АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рационалистическая линия в европейской философии Нового Времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц)

Читайте также:
  1. I. Анализ конечных результатов нового учебного года
  2. I. Вивчення нового матеріалу
  3. I. Вивчення нового матеріалу
  4. I. Сприйняття нового матеріалу.
  5. I.3.3.Государственно-охранительная управленческая линия белого движения
  6. II. Вивчення нового матеріалу
  7. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  8. II. Сприйняття нового матеріалу
  9. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  10. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  11. III. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ?
  12. III. Вивчення нового матеріалу

Рене Декарт - основопол рационализма(рассужд. о методе).Осн. черта ф. мировоззрения — дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию".

В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

В познании главную роль играет разум — рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

Матер и духовн субстанции не явл-ся совершенными. Совершенной субстанцией явл-ся лишь Бог, кот сущест-т «сам из себя» и сам явл-ся своей причиной. Все остальн нуждается для своего существ-я в присутствии Бога. Функции Бога залюч-ся в гарантии истинности познания.

В отличие от Бекона, кот в «Новом Органоне» считал индукцию осн методом получения истинных фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Исходные положения — аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно.

Бенедикт Спиноза (материалист) — (1632 — 1677). С. учил, что сущ лишь одна субстанция — природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. — природой сотворенной. Как прир. творящая она есть субстанция, или, что тоже самое — бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Атрибуты матер-ой субстанции также вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Конкретные состояния субстанции – модусы. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субст — едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество.

2 группы модусов: 1) вечные, бесконечные (определ-ся атрибутами субтанции), 2) временные, конечные (опред-ся остальными явлениями и вещами) Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой.

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения — телу, соотв модус мышления—душа. В любом случае человек—часть природы. Интуиция—высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности —ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство — демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716). Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая духовная субстанции, из кот складывается вся вселенная. Число монад бесконечно.Они вечны и неуничтожимы. Они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Деятельность и движение — сущность монады. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы.

Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) — монады жизни (неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя) — монады души(животные). Высш. ступень — отчетливое представление — монада духа (человек). Всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)