АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое насилие. Формы политического насилия. Условия и предпосылки политического насилия

Читайте также:
  1. B) Количественная определённость относительной формы стоимости
  2. B) относительной стабилизацией спортивной формы
  3. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  4. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  5. E. которая не обладает гибкостью и не может адаптировать свои свойства к окружающим условиям
  6. F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.
  7. I. Предпосылки структурного анализа
  8. I. Рондо и его исторические формы.
  9. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  10. I.6.2.Ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества.
  11. I.6.4. Отстранение от политического руководства Н.С. Хрущева и критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом.
  12. II Организационные формы антиглобалистского движения.

Политическое насилие можно определить как физическое принуждение, применяемое как сред­ство навязывания воли субъекта политики с целью овладения властью, прежде всего государственной, ее использования и защиты. Актами политического насилия являются конкретные насильственные действия: убийства, террор, принудительное задер­жание, пытки, присвоение собственности и т. д.

Наличие у физического принуждения существен­ных особенностей позволяет рассматривать полити­ческое насилие как самостоятельное понятие, имею­щее специфический объем и содержание, отличные и от принуждения в целом, и от других его разновид­ностей.

В работах зарубежных и отечественных исследователей рассмат­риваются различные варианты типологии: по сфере действия (внутригосударственное и межгосударствен­ное насилие); по отношению субъектов насилия к го­сударственной власти (государственное и негосудар­ственное); по степени организованности (стихийное и организованное); по количеству участников (инди­видуальное, коллективное и массовое); по источнику инициативы (оборонительное, ответное и наступатель­ное, агрессивное); по количеству жертв (высокоин-тенсивное, имеющее среднюю или низкую интенсивность); по социальной характеристике субъекта поли­тического насилия (социально-классовое, этническое, религиозное); по направленности и глубине социально-политических последствий насилия (реформистское, радикальное, реакционное и консервативное); по спо­собам воздействия на объект (демонстративное и ин­струментальное насилие); по средствам (вооруженное и невооруженное насилие).

Кроме того, можно выделить следующие формы политического насилия (сложные проявления наси­лия, которые отличаются друг от друга совокупно­стью перечисленных признаков видового деления): бунт (неорганизованные локальные волнения, имею­щие коллективный характер); столкновение полити­ческих группировок (локальные коллективные стычки политических оппонентов, не направленные против властей); восстание (массовое вооруженное высту­пление с целью осуществления изменений во власт­ных отношениях); гражданская война (крупномасштаб­ное вооруженное противоборство за государственную власть между общественными группами в рамках одного государства); партизанская война (вооружен­ная борьба против правительства, которую ведут, применяя особую тактику, отряды оппозиционеров, имеющие постоянные места дислокации на неболь­шой труднодоступной части территории страны); переворот (захват власти относительно небольшой группой заговорщиков); терроризм (систематическое применение ничем не ограниченного политическо­го насилия, имеющего целью достижение определен­ных результатов путем устрашения политических противников); репрессии (насильственные действия органов государства, направленные на достижение политической стабильности, но не связанные с гра­жданской войной и запугиванием политических оппонентов).

Можно выделить несколько факто­ров, способствующих тому, что насилие становится не экстраординарным и вынужденным действием, а нор­мой, частью официальной политической идеологии государства.

Первый фактор носит не столько политический, сколько мировоззренческий характер. Речь идет об определенных представлениях о человеческой при­роде. Демократические режимы исходят из презумп­ции изначальной разумности и конструктивности че­ловека: люди способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необ­ходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию — оно допускается лишь как исключительная мера по отно­шению к меньшинству населения. Массовое же поли­тическое насилие демократическая идеология отвер­гает в принципе.

Вторым фактором, способствующим тому, что­бы насилие становилось системообразующим стерж­нем политической идеологии, является определенное представление об историческом процессе. Если этот процесс видится хаотичным, случайным, в ходе кото­рого постоянно возрастает энтропия, то для регулиро­вания этого процесса, для введения его в какие-то рамки, нужен великий человек, который сможет этот процесс структурировать.

Третий фактор — это представление политика или политической элиты о миссии — своей, своего народа, своей партии или любой другой группы, с которой идентифицируют себя субъекты политического процесса. Если «мы», белые люди, или «мы», комму­нисты, или «мы», патриоты, призваны осуществлять некую миссию, некие принципиальные изменения в обществе, привести его к правде, к истине, осущест­вить свое предназначение, то вопрос о допустимости насилия не вызывает никаких сомнений. Его вполне можно использовать хотя бы для того, чтобы быстрее достичь высшей цели, которая, безусловно, оправды­вает средства.

Четвертый фактор — ориентация в политике не столько на решение повседневных проблем, сколь­ко на некий идеальный мир. Такая ориентация при­водит к представлению о малой ценности настоящего момента. То же самое происходит и на уровне идео­логии. Если сегодняшний день не самоценен, а явля­ется лишь переходным периодом на пути к дню зав­трашнему, то нет моральных преград для того, чтобы ради скорейшего достижения цели использовать в политической практике любые формы насилия.

 

45. Сущность, уровни и типы политического сознания. Массовое сознание и общественное мнение. Полити­ческая психология.

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.

Политическая социология трактует его прежде всего как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшегося вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической деятельности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказавшие на него значительное влияние.

С точки зрения субъекта политического сознания в мировой политологии выделяется массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание – особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурное массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и “общих ориентацией”) и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (справедливость, демократичность, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания – опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Во втором измерении политическое сознание рассматривается как общественное сознание тех или иных более определенных и организованных, чем масса, конкретных–больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, “правительственная военная хунта” политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой.

В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, “политического человека”, способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане.

Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке науки о политике, с одной стороны, и психологии (в основном социальной психологии) – с другой. Предметом политической политологии, по мнению западных авторов, являются психологические компоненты поведения человека, изучение которых позволяет применить психологические знания к объяснению политики. В целом современная западная политическая психология представляет собой разрозненный конгломерат теоретических представлений и разнообразных прикладных исследований, носящих, однако, спорадических характер. Подчеркивая необходимость построения достаточно общей теории, в которой объектом исследования был бы политический процесс в целом, представители политической психологии отмечают, что пока что максимум, на который они претендуют, - это создание карт, на которые наносятся уже известные материки и самое существенное в знаниях, относящихся к данной области.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)