|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философская антропология. Человек как проблема философииФилософская антропология. Философская концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого – ключ к ее тайнам. Вспомнить, что мы есть тоже природа. Единство с космосом и зависимость от ритмов. Недостаток в том, что недооценивается сознание человека, его способность преодолевать природную энергию. Антропология биологизирует человека, вяжет по рукам его историческую волю. Идеализм в понимании истории. Общественные явления лишены человеческого участия. Объективный мир – нечто произвольное от человека. XX век – метафизическое положение человека (Шелер – основатель философской антропологии) в мире и космосе. Вопросы: случайно ли появление человека на земле, возможны ли другие цивилизации, существует ли внечеловеческий разум. Новая философия, требующая от человека нравственного порядка. Отношение человека к космосу, который поглощает его. Переживание ценностного мира – космический акт. В космосе заложена трагичность, эсхатология - Шелер. Материализм – рождение человека как эволюционный процесс (труд, деятельность, потребности). Идеализм – от религиозной концепции до возможности существования межгалактического разума. Человеческий разум зависит от этого Разума. Мозг человеческий концентрируется из пыли Разума и формируется в виде сознания. Кометы принесли на Землю жизнь. Абиогенез – зарождение живого из неживого. Самопроизвольные процессы по законам охлаждающихся систем после Большого взрыва. Нарушение симметрии. Запланированный результат космической эволюции. Тейяр – энергия произвела на свет существо духовного порядка. Концентрация психической энергии во вселенной дала возникновение – «преджизни» (литосфера), «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера), «сверхжизни» (точка Омега). – из Омеги и регулируется вся Вселенная. Человек включен в процесс совершенствования всего мира. Влияние на все. Омега – объединение душ вселенной. Обстоятельства спокойного положения Солнечной системы в Галактике – и поэтому в этом относительно небольшом периоде покоя – могла зародиться жизнь. Во многом жизнь меняется за счет деятельности человека, так как он обладает активным сознанием. Жизнь на Земле контролируется человечеством, может контролироваться. Смысл Вселенной – в некоем коде, который развивается и хранит всю информацию об истории Вселенной. Итог в современном понимании: 1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. 2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным. 3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено в каждой конкретной личности. 4. Человек -существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное. 5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении. Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Ускорение темпа жизни и информатизации общ. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта, наращивание и качественное улучшение системы образования. Нравственные проблемы перед человеком, как понимание сущности и времени смерти и рождения. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого существа? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации - повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему - если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добрые и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас? Создалось общество потребления, общество массовой культуры. Хорошо это или плохо? Исследование этого феномена чел сознания. Проблема чел ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации. Человек - это индивид. Сущность человека связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Человек - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств.
7. Информационно-технологическое общество – концепция устойчивого развития. Напомним коротко, в чем состоит смысл концепции устойчивого развития человечества. Дело в том, что вхождение человеческой цивилизации в глобальный многоаспектный кризис, складывающийся из демографической, продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете. Феномен этот исторически нов. В связи с этим должна быть принята всеми модель устойчивого развития человечества, в центре которой помещаются люди и их право на здоровую и плодотворную жизнь. При этом человечество должно жить в гармонии и в равновесном взаимодействии с природой, подлежащей заботе и охране. В соответствии с принципами гуманизма и демократии внутри сообщества людей должны быть обеспечены равное удовлетворение потребностей в развитии и в качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений. Устойчивое развитие человечества возможно при следующих условиях: а) произойдет смена нынешних технологий более чистыми и менее энерго- и ресурсоемкими, б) постепенно невозобновляемое сырье заменится возобновляемым, в) снизятся темпы прироста численности человечества, г) увеличится производительность труда (что приведет к повышению качества жизни), д) возрастет надгосударственное регулирование и управление (через ООН и ее организации), а также государственное руководство и управление, которые обеспечат реализацию перечисленных выше целей и условий на основе смещения центра тяжести от частных (в основном, эгоистических) интересов к общественным. Выбирая модель устойчивого развития, общество должно слиться в системный органически целый организм. Тенденция слияния человечества была обрисована Вернадским в его концепции ноосферы – она является единой самоорганизующейся и самоуправляемой сложной системой. Она должна также представлять собой иерархию по структуре, функциям управления, видам деятельности, по взаимоотношениям подсистем и элементов с целым. Такая система жизнеспособна поскольку она организмоподобна. Актуальна ли она? В условиях экстремальности – безусловно, да. Но соответствует ли она идеалам гуманизма, демократии? Конечно же, нет! Более того, из-за внутренней неравновесности по линиям экономического, социального, гуманитарного, культурного и политического характера, она взрывоопасна. Разбираемая модель – это модель устойчивого развития человечества, почти фатально ведущая к катастрофе. Тем не менее, именно такая модель организации и функционирования общества настойчиво не только внушается обществу по разным каналам, но и внедряется практически. Подводные камни. 1. Марксизм показал, что развитие средств производства неизбежно приводит к изменениям в отношении людей, обуславливающим циклы развития и смену общественно-экономических формаций для всех цивилизаций - к “информационной” цивилизации должны придти они все. Но любая цивилизация проходит, по мнению Тойнби, схему: возникновение→рост→надлом→разложение. Логичен будет такой вывод: незачем создавать единое человечество и цивилизацию –подобная целостность неминуемо разложится и погибнет, тем более, развиваясь на грани кризиса и катастрофы. 2. В биологии доказано, что всякий организм смертен. Существуют единые фундаментальные законы, управляющие всеми системами: 1. Всякая органическая система претерпевает соответствующий ее природе и условиям, включая ограничения всякого рода, цикл развития – от возникновения и расцвета, до надлома и гибели. 2. Любая система, поскольку она суть организмическая, – в принципе, смертна. 3. Всякая система организмического типа, не будучи ограниченной в ресурсах разного рода и в противовесах, тормозящих ее активность, стремится агрессивно к неограниченной экспансии по отношению к среде и своему окружению. Но в любом случае действует закон, по которому устойчива и надежна лишь такая система, все основные элементы и подсистемы которой также надежны и устойчивы. Нивелирование культур в единую постиндустриальную равносильно обеднению генофонда живого в биосфере. Необходим полиморфизм форм и направлений эволюции культур. Цивилизация (по Леви-Строссу) должна быть коалицией культур. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |