|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод социологии культуры в трудах классиков и современности. А.Вебер как создатель культуры социологииАльфред Вебер. Социология культуры. 1868-1958 А.Вебер считается создателем социологии культуры – культур социологии, как науки, главная задача которой – целостное постижение историй человечества, понимаемой как история культуры. Главная идея – исторический подход к культуре. Культура как целостность и исторический процесс, как процесс социокультурной динамики. Дружба с Максом Шеллером (создатель культурной антропологии) Под влиянием экзистенционализма – под финал творческой жизни. Основные труды А.Вебера: «История культуры как культур социологии» (1935), «Принципиальное замечание к социологии культуры», «Германия и кризис европейской культуры», «Прощание с прежней историей». Главная задача в данном случае – рассмотрение истории культуры, как некой тотальности, всеобщности. Раскрытие того общего, что присуще развитию всех культур. Главная задача социологии культуры - раскрытие того общего, что присуще истории культуры разных стран и народов. СК – наука-лидер, интегрирующая наука Частная гуманитарная дисциплина рассматривает материальный аспект культуры. Духовная культура, которая включает в себя музыку, религию, философию… – главное звено культуры, а не способ производства (А.Вебер) А. Вебер делает вывод, что история культуры, как общей науки - не существует, т.к. исследователи упускают из виду духовный компонент культуры, являющийся ее стержнем. Существует три аспекта тотального исторического процесса: 1) Культурный; 2) Цивилизационный; 3) Социальный. Культура возникает тогда, когда человек поднимается над уровнем витального бытия (физиологического). Цивилизация связанна с рационализацией бытия, с овладением человеком силами природы. Невозможно перенесение культуры во времени и пространстве, без изменений. Цивилизация переносима, ее плодами пользуются все без исключения народы, в разной степени с разной интенсивностью. Плоды Цивилизации не создаются в процессе креативной, творческой деятельности, а открываются. Культура замкнута в том «историческом теле» и в том времени, в котором она возникла. Перенесение культуры с одной почвы на другую – невозможно. Цивилизация и ее плоды распространяются на все культуры. Цивилизационный процесс - есть общая историческая закономерность. Динамика культуры и цивилизации. Развитие цивилизации – по прямой восходящей. А развитие культуры – ломанная восходящая. Социальный аспект. Культура тесно связанна с социальным организмом, в котором она существует, поэтому нельзя культуру рассматривать в отрыве от общества.
Метод Социологии Культуры. 1) Представление о методе СК в трудах классиков социологии. 2) Представление современных исследователей о методе СК, Метод в значении методология. Э.Дюркгейм – «Метод социологии». Конкретно о СК не писал. Но занимался данной проблематикой, например социология морали. Считает что социология (на тот момент) не выделила свой собственный метод. Ни методик исследование, ни концептуальной схемы построения логики. Дюркгейм предлагает модель - «социальные факты, нужно рассматривать как вещи». Соц.Факты – практически все, что существует в этом мире (соц институты, соц взаимодействие). Эта же модель к анализу социальных фактов в сфере культуры. Дюркгейм считал, что позитивистская социология не выработала собственные методологии социологии, являлась проекцией естественнонаучных законов на общество, при теоретическом исследовании применяла общенаучные методы познания. В работе «метод социологии» Дюркгейм вводит принцип социологизма, базирующийся на объективном анализе социальных фактов. Социальные факты надо рассматривать как вещи. Эта методология Дюркгеймом применялась и к исследованию культуры.
Первым мысль о том, что СК обладает своим методом, озвучил Георг Зиммель. Создатель парадигмы «формальная социология». Культуру Зиммель видел как главную детерминанту общественного развития, определяющей политическую, экономическую и т.д. сферы. Зиммель был культурным детерминистом. Философия денег – абстрагируется от экономических механизмов появления денег. Изменение социокультурных условий для функционирования денег. Зиммель считал, что социология должна искать свой оригинальный метод, а не заимствовать его из естественных или других социальных наук. Методом этим стал формальный метод или метод поиска чистых форм обобществления (социации). Задача социологии – увидеть формы и проанализировать их. Первый подход к виденью социальной структуры вообще. В терминологии Зиммеля – социальные формы. Зиммель подробно исследовал моду, как социальную форму. Формальный метод позволяет выявить закономерности деятельности тех или иных субъектов культуры, раскрыть специфику создания, распространения и потребления артефактов той или иной культуры.
А.Вебер. Исторический процесс как тотальность. Смотришь на культуру – совокупность несвязанных элементов. Социолог должен понятий упорядочить совокупность, которую он видит. Главное – механизм группировки и типизации. Увидеть логическую взаимосвязь. Социолог культуры должен рассматривать единство материальной и духовной культуры. Метод СК по А.Веберу – это синтез разрозненных структурных элементов и процессов культуры в единое целое. Их группировка и типизация. Социолог должен стремиться раскрыть закономерности становления и развития культуры как целостности. Понять сложную систему взаимосвязи между ее элементами, уметь производить сравнение, сравнительный исторический метод.
Питерим Александрович Сорокин. (макросоциолог) По Сорокину метод СК – поиск логико-смыслового единства культуры. Три типа связи: пространственная связь, внешнее объединение и причинное функциональное единство. Высший тип связи – логико-смысловое единство. В основе – единство значений. Поиск логико-смыслового единства – задача СК.
Современные методы СК, трактовка методов. С 80ых гг 20 вк. Среди современных трактовок методов СК можно выделить подход исследователей Государственного Института Искусствознаний. Дуков, Житков, Хренов, Бояджием, Петров, Соколов. Их методология – системный подход, общенаучный метод, создан в рамках естественных наук. Культурология и СК по их мнению занимается изучение культуры как целостного отдела, как некой системы. Интересуют системные параметры – элементы культуры, компоненты, общественные параметры, связи. В центре внимания взаимосвязь отдельных элементов и компонентов культуры как системы, функционирование этих элементов, компонентов. Социолога/культуролога, важнейшим является изучение механизмов адаптации человека в конкретных условиях, а так же адаптация всей социальной системы во внешней среде..
20.11.12 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |