АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре и динамике человеческой психики

Читайте также:
  1. B. Заинтересованность проблемами клиента, компетентность, точность.
  2. CCCР и БССР в предвоенные годы: Экономика, наука, культура, жизненный уровень.
  3. I. Кризис понятия сознания
  4. I. ПРОБЛЕМА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  5. I. Проблема политической экономии
  6. I. Экономический материализм как философия и наука
  7. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  8. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
  9. II. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина.
  10. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  11. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  12. III. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ?

С — высшая, св-нная лишь чел форма отражения объективной действ-ти, способ его отношения к миру и самому себе. С представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-произв-ой деят-тилюдей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и С. Чел с сомого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшеств-х поколений, и форм-ся как таковой лишь в процессе целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действ-ти определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др людьми навыками предметных действий. В общении собств-я жизнедеят-ть чел-ка предстает перд ним и как деят-ть др. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с др людьми общественной мерой. Чел относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и наз-ся С. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку явл-ся частью С, поскольку они обладают опред значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, напрвляют и дифф-ют чувства чел, волю, внимание и др психические акты, объединяя их в единое целое С. Уже в Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит к Сократу, другая - к Платону. Античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку (Сократ), являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума (Платон). На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания. Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю - значит существую”). Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”). Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. Философия Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения, согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания. Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместных действий множества клеток головного мозга, который является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока. Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения человека, регуляцию и контроль над всеми действиями. Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импритинга) и одновременно формируют как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг - это процессы ощущения, движения, адаптации, научения,

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)