АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная роль религиозных идей: Германия и Англия

Читайте также:
  1. England - Англия
  2. III. Социальная структура и стратификация
  3. IV. СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, КАК СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
  4. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  5. Административно-правовой статус религиозных объединений.
  6. Аксоны клеток спирального ганглия образуют
  7. Активность мозга во время религиозных глубоких переживаний
  8. Англия,
  9. Безвременье (973–1045, Англия)
  10. Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 1 страница
  11. Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 10 страница
  12. Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 11 страница

Английская Реформация шестнадцатого века при Генрихе VIII имеет мало общего со своим германским аналогом. Историк Ф.У.Поуик отмечал, что "единственное, что можно сказать о Реформации в Англии, это то, что она была государственным актом", и что "Реформация в Англии была парламентской сделкой". В обобщении Поуика достаточно истины, чтобы увидеть основное различие между Германской и Английской Реформациями.¤

В 1530_х годах в Германии происходила длительная борьба между евангелическими и католическими писателями и церковными деятелями за влияние в оспариваемых регионах. В Англии Генрих VIII просто объявил, что в его государстве будет существовать лишь одна национальная Церковь. Поэтому реформированная Церковь Англии не испытывала необходимость в самоутверждении в связи с другой Христианской Церковью в регионе. Путь, по которому первоначально происходила Английская Реформация, не требовал какоголибо доктринального самоопределения. После Реформации социальная роль Церкви Англии оставалась точно такой же, как и до нее. Это не говорит о том, что во время Реформации в Англии не было богословских споров; просто они не были определяющими.

Лютеранская Церковь в Германии должна была определять и отстаивать свое существование и границы на уровне религиозных идей, потому что она откололась от средневековой Католической Церкви, Церкви, которая продолжала существовать вокруг лютеранских регионов, заставляя Лютеранство оправдывать свое существование, отстаивать свои идеи. В 1560_х и 1570_х годах обстановка в Германии еще более усложнилась после того, как Кальвинизм предпринял широкомасштабное проникновение в ранее лютеранские районы. Три крупных христианских вероисповедания— Лютеранство, Кальвинизм и Римо-Католичество— стали сосуществовать на одной и той же территории. Все три испытывали нужду в самоутверждении. Лютеране должны были объяснить, чем они

[38]

отличались, с одной стороны, от кальвинистов, а с другой— от римо-католиков. Доктрина оказалась наиболее надежным способом определения и объяснения этих различий: "мы верим в это, а они верят в то". Период с 1559 по 1622г., характеризуемый новым акцентированием необходимости чистоты доктрины, обычно называется "периодом ортодоксальности".

Лютеранство и кальвинизм были во многих отношениях похожи. Оба утверждали, что являются евангелическими, т.е. основывающимися на самом Евангелии, а не на человеческих преданиях и традициях. Оба отрицали более или менее одни и те же аспекты средневекового католицизма. Однако, несмотря на эту очевидную схожесть, лютеранство и кальвинизм должны быть различаемы. Германская политика требовала нахождения какого-либо простого способа определения лютеранства и кальвинизма. Доктрина оказалась самым надежным способом различения этих, во многом очень схожих, движений. По большинству пунктов доктрины между лютеранами и кальвинистами существовало согласие. Однако по одному вопросу— доктрине предопределения— их мнения коренным образом расходились. Ударение, которое ставили кальвинисты на доктрине предопределения в период 1559-1622 гг., частично отражает тот факт, что она отличала их от их лютеранских коллег.

Никлас Луман, вероятно, наиболее значительный из современных социологов, обращавшихся к вопросу о социальной функции христианской доктрины, подчеркивает, что доктрина возникает частично в ответ на угрозу религиозной самобытности группы, столкнувшейся с другими религиозными системами. По мнению Лумана, доктрина является самовыражением религиозного сообщества, посредством которого оно поддерживает свою самобытность и регулирует свои отношения с другими подобными сообществами. Лютеранство, сохраняющее свою характерную самобытность на германских территориях перед лицом кальвинистского и римокатолического противодействия, является хорошей иллюстрацией этого принципа. Становится также ясным, почему возникающая реформированная Церковь Англии не нуждалась в защите своей самобытности от внутренней оппозиции: по Акту о Единообразии такой оппозиции просто не существовало.¤

Таким образом, генрианская Церковь Англии считала себя достаточно хорошо определенной как социальная единица и не нуж-

[39]

далась в каком-либо другом определении на локтринальном уровне Ситуация оставалась во многом аналогичной и при Елизавете I. Согласно "Елизаветинскому Уложению" (1559г.) в Англии могла существовать лишь одна Христианская Церковь— Церковь Англии, которая сохраняла религиозную монополию дореформационной церкви, но признавала королевскую, а не папскую власть. Фраза "Церковь Англии", как она юридически определена в "Законах Англии" Халсбури, рассматривается как преемница той Церкви, которая возникла в Англии в 597-686 годах. Римо-Католичество, Лютеранство и Кальвинизм— три Христианские Церкви, которые боролись за влияние в континентальной Европе— не допускались в Англию. Социальные волнения, сделавшие религиозные идеи столь важными в германском контексте, не были достаточно сильны в период Английской Реформации. Поэтому для Церкви Англии не существовало особых причин обращать внимание на доктринальные вопросы. Елизавета позаботилась о том, чтобы у нее не было соперницы в Англии. Одним из назначений доктрины является разделение, а Церкви Англии не было от кого отделяться. Англия была изолирована от факторов, которые делали доктрину столь важной в континентальной Европе в период Реформации и непосредственно после него.

Действительно, необходимость обеспечить то, чтобы все английские христиане (сочувствующие как Реформации, так Римо-Католичеству) чувствовали себя относительно свободно в Церкви Англии, привела к замалчиванию доктрины: акцент на доктрине мог привести к разделениям внутри новой Церкви и, следовательно, к внутренней слабости государства. Поскольку Елизавета пыталась обеспечить безопасность Англии в опасном мире конца шестнадцатого века, она никак не хотела, чтобы Англии была разорвана на части доктринальными различиями. Разделенная Английская Церковь привела бы к разделенной Англии, а разделенная Англия стала бы слабой и уязвимой Англией.

Таким образом, социальный контекст Реформации в значительной мере определял степень, в которой религиозные идеи влияли на события. В Германии эти идеи приобрели огромную важность; в Англии— значительно меньшую. Лишь после

[40]

возникновения пуританства в конце шестнадцатого века религиозные идеи стали играть значительную роль в Англии.

И все же Германия является более надежным, чем Англия, примером для понимания огромного влияния, которым пользовались религиозные идеи во Франции, Голландии, Северной Италии и Швейцарии. Отрезанная от континентальной Европы Ла-Маншем и Северным морем, Англия находилась в нетипичной изоляции от влияния религиозных идей, которые витали над Европой, вызывая иногда даже религиозные войны. У изучающего Английскую Реформацию может сложиться впечатление, что религиозные идеи играли в то время второстепенную роль, однако в других местах обстановка была совсем другой. Англия не является подходящим примером для понимания роли и влияния религиозных идей в то время.

Рассмотрев предварительные вопросы, мы можем вплотную приступить к изучению Реформации. Лучше всего начать с рассмотрения мира позднесредневековой религии, к которому мы сейчас и обращаемся.

Для дальнейшего чтения:

Полезные обзоры Реформации см.:

John Bossy, (Джон Босси) "Christianity in the West 1400-1700" (Христианство на Западе, 1400-1700 гг.) (Oxfoid/New York, 1987).

Euan Cameron ([?]ан Камерон), "The Reformation" (Реформация) (Oxford, 1991).

Owen Chadwick, (Оуен Чадвик) "Pelican History of the Church" (История церкви издательства Пеликан), Vol. 3: "The Reformation" (Реформация) (London, 1972).

A.G.Dickens and John M.Tonkin (А.Г.Дикенс и Джон М.Тонкин), "The Reformation in Historical Perspective" (Реформация в исторической перспективе) (Cambridge, Mass., 1985)

Steven Ozment, (Стивен Озмент) "The Age of Reform 1250-1550" (Век реформ 1250-1550 гг.) (New Haven, 1973).

По поводу социального контекста Реформации, см.:

Hans Baron, (Ганс Барон) "Religion and Politics in the German Imperial Cities during the Reformation", (Религия и политика в германских имперских городах во время Реформации) "English Historical Review 52" (1937), pp.405-27; 614-33.

Basil Hall, (Бэйзил Холл) "The Reformation City", (Город Реформации) "Bulletin of the John Rylands Library 54" (1971), pp.103-48.

Bemdt Moeller, (Берндт Мюллер) "Imperial cities and the Reformation: Three Essays" (Имперские города и Реформация: Три очерка) (Philadelphia, 1972).

Steven Ozment, (Стивен Озмент) "The Reformation in the Cities: The Appeal of Protestantism to Sixteenth Century Germany and Switzerland" (Реформация в городах: Воззвание протестантизма к Германии и Швейцарии шестнадцатого века) (New Haven/London, 1975).

[41]

По поводу значения книгопечатания см.:

M.U.Chrisman, (М.У.Крисман) "Lay Culture, Learned Culture: Books and Social Change in Strasbourg, 1480-1599" (Мирская культура, ученая культура книги и социальные перемены в Страсбурге, 1480-1599 гг.) (New Haven/London, 1982).

Elizabeth L.Eisenatein, (Элизабет Л.Айзенстайн) "The Printing Press as an Agent of Change: Communications and Cultural Transformations in Early Modem Europe" (Печатный станок как фактор перемен: Связь и преобразования в Европе в начале нового времени) (2 vols: New York, 1979).

Превосходное собрание иллюстрацией шестнадцатого века, связанных с Реформацией см:

Pierre Chaunu (Пьер Чауну), "The Reformation" (Реформация)

 

Алистер МакГрат

БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РЕФОРМАЦИИ

 

 

[42]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)