|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Язык газетных текстовГазетные материалы информационно-публицистического характера имеют свои особенности. С одной стороны, они являются носителями определённой информации, и в связи с этим газета, прежде всего, строго фактологична. С другой стороны, они оказывают определённое влияние на сознание, мысли и чувства читателей, что сближает газетный текст с текстом художественной литературы. Взаимодействие информационной и воздействующей функций определяет главное качество газетно-публицистического стиля - сочетание в нём стандарта и экспрессии. Как известно, для газетных текстов большое значение имеет отбор информационного материала, его композиционная организация, приёмы литературной обработки. Но язык прессы существенно отличается от языка художественной литературы. Необходимость придерживаться фактов ограничивает журналиста; писатель же свободен в выборе языковых и художественных средств. Кроме того, писатель стремится создать индивидуальные, неповторимые образы, тогда как перед журналистом стоит задача создать образы более обобщённого, социально-типизированного характера, что также накладывает отпечаток на газетную речь. Лексические единицы, типичные для публицистической речи, отражают основные черты газетного стиля: точность, ёмкость, оценочность, адекватность, образность, актуальность. К лексическим особенностям, представляющим трудность для восприятия и перевода, относятся слова-реалии (предметы или явления материальной культуры, обычаи, обряды, исторические факты или процессы, не имеющие лексических эквивалентов в других языках), аббревиатуры (сокращения), стилистические приёмы и средства (метафора, метонимия, перифраза – использование описательного выражения вместо прямого обозначения предмета, лица или явления, а также ирония, юмор), фразеологические обороты и неологизмы (пословицы, поговорки, афоризмы, образные обороты, крылатые выражения, ссылки на исторические факты, а также новые слова, ещё не зафиксированные в словарях, или являющиеся результатом окказионального словотворчества автора публикуемой статьи). Помочь преодолению этих трудностей помогут специальные словари: толковые словари, словари сокращений, лингвострановедческие словари, словари фразеологизмов, пословиц, неологизмов, справочные материалы и пособия, но, в первую очередь, начитанность, эрудированность и хорошее знание родного и иностранного языка. Особого подхода требует перевод газетных заголовков. В заголовке газетно-публицистического текста элементы информации сочетаются с элементами оценки, используются каламбуры (игра слов), аллюзии (намёк на реальный общественный, политический, исторический или литературный факт), разложение, или обыгрывание фразеологических единиц, заключающееся в том, что фразеологизм используется частично или в неожиданном лексическом окружении, и другие стилистические приёмы. В результате такой трансформации фразеологизм или цитация приобретают новые экспрессивные свойства и заголовок привлекает внимание читателя. Так, в газетном заголовке The Sons Also Rise содержится намёк на название известного произведения Хемингуэя The Sun Also Rises и обыгрываются различные значения слов: омонимов son – cын и sun – солнце; глагола rise – " всходить" (о солнце) и "подниматься" (на борьбу или преуспевать – to rise in the world). В итоге создаётся юмористический подтекст, побуждающий читателя к прочтению всего текста статьи. Другой заголовок, Playing hangman, можно перевести по-разному – с сохранением образности и без неё. Фраза состоит из слов, основное значение которых "играть" – play и hangman – " палач". Сочетание to play hangman во фразеологическом словаре не зафиксировано, но оно кажется привычным благодаря знакомым выражениям: to play hell to, to play the devil to – внести беспорядок, погубить; to play mum – играть в молчанку, хранить в секрете; to play old gooseberry to – испортитьвсюмузыку; to play possum to somebody – притворяться больным или мёртвым; to play the ass – валятьдурака; to play the fool – обманывать; to play the bear – грубо держать себя; to play the baby – прикидываться младенцем; to play the fox – хитрить, притворяться и многих других. Неожиданное употребление слова hangman в даннойструктуре обращает на себя внимание читателя, и, отталкиваясь от одного из значений глагола play – "заигрывать" – при опоре на содержание статьи, в которой речь идёт о моратории на смертную казнь в России, можно предложить следующие варианты перевода: " Игра в прятки с мораторием на смертную казнь в России" и "Судьба моратория на смертную казнь не определена". В первом случае сохранится образный характер заголовка (с присутствием оценки), во втором предпочтение будет отдано содержательной стороне вопроса и более сдержанному, нейтральному отношению к сообщаемому факту. В подобных ситуациях выбор зависит от литературных, идеологических или каких-либо иных предпочтений переводчика, от интерпретации образности фразеологизма и ряда других причин. В области лексики для английских заголовков характерно частое использование небольшого числа специальных слов, составляющих своего рода "заголовочный жаргон": ban, bid, claim, crack, crash, cut, dash, hit, move, pact, plea, probe, quit, quiz, rap, rush, slash и др.Отличительной особенностью такой "заголовочной" лексики является не только частота употребления, но и универсальный характер значения. Слово pact в заголовке может означать не только пакт, но и договор, соглашение, сделку и т.п. Глагол hit может быть употреблён в связи с любым критическим выступлением. Red может означать и коммунистический, и социалистический. Bid подразумевает и призыв, и приглашение, и попытку достичь определённой цели, например: Bid to Stop New Police Powers – Призыв не допустить расширения прав полиции. Иначе, чем в текстах других стилей, используются в заголовках временные формы глагола. Когда речь идёт о событиях, происшедших в недавнем прошлом, обычно используется настоящее неопределённое время: Richard Aldington Dies 70; Concorde Lands at Heathrow. Это самый распространённый тип заголовков: употребление настоящего неопределённого времени придаёт им живость, приближает события к читателю, делает его как бы участником этих событий и тем самым усиливает его интерес к публикуемому материалу. Прошедшее неопределённое время употребляется в заголовках, относящихся к прошлым событиям, в основном, в тех случаях, когда в заголовке есть обстоятельство времени, либо если читателю известно, что описываемое событие произошло в определённый момент в прошлом: Husband Disappeared Two Years Ago; Why Rockefeller Couldn’t Buy a Landslide Victory? Для обозначения будущего времени в заголовках широко используется инфинитив: America To Resume Testing; Laundry Workers To Vote on New Contract; World Unions To Fight Monopoly. Важной особенностью английских газетных заголовков является употребление эллиптической формы пассивного залога с опущением вспомогательного глагола to be для описания событий как в прошлом, так и в настоящем времени: Paris Protest March Staged by Students; 8-Year-Old Boy Kidnapped in Miami; All Piers Paralysed on East Coast. Для английских заголовков характерно употребление глагольных форм, а для русских – именных, и поэтому при переводе приходится производить соответствующую перестройку: Floods Hit Scotland – Наводнение в Шотландии; Exports to Russia Are Rising – Увеличение экспорта в Россию. Работая над материалами англоязычной прессы, переводчик самостоятельно выбирает переводческие приёмы (добавление, опущение, конкретизацию, калькирование, антонимический перевод и т.д.). Однако во всех случаях решающим фактором является контекст речевого сообщения. Всегда полезно помнить золотое правило перевода: заботиться о точности и полноте содержания и, вместе с тем, выбирать форму, которая соответствует современным нормам языка перевода. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |