|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Английская и французская философия эпохи ПросвещенияФр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги городского общества. Большое влияние на становление материализма во Фр. оказало разв. Фил. в Англии в 17в.(Локк, Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Основные идеи - свобода, равенство. Проблема хода исторического процесса и роли личности в истории. Проблема влияния окружения на формирование личности. Изначально все равны, а отличия определяются только воспитанием и усл. жизни. Вольтер – сторонник физики и механики Ньютона, при этом признает существование Бога - творца. Критикует дуализм, говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний – наблюдения и опыт. Говорил, что есть некие конечные причины, говорит о существовании высшего разума, архитектора вселенной. Считал, что деление общества на богатых и бедных неизбежно. Боролся против религиозного фанатизма. Ход истории не есть воля божества, а изменение идей. Руссо – сторонник дуализма (материя +дух). Познание – сенсуалист (ощущение – единственный источник познания), хотя и признавал врожденные нравственные идеи. Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного договора, общ, основанного на свободе и равенстве. Монтескье – географический детерминизм, религии отводится роль поддержания общественного порядка и нравственности. Отстаивал идею общей закономерности, кот. подчинено развитие и об-ва, и природы. Жульен Офре де Ламетри. в общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. связана с движением. Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. Ч. – такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и чувственной деятельности. Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат. развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. Стал Поль Анри Дитрих Гольбах. В основе – мысль о сводимости всех явл. природы к разл. формам движения матер. частиц. в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства которых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Г. доказывает универсальность движ. в природе. Природа получила свое движение от себя самой (никаких первотолчков), ибо природа есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Дени Дидро. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения, различая внешнее (пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное). Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом движение и формами его существования пространство-время. Д. наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым часто ударяет окруж. нас природа и кот. сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей мат способность ощущения разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении общества. Гельвеций считает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке существо из кот воспитанием можно сделать все, что угодно.Доказывают незав. этики от религии и возможность существования высоконравственного общества атеистов. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не существует. Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот кто приносит пользу - честный смелый добродетельный. Добродетель есть желание общего блага. Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о государственном строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего политическим строем. Англичане. ТОЛАНД Джон (1670-1722), английский философ. В «Письмах к Серене» (1704) развивал учение о единстве движения и материи, отстаивал идею материальности вечной и бесконечной Вселенной. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671-1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 34 И.Кант - основоположник немецкой классической философии. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта, где различает 2 уровня: Эмпирический (относятся индивидуально - психологические особенности человека); Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). 2 периода в творчестве Канта: Докритический. Занимается проблемами интологии (науки о бытии). Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. (Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет. Существование других галактик. Критический. Переходит на позиции дуализма. Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения - нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности. Отсюда (Кант - агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно. Процесс познания проходит 3 ступени: Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью). Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления - единство, реальность, отрицание, качество. => создаётся наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе. Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологическая (идея о внешнем мире); психологическая (идея о душе); теологическая (идея о боге). На основе космологической идеи - ряд противоречивых заключений (антиномий): - мир конечен в пространстве и времени - мир бесконечен в пространстве и времени - мир состоит из простых частей - мир делится до бесконечности. - в мире всё существует по необходимости - в мире есть свобода.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |