|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принцип историзма. Проблемы методологии анализа исторического процессаСуть ПИ заключ в р/м объектов как целостных систем, возникших в опред условиях, в рез-те действия соответст причин. Такие объекты со временем претерпевают накапливающиеся, необратимые изменения, в ходе кот реализуются некоторые тенденции их развития и открыв различ перспективы их будущих состояний. Согласно ПИ, важно учит не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитее самой современности: ведь в настоящем противоборствуют различ тенденции, формир альтернатив возможности будущ развития. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История-не заданный изначально процесс с заранее предопред-ым рез-том. Реализация объективных закономерностей историч развит варьируема. ПИ помогает установ конкрет историч сост изучаемого объекта, исходный пункт и результат, движущие силы, сам механизм и условия развития. Развитие природы и чел истории не м б схвачены теоритич мыслью во всех своих деталях, конкретной полноте, многообразии. Но м б выявлено в гл чертах объектив логика этих процессов, открыты их закономерности. История чел-ва чаще всего делилась на 3 этапа: естественное (природ); общественное сост, не отвеч природе чел; разумное (идеальное) общ-во будущего. Основы науч типизации историч процесса заложил Гегель, кот полаг, что историю делают реал люди, но вместе с тем в ней осущ некая объектив логика. Ступени истории-это этапы самопознания мирового духа, прогресс в сознании свободы. Вебер ввел в социологию понятие идеал типов, т.е. мысленного конструктора, с пом кот можно организовывать эмпирич-ий материал в опред систему. Идеал типы для него - субъектив модели, неотраж-е реальность, в основе кот лежит принятая исследователем система ценностей, кот и служит основой для изуч и систематизации историч материала. Марксу принадлежит разработка методологии исслед-я истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к др. Материализм позволил обнаружить общие, повтор-ся черты в эк-ом базисе стран, что дало основание отнести их к некоторому единому общественному типу, названному Марксом ощественно-эк-ой формацией. В рез-те вся история чел-ва предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ (тип общ-ва), ступеней этой истории, ее поступательного движения. О. Конт (1798-1857) ввел термин социология - “учение об обществе”. Он выступ против того, чтобы считать общ-во простой совок-ю индивидов. Лессинг, Вольтер, Руссо считали, что чем более развиты индивиды с т.зр их спос к производствен, дух деят-и, нравствен качеств, тем совершеннее будет общ-во. Гольбах, Гельвеций считали, что чел-к - продукт соц обст-в, т.е общ-во во многом формир людей по своему образу и подобию. Конт сформулир великий осн з-н “интеллектуальной эволюции челов-ва” согл к-рому познават деят-ь людей, их обществен созн-е, чел история прошли 3 стадии своего разв-я: теологич, метафизич, позитивн; т.е теолог (религ-мифологич) и абстрактно-метафиз подходы к миру все более сменяются открытием и исслед-ем его з-нов, т.е “постоян отнош-й, сущ-х между наблюд явл-ми. 19 Образы современного общества (постиндустриальное, технократическое, потребительское, информационное). Проблема и перспективы развития. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. В различных концепциях «постиндустриального общества», выдвинутых в кон. 60-70-х гг. 20 в. (Белл, Кан, Бжезинский, Турен), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены — ученым и профессиональным специалистам. В 80-х гг. концепция постиндустриального общества» получает развитие в теории «информационного общества» (Масуда, Нейсбит), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – Реклама, телекоммуникации. Электронные средства – гл способ передачи информации – безбумажное производство. Компьютеризация всех отраслей жизнедеятельности, вплоть до бытовых. Организация умственного труда. Домашняя индустрия. Человеческий капитал – белые воротнички. Компьютер – машина и человек. То, в чем человек проявляет свою индивидульность. Диалог, разнообразные возможности. Тамагочи. Компьютер – децентрализация. Рассредоточение и доступность любой информации через Интернет. В проблемы экологии входит нелобходимость оздоровления мирового общества – достижение общего «равенства жизни». Помощь третьему миру, отказ от насилия, разрушение специалицазии – всесторонне и граждански воспитанные люди, отказ от асоциальных элементов – вовлечение, резкое сокращение рабочего времени, обширный фонд потребления – чем больше потребляют, тем лучше развивается экономика, равномерное демократическое распределение богатсв. Все, что ведет к психологическоиму комфорту. Иформационное общество культуроцентрично – досуг. Развертывание всесторонних способностей человека. Интеллектуальная технология, грант, изобретение, ноу-хау – ключ информационного общества. Интеллектуальная собственность. Гуманизация труда – рабочее место, комфорт. Овладение силами природы, стихиями. Интернационализация мирового сообщества, общечеловеческие идеалы, единое целое – человечество, расширение свободы. Информационное общество – от человека впервые требуется активность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |