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гус-

серля и экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строение

сознания. Напротив, понимая под сознанием его феноменальный состав с его

внутренними, идеальными отношениями, они настаивают на "депсихологиза-

ции", если можно так выразиться, этих внутренних отношений. Психология

сознания полностью растворяется в феноменологии. Любопытно отметить, что

авторы, ставившие своей целью проникнуть "за" сознание и развивавшие

учение о бессознательной сфере психики, сохраняли это же понимание соз-

нания - как "связанной организации психических процессов" (Фрейд). Как и

другие представители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему созна-

ния за сферу собственно психологии. Ведь главная инстанция, представляю-

щая сознание, - "сверх-я", - по существу является метапсихическим.

Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли

привести психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития

и проникла в домарксистскую психологическую мысль, особенно в послеспен-

серовский период, она не была распространена на решение проблемы о при-

роде человеческой психики, так что последняя продолжала рассматриваться

как нечто предсуществующее и лишь "наполняющееся" новыми содержаниями.

Эти-то метафизические позиции и были разрушены диалектико-материалисти-

ческим воззрением, открывшим перед психологией сознания совершенно новые

перспективы.

Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно предс-

тавляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет

свою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно воз-

никает у человека в процессе становления труда и общественных отношений.

Сознание с самого начала есть общественный продукт17.

Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознания

полностью исключает возможность рассматривать в психологии явления соз-

нания лишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту дея-

тельность, которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не

может просто постулировать активность сознания. Задача психологической

науки заключается в том, чтобы научно объяснить действенную роль созна-

ния, а это возможно лишь при условии коренного изменения самого подхода

к проблеме и прежде всего при условии отказа от того ограниченного ант-

ропологического взгляда на познание, который заставляет искать его

объяснение в процессах, разыгрывающихся в голове индивида под влиянием

воздействующих на него раздражителей, - взгляда, неизбежно возвращающего

психологию на паралелистические позиции.

Действительное объяснение сознания лежит не в этих процессах, а в об-

щественных условиях и способах той деятельности, которая создает его не-

обходимость, - в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуется

тем, что происходит ее овеществление, ее "угасание", по выражению Марк-

са, в продукте.

"То, - пишет Маркс в "Капитале", - что на стороне рабочего проявля-

лось в форме деятельности [Unruhe], теперь на стороне продукта выступает

в форме покоящегося свойства [ruhende Eigenschaft], в форме бытия"18.

"Во время процесса труда, - читаем мы ниже, - труд постоянно переходит

из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предмет-

ности"19.

В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений,

которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта. В ее

продукте они обретают новую форму существования в виде внешних,

чувственно воспринимаемых объектов. Теперь в своей внешней, экстериори-

зованной или экзотерической форме они сами становятся объектами отраже-

ния. Соотнесение с исходными представлениями и есть процесс их осознания

субъектом - процесс, в результате которого они получают в его голове

свое удвоение, свое идеальное бытие.

Такое описание процесса осознания является, однако, неполным. Для то-

го, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед

человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности,

т.е. своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не мо-

жет быть понято в отвлечении от общественных связей, в которые необходи-

мо вступают участники труда, от их общения. Вступая в общение между со-

бой, люди производят также язык, служащий для означения предмета,

средств и самого процесса труда. Акты означения и суть не что иное, как

акты выделения идеальной стороны объектов, а присвоение индивидами языка

- присвоение означаемого им в форме его осознания. "...Язык, - замечает

Маркс и Энгельс, - есть практическое, существующее и для других людей и

лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное соз-

нание..."20

Это положение, однако, отнюдь не может быть истолковано в том смысле,

что сознание порождается языком. Язык является не его демиургом, а фор-

мой его существования. При этом слова, языковые знаки - это не просто

заместители вещей, их условные субституты. За словесными значениями

скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в

них деятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку

объективная реальность.

Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяет

общественно-исторического процесса производства сознания. Но созна-

тельное отражение мира не возникает у него и в результате прямой проек-

ции на его мозг представлений и понятий, выработанных предшествующими

поколениями. Его сознание тоже является продуктом его деятельности в

предметном мире. В этой деятельности, опосредованной общением с другими

людьми, и осуществляется процесс присвоения (Aneignung) им духовных бо-

гатств, накопленных человеческим родом (Menschengattung) и воплощенных в

предметной чувственной форме21. При этом само предметное бытие челове-

ческой деятельности (Маркс говорит - промышленности, поясняя, что вся

человеческая деятельность была до сих пор трудом, т.е. промышленностью)

выступает в качестве "чувственно представшей перед нами человеческой

психологией"22.

Итак, радикальное для психологической теории открытие Маркса состоит

в том, что сознание есть не проявление некоей мистической способности

человеческого мозга излучать "свет сознания" под влиянием воздействующих

на него вещей - раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных,

отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются пос-

редством их мозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых

этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в форме их

субъективных образов в голове человека, в форме сознания.

Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы научной

истории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва ли

можно переоценить.

Несмотря на то, что психология располагает большим материалом по ис-

торическому развитию мышления, памяти и других психических процессов,

собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральная

проблема - проблема исторических этапов формирования сознания - остава-

лась в ней нерешенной.

Маркс и Энгельс не только создали общий метод исторического исследо-

вания сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, кото-

рые претерпевает сознание человека в ходе развития общества. Речь идет

прежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и об

этапе превращения сознания во всеобщую форму специфически человеческой

психики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь круг

явлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и на

него самого23. Особенно же большое значение имеет учение Маркса о тех

изменениях сознания, которые оно претерпевает в условиях развития об-

щественного разделения труда, отделения основной массы производителей от

средств производства и обособления теоретической деятельности от практи-

ческой. Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуж-

дение приводит к отчуждению, к дезинтеграции также и сознания людей.

Последняя выражается в том, что возникает неадекватность того смысла,

который приобретает для человека его деятельность и ее продукт, их

объективному значению. Эта дезинтегрированность сознания уничтожается

лишь вместе с уничтожением породивших ее отношений частной собственнос-

ти, с переходом от классового общества к коммунистическому. "...Комму-

низм, - писал Маркс, - уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение

человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчужде-

ния..."24.

Эти теоретические положения Маркса приобретают особенно актуальный

смысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе к

сложнейшим проблемам изменения сознания человека в социалистическом,

коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических за-

дач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающего

поколения, но и в области организации труда, общения людей и в других

сферах проявления человеческой личности.

3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Марксистское учение о природе сознания создало общую теорию челове-

ческой психики. Вместе с тем оно нашло свое воплощение в теоретическом

решении таких крупнейших проблем, как проблема восприятия и мышления. В

каждую из них Марксом были внесены идеи, которые для научной психологии

являются основополагающими. Идеи эти предвосхитили на многие годы глав-

ное направление ее развития в области психологического изучения восприя-

тия и мыслительной деятельности человека.

Марксизм рассматривает восприятие, т.е. непосредственно чувственное

отражение действительности, и как ступень, и как основную форму позна-

ния, достигающую в процессе исторического развития человека высокой сте-

пени совершенства.

Возможности восприятия, разумеется, обусловлены устройством органов

чувств человека, его сенсорными способностями, или, говоря языком ранних

произведений Маркса, соответствующими сущностными его силами. Однако для

того, чтобы в голове человека возник осязательный, зрительный или слухо-

вой образ предмета, необходимо, чтобы между человеком и этим предметом

сложилось деятельное отношение. От процессов, реализующих это отношение,

и зависит адекватность и степень полноты образа. Значит, чтобы научно

 

объяснить возникновение и особенности субъективного чувственного образа,

недостаточно изучить, с одной стороны, устройство и работу органов

чувств, а с другой - физическую природу воздействий, оказываемых на них

предметом. Нужно еще проникнуть в деятельность субъекта, опосредующую

его связи с предметным миром.

Совсем иной, созерцательно-сенсуалистический подход к восприятию гос-

подствовал в домарксистской психологии. Подход этот нашел свое выражение

в том казавшемся самоочевидным положении, которое было сформулировано

психологами-сенсуалистами: для того, чтобы в сознании человека возник

образ предмета, достаточно иметь этот предмет перед глазами.

Зная, с одной стороны, человека с его морфофизиологическими особен-

ностями, а с другой - противостоящий ему мир вещей, психологическое исс-

ледование восприятия встало перед неразрешимыми теоретическими труднос-

тями. В частности, нельзя было объяснить главного: адекватности субъек-

тивного образа объективной реальности. Поэтому психология восприятия на

деле оказалась не в состоянии выйти за пределы истолкований в духе физи-

ологического идеализма и иероглифизма и вынуждена была аппелировать к

таким понятиям, как способность к структурированию, образованию

"гельштальтов". При этом многие факты из области восприятия все же оста-

вались без объяснения. К их числу относится, в частности, совершенно ка-

питальный факт, состоящий в том, что эффекты, вызываемые в наших органах

воздействием внешних предметов, мы воспринимаем не как свои собственные

состояния, а как то, что находится вне нас, - факт, который, кстати ска-

зать, был привлечен Марксом для пояснения одной из сторон превращения в

сознании людей человеческих отношений в находящиеся вне их отношения ве-

щей25.

Только под давлением все новых и новых фактов, накопленных особенно в

последние, так сказать, "постгештальтовские" годы, усилия исследователей

направились на изучение той деятельности субъекта, в процессе которой

формируются образы восприятия. Появились многочисленные работы, посвя-

щенные исследованию генезиса структуры и состава перцептивных действий -

осязательных, зрительных и, наконец, слуховых. Понадобилось, таким обра-

зом, целое столетие, чтобы психология освободилась от подхода к восприя-

тию как результату одностороннего воздействия внешних вещей на пассивно-

го, созерцающего мир субъекта, и чтобы в ней начал складываться новый

подход к перцептивным процессам.

Конечно, и внутри этого нового подхода продолжают сталкиваться между

собой противоположные философские линии - линии материализма и идеализ-

ма. Первая требует понимания деятельности восприятия как процесса, вклю-

ченного в жизненные, практические связи человека с объективной ре-

альностью, как процесса, в котором материальное лишь "переводится", по

выражению Маркса, в идеальное. Вторая, идеалистическая, линия трактует

эту деятельность восприятия как якобы конструирующую мир вещей.

К сказанному следует прибавить, что данные современных частных экспе-

риментальных исследований перцептивных действий и операций сами по себе

еще не дают теоретического решения проблемы человеческого восприятия. Их

действительное значение может быть понято только в более широком кон-

тексте учения о единстве субъекта и объекта, об общественно-исторической

природе связей человека с предметным миром.

Хотя деятельность восприятия есть деятельность особая в том смысле,

что в своих развитых формах она непосредственно не связана с практичес-

ким воздействием человека на предмет и имеет в качестве своего продукта

субъективный образ предмета (т.е. продукт идеальный), она все же являет-

ся подлинно предметной деятельностью, подчиняющейся своему предмету, как

воплотившему в себе целокупность человеческой общественной практики.

"Глаз, - говорит Маркс, - стал человеческим глазом точно так же, как его

объект стал общественным, человеческим объектом, созданным человеком для

человека. Поэтому чувства непосредственно в своей практике стали теоре-

тиками". И далее: "Образование пяти внешних чувств - это работа всей

предшествующей всемирной истории"26.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.043 сек.)