|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 8. 02.04.2012Понятие социальной рефлексии молодёжи. Лежит в основе социологического воображения (Гидденс, Штомка, Миллс) – умение мыслить социологически, направлено на расширение своего поля зрения и развития воображения. На их взгляд оно помогает исключить себя из рутины повседневной жизни, то есть подняться над ними и оценить происходящие явления в ней по-новому. Связано с общими проблемами общества. Отражает ваше положение в обществе, отсюда следует 4 основных положения понимания социологической рефлексии. 1. То, что вы есть сейчас – то, что общество вложило в вас и то, во что вы сами себя превращаете – это антиомия взаимодействия, которая проявляет себя в пердимонокле, эпидерсии. Каждый из вас выстраивает своё поведение и отношение в определённой упорядоченности, которая зависит от тех или иных социальных ценностей и индивидуальных предпочтений. 2. Она даёт возможность (рефлексия) увидеть и сравнить различные точки зрения и позиции по тем или иным проблемам, которые себя взаимодополняют. 3. Социальная рефлексия помогает оценить практику решения разных проблем в её позитивном и негативном вариантах во благо или во вред развитию человеку, групп, обществ. 4. Благодаря социальной рефлексии человек развивает своё критическое мышление, которое помогает глубже понять себя и проникнуть в смысл своего собственного я. Такой подход позволит более адекватно ставить перед собой цели и выбрать реальные средства для их достижения Иначе говоря, человек становится творцом своей судьбы – значит он несёт полную ответственность за те поступки, которые он совершает, несёт полную ответственность за своё будущее. Социальная рефлексия, умение мыслить социологически – учить жить сегодня и даёт возможность найти приемлемые варианты решения жизненно важных проблем. По словам Питера Штомки, рефлексия – это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в социальной жизни со всеми структурными и историческими условиями, а также с действиями, которые принимаются как отдельных так и коллективных социальных субъектов, которые образуют социум общества. В самом общем плане – это качественный критерий осознания индивидом самого себя, действий, в контексте развития всего общества; умение понять своё настоящее и определить будущее развитие и своё место в нём. 5 критериев выделения социологического знания о молодёжи: 1. Исторический – классический и современный период в развитии зарубежной социологии и особенности развития и становления социологии молодёжи в России 2. Онтологический – включает социологическое осмысление сущности молодёжи и социологии молодёжи как науки об обществе молодёжи 3. Гносеологический – даёт выявить особенность познания молодёжи в современных условиях. 4. Институциональный – становление предметной области и формирование социологии молодёжи как науки о молодёжи. 2 аспекта – организационный и познавательный. 5. Ценностный\ нормативно-правовой и моарльно-этический – на какой ценностной основе строится наука о молодёжи.
Понятие критерия – греч. «признак», на основании которого производится оценка и определение того, что мы изучаем. Корневая основа – критик – означает искусство разбирать, судить. Обозначим предметное поле.
Исторический критерий – описание истории становления социологии молодёжи, как самостоятельной науки и отдельной отрасли социологического знания. Перевод слова история – описание. 2 аспекта – общий (контекст развития зарубежной социологии, 2 периода: классический и современный и подпериоды) и специфический (особенности развития социологии в Росии, 3 периода: дореволюционный, советский, и совремнный\постсоветсткий). Основанием для становления социологии молодёжи, как научного знания, можно считать отдельные философские размышления о неё – Сократа (казнен за развращение молодёжи), Платон (о месте молодёжи в идеальном государстве), эпоха Просвещения – Руссо (говорил о проблеме целесообразности естественного воспитания детей и о различиях между детьми и взрослыми). Проблема педагогики и воспитания – труды Герберта, Песталоцце, Дистерверс. Первые работы – Конт: проблема взаимосвязи социального порядка и прогресса со сменой поколений. Спенсер: проблема детства и положения молодёжи в обществе. Труды Маркса, Энгельса: согласно теории марксизма, молодёжи присуще её диалектическое противоречие её классовых и возрастных свойствах, что определяет её участие в политической борьбе. Целостные классические работы – не социологические, биологические, психологические и антропологические. Холл – «Молодёжь» 1904. Гросс «К психологии молодёжи переходного возраста». Бертфельд «О понятии молодёжи» 1914. Шпрангер «Психология молодёжи». Ещё Фрейд, Юнг и Адлер. Более социологические работы: Карл Мангейм «проблема поколений» 1928, где предпринята попытка концептуальная социологического подхода к исследованию молодого поколения. Если в ранний период классики происходила постановка проблемы объекта и предмета науки о молодёжи. В поздний период появляются проекты создания единой науки о молодёжи – Нимерко «Проект интегральной науки о молодёжи» и Малер «Ювентология и …». Особенности исторического развития социологии молодёжи в Росии, то она была определена 3 основными моментами: 1. Она неразрывно связана с формированием социологии как науки и развивалась в контексте 2х направлений – классического (аккумулировала опыт мировой социологии) и национального классического (выделяла свои специфические проблемы), отличалась публицистичностью и философско-религиозным осмыслением той социальной реальности, которая была в России. 2. В теоретико-методологическом плане широко использовала западные концепции молодёжи, но формально подвергала их критике с позиций марксизма. 3. В содержательном отношении доминировала эмпирические и различного рода прикладные исследования и осуществлялась разработка методического инструментария, то есть сбор первичной информации о молодёжи. В российской социологии интерес к молодёжи впервые возник на рубеже 19-20 века, связан, с одной стороны, с развитием капитализма в России и разрушением традиционной семейной социализации. По словам русского философа Николая Фёдорова (1828-1903) – разрыв традиционных связей между старшими и младшими поколениями в конце 19 и привёл к противопоставлению мира взрослых с молодёжью, что послужило одной из причин революционных событий 1917 года. Сорокин «Кризис современной семьи» 1916. С другой стороны, в конце 19 века изменился характер массового профессионального образования – статья в «Вехах» по проблеме студенчества и молодой интеллигенции. Работа Сперанского и Кауфмана «О бюджете учебного и внеучебного времени учащейся молодёжи». В организационно-методическом плане исследования обусловлены открытием российского социологического общества Ковалевского и периодическим изданием социологических трудов трудов зарубежных и отечественных авторов. Однако научная дисциплина не была представлена до 17 года. Начиная с советского периода открыты кафедры, в 1919 институт, а в 29 году отделение социологии возглавил Сорокин. Как показал анализ документов, то на первом месте стояли проблемы трудового воспитания молодёжи, проблема коммунистического мировоззрения молодых людей. 29 год – социология – буржуазная лженаука, проблематика социологии молодёжи: реальные проблемы молодёжи не изучались, началось в 60х годах: создание социологической группы для практического решения проблем воспитания молодёжи; созданы специальные группы для перевода на русский классиков зарубежной социологии, которые имели ограниченный доступ; проводились эмпирические исследования молодёжи. 68 – институт конкретных социологических исследований. А в 76 – научно-исследовательский центр по проблемам молодёжи. Проведено 1 широкомасштабное исследование молодёжи – 67 год (от 14 до 28 лет). К концу 60х уже действовало более 400 социологических лабораторий и занимались изучением проблем молодёжи. В советсткое время 60-80 гг на основе развития советского социального быта сформирована 4уровневая модель знания: - общесоциологическая теория (исторический материализм) - социологическая социальная теория социалистической формации – теория коммунистического воспитания и образования; - специальная социологическая теория, выделена дисциплина социология молодёжи; - конкретные социологические исследования Поскольку социология была лишена самостоятельного статуса, её считали прикладной частью исторического материализма или научного коммунизма. Эта модель знания, ориентированная на реализацию идеологического заказа. 4 школы – новосибирская, ленингралская, эстонская., свердловская. Московская не представляла собой целостной школы, определяла характер социального заказа. Ленинградская, Лесовский – 1 книга по социологии молодёжи. Новосибирская – исследования Шубкина – изучение жизненного старта молодёжи, методика лонгэтюдных исследований молодёжи. Свердловская – Рубкевич – воспроизводство социальной структуры общества. Эстонская – Титман – использовал западные методики – дифференциация жизненного самоопределения молодёжи в рамках национально-территориальных общностей. Молодёжные субкультуры – белорусская. В современных условиях с 90х годов в силу востребованности знания, приобрели значимость и получили разработку. Сегодня имеется около 100 учебников по социологии молодёжи, несколько тысяч монографий – разное понимание обществом молодёжи – это ничто, надежда и опасность. В общем плане в настоящее время в социально-гуманитарном знании имеются 3 основных проекта научного знания о молодёжи: - как отраслевая - наука о молодёжи как междисциплинарные исследования - ювенология – наука о молодости, есть и юнология, ювентология Среди современных исследований можно выделить – Брайна Уилсона «Борьба, полёт или комфортность: субкультуры молодёжи и рейв в 21 веке», Роберт Вуд «Линейкой молодёжи: сложность и противоречивость субкультуры», через философию линейки, насколько в субкультурах индивид умеет противостоять некой коллективной общности, все поддаются или нет. Дунайер и Винн «Образование и риск: смотрим в будущее» 2001 г. Винн «Молодёжь и общество» 2004. В Росии – Луков, Икоников, Чупров.
Второй критерий: онтологический. Онтология — сущее. Новое знание должно находиться в рамках определенной парадигмы эпохи. Это знание должно служить развитию общества и решать его проблемы. исторически, в научном знании сформировано 2 представления о понятии реальности окружабщего мира. Объективное и субъективное представление. Объективное представление — все процессы и явления в природе рассматриваются как свойства и качества модели органической и неорганической, которые существуют вне зависимости от нашего восприятия и нашего убеждения. Такой взгляд дает наибольшую возможность постигнуть сущность изучаемых явлений. Поэтому он получил название онтологический, так как не зависит от действий исследователя. Гофман «7 лекций по социолгии»: Общество людей, группа и взаимодействие людей - это специфическая реальность, которая занимает особое место в системе мироздания. Молодежь — значимый структурообразующий элемент этой специфической реальности, так как она целенаправленно, рационально конструируется основными институтами общества (образование, культура, СМИ, религия). Молодежь наиболее полно определяет не только его будущее развитие, но и его настоящее состояние (общество). Социолгия изучает общество как целостнуб, противоречивую систему? Которая может оказывать позитивное (способствовать развитию молодежи) так и негативно (препятствовать развитию и процессу самореализации). Происходит это тогда, когда общесоциальные, общенародные ценности о риентиры замещаются групповыми и частными интересами определенных субъектов власти. Россия — единственная страна, где не созданы нормальные условия для молодежи с целью создания семьи. Отсюда онтологический критерий — это проблема определения сущности молодежи не только как какегории будущего и настоящего, которое раскрывается через характер антиномных связей между обществом и молодежью, но и конкретные исторические средства конструирования ее реальности. Онтология — наука об обществе молодежи. В этом контексте она выступает как один из стуркутрообразующих элементов системы, обуславливающих ее целостность, что находит проявление в реальном положении молодежи которое релизуется в различного рода моделях социального поведения (жизненных стратегий) и зависит от того, какие ценности задает система с точки зрения своего сохранения, воспроизводства и развития общества. Онтологический критерий социологии молодежи дает нам возможность понять и раскрыть социальную сущность молодежи, которая заключается в том, что она определяет будущее, которое конструирует ее настоящее, сцелью сохранения и воспроизводства других поколений. В метафизическом контексте, молодежь — это время перехода от мира правды к миру лжи. Третий критерий: гносеологический. Объективному взгляду противопостовляется позиция субъективизма или гносеологическая позиция. Гносеология — учение о знании. Как критерий он обозначает имеющийся уровень научных знаний о молодежи и характеризует ту или иную направленность в познании молодежи, где предпочтения отдаются общепринятым, установившимся истинам, аксиомам (то, что принято без доказательства). Оценка существующей реальности на основе аксиом. Отсюда догматизация научных знаний, законов, которые не способствуют научномк познанию. Здесь следует отметить, что уровень того или иного знания всегда соответсвует уровню общественного развития человечества, так как на основе имеющегося знания решабтся значимые проблемы. Каждой эпохе соответствует свой усредненный уровень знаний, который соотвествует ее развитию и необходим самосохранению. В современных условиях проблемы между развитыми и развивающимися странами особенно задевают молодежь, которая в силу онтологической сущности и своего неусточивого социально-психологического состояния находятся в зоне повышенной опасности, что оказывает непосредственное влияние на ее поколенческое и индивидуальное становление. Россия оказалась наиболее слабым звеном в цепи демократических преобразований, что способствует росту протестных движений а разных формах и под разными идеологемами/ а с другой стороны, молодежь занимает особое место в обществе и рассматривается как активный субъект и как средство для реализации различного рода стратегий. Возникает проблема формирования новой, познавательной модели знания, социологии моложеди, ориентированной на раскрытие антиномных взаимосвязей между обществом и молодежью. Гносеологический критерий связан с пониманием социологии молодежи как такого уровня знаний, которое характеризует общую субъективныю направленность в ее изучении и ставит проблему поиска нового подхода в познании молодежи на основе целостного знания о ней. В 3 концептуальных направления теоретического осмысления молодежи: 1. характеризует молодежь как носительницу особых психо-физических свойств, где предметом исследований выступал юношеский возраст. 2. Рассматривает молодежь через совокупность присущих ей культурных свойств и функций. Предмет изучения — культурная группа (группа сверстников). 3. Трактует молодежь как объект и субъект процесса приемственности и смены поколений. С начала 21 века превалируют юновенологичекие, феноменологические направления. Западная социология изучает индивидуальные стратегии молодежи. В этом контексте можно выделить 4 исследовательских подхода: 1. молодость как проблема (Чикагская социологическая школа) — начало 20 века до второй мировой войны. 2. Молодость как развлечение. Молодежь — гомогенная, однородная группа и чем она отличается от других групп. 50-60 годы. 3. Изучалась студенческая молодежь в контексте революционных движений. Теория конфликта поколений. Середина 60-х годов 4. 80-90 годы. Проблема идентичности, молодежные субкультуры. 5. Социально-экономические проблемы. Россия: 1. молодежь как объект социалистического воспитания. 2. Молодежь как субъект общественной жизни, ее интересы и ценности. 3. Социально-профессиональные проблемы молодежи. 4. Изучени формальных и неформальных объедидений молодежи. В современных условиях в силу различных проектах о молодежи существуют: макросоциальный подход к молодежи гуманистическая концепция (Ильинский) концепция социализированной нормы (Ковалева) концепция социального вопроизводства. В России 3 подхода к изучению социологии молодежи: 1. научный — изучение молодежи в ее становлении и развитии. 2. Негативистский — критически осуждающий молодежь. 3. Восторженно-оптимистический — идеализация и захваливание молодежи. Рынок труда, потребительское поведение, социальная защита, образование исследуются при изучении молодежи. К концу 20 века научное познание молодежи базировалось на представлении традиционном и неклассическом представлении. 1. молодежная проблематика — отклонение от устойчивости, нормативности. Изучение молодежи направлено на изучение средств встраивания общества в структуру общества. 2. Молодежь — результат субъективных представлений о молодежи, который существует в обществе. 3. Продлема молодежи и сама молодежь становится актуальной тогда, когда ее проблематика ставит под сомнение нормальное развитие общества. Четвертое: институциализационный критерий. Определение предметных границ. Нортон: институты — это созданные чловеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми. Институциональные изменения определяют то, как общество развивается во времени. По мнению специалистов, современная социология включает в себя свыше 50 специальных теорий, имеющих разный статус (фундаментальный, прикладной). Их положение полностью не осмысленно. Институционализация социологии молодежи (становление ее предметной области) проходило по 3 направлениям: 1. прикладные исследования молодежи в рамках различных дисциплин. 2. Теоретико-методологические исследования. 3. Организационно-практические исследования. Начало процессу институционализции социологии молодежи как особой области научного знания связано с двумя фактами конца 60 годов. По всей Запалной Европе прокатилась волна молодежных протестов и появление молодежных субкультур. В 1970 году на социологическом конгрессе в стурктуре международных социологич организаций был создан исследовательский комитет по социологии молодежи. Возраст, социальный статус, соц-психологические свойства молодежи — предмет социологии молодежи. 1972 год: предметное поле социологии молодежи было уточнено и были выявлены новые их особенности: 1. социология молодежи — особая область общей теории социализации. Социология молодежи всегда зависит от того, какие общественные и политические взгляды доминируют в данный момент. Молодежь подчиняется методам и целям властных элит. 2. Социология молодежи должна заниматься кругом социологических проблем молодежи, а не амальгамы разных напралений исследования молодежи. Репродукция, проблема образования и социального расслоения общества — объект изучения. Согласно Розенмайеру, вмпредметном поле социологии молодежи можно выделить 4 особенности: 1. см — направленность на поиск системных свойств и закономерностей анализа взаимодействий подростков и юношей с другими возрастными 2. группами,организациями. задача см — исследовать воздействие общества в целом, его отдельных институтов на молодежь. 3. Предмет см — характер изменения социального статуса молодежи, повышение, сохранение или понижение статуса. Если происходит снижение соц статуса молодежи, то происходит отклоняющееся поведение. 4. См не должна заниматься восхвалением государства и нацелена на согласие между имущими и подвластными. Американская социология в качестве предметной области см выделяла те факторы срвременной социальной дествительности, которые определяли проблему поколений — разрыв между убеждениями и делами молодых людей и ожиданиями взрослых. Современное поле исследования см: 1.1 молодежная культура и новые социальные движения в условиях цифровой революции 1.2 молодежь в странах с переходной экономикой (проблема противостояния этнического большинства и меньшинства) 1.3 массовое образование и проблема трудоустройство 1.4молодежь и конструирование студенческой индивидуальности 1.5молодежь в условиях глобализации 1.6проблема работы с молодежью 1.7взаимодействеи поколений 1.8насилие среди несовершеннолетних.
5. этико-нравственные, морально-правовые основы целостной науки о молодежи. Я родилась в 1991 году, как раз в то время, когда распался Советский Союз. Я не знаю, как жили люди в то время и могу судить по тому, как была выстроена жизнь большинства граждан лишь на основе фильмов, книг и рассказов бабушки. Мы всегда идеализируем прошлое, и это качество, присущее всем людям. Я росла в стране, которая находилась на перепутье, когда было не понятно, что теперь хорошо, а что плохо, какие у общества идеалы, нормы и ценности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |