АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обоснование комплексной программы профориентационной работы социального педагога в школе

Читайте также:
  1. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  2. I. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
  3. I. Системные программы.
  4. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  5. II. Порядок подготовки, защиты и оценки квалификационной работы
  6. II. Работы учеников Уильяма Джеймса: Дж. Дьюи, С. Холла, Дж. Кэттела, Э. Торндайка
  7. II. Рекомендации по оформлению контрольной работы.
  8. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  9. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  10. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  11. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  12. III. Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова

Так как профильное обучение имеет несколько направлений, такие как гуманитарный, филологический, физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, социально-гуманитарный, универсальный и другие, мною было выбрано две школы, для рассмотрения разных профильных направлений. Активизирующая игра для старшеклассников, разработанная Е. и Н. Пряжниковыми является одним из эффективных методов в работе социального педагога-профконсультанта.

Предлагается несколько вариантов этой игры:

- упрошенный вариант для микрогруппы, состоящей из 3-4 человек;

- вариант для микрогруппы, состоящей из 5-6 человек («Защита профессии перед родителями»);

- вариант для работы с классом.

Во всех вариантах игры организуется специальная ситуация, в которой школьники помогают друг другу планировать свой профессиональный и жизненный путь под наблюдением психолога Естественно, не следует переоценивать реальную помощь подростков друг другу в самоопределении при проведении подобных игровых процедур: главное предназначение данной методики — формирование у подростков готовности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и умения делать обоснованный выбор. Вариант для микрогруппы (3-4 человека).

Игру нужно проводить после уроков в отдельной комнате (классе). Этот вариант игры может занять по времени 1,5-2 часа. Игра рассчитана на учащихся 9-11 классов.

Этапы игры.

Первый этап. Группе из 3-4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1-2 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы.

Участники распределяют роли- Ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «учащегося». Каждый «учащийся» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора и нередко дают не совсем удачные рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Но ему важно сдержать эти порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.

Вмешательство ведущего оправдано в следующих случаях:

- игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный:

- кто-либо из участников (особенно игрок в роли «профконсультанта») уверенно дает совершенно неприемлемые рекомендации, а другие искренне с ним соглашаются;

- участники сами просят ведущего дать им конкретную справку или информацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учебные заведения и т.п.); - участники слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;

- некоторые участники ведут себя слишком активно, а другие занимают откровенно пассивную позицию (заметим, что такое Распределение активности - показатель низкой эффективности игры);

- участники явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на первом этапе — создать такую ситуацию, чтобы школьники поняли сложность настоящей профконсультацни и сами обратились за помощью.

Второй этап. Через некоторое время подростки, как правило, сами катаются за помощью к ведущему. Они интересуются, как лучше и правильнее организовать консультационную беседу. Прежде всего, ведущий может подсказать, какие вопросы следует задавать «консультируемому». Среди них могут быть такие: какие у ученика планы на будущее, какую профессию он выбрал и куда собирается поступать, как он себе представляет возможные трудности, как собирается их преодолевать и т.п.

В основу консультационной беседы можно положить основные факторы выбора профессии, выделенные Е.А. Климовым: наличие личного профессионального плана, учет своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет мнения родителей и сверстников, сведения о престижности выбираемой профессии и места учебы, а также потребность в профессии на рынке груда Распределение ролевых позиций в игре предполагает, что «учащийся», «родитель» и «профконсультанты» должны вести себя соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и правильные советы должны давать только «консультанты».

Третий этап. Каждый высказывает свои пожелания «учащемуся», а он либо соглашается с ними, либо нет. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то обосновывалось, то есть ведущий должен следить за тем, чтобы высказывания и обоснования участников были не столько эмоциональными и интуитивными, сколько разумными. Далее участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят быстрее и организованнее.

Вариант для микрогруппы (5-6 человек).

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии своего «ребенка». Он может использоваться как самостоятельная игра «Защита профессии перед родителямии», а может быть органично включен в игру «Профконсультация». В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

Этапы игры

Первый этап. Сначала игроки распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя,» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант может занять больше времени, чем первоначальный (см. выше).

Второй этап. Перед этим этапом проводится небольшая подготовка. Отдельно готовится к игре «семья», («учащийся» и его «родители») и отдельно «профконсультанты». «Члены семьи» сами определяют, в чем заключаются разногласия между «учащимся» его «родителями». При этом каждая сторона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше, когда родители не просто возражают против выбора ребенка, но и предлагают свой вариант). При этом может случиться, что и родители не могут прийти к общему мнению о том, что делать их «ребенку» после окончания школы. Ведущий помогает «профконсультантам» подготовиться к игре: подсказывает, какие вопросы нужно задавать «клиентам», на что обращать внимание, как вести себя в ходе консультации и т.п.

Третий этап. «Семья» кратко разыгрывает спор по поводу дальнейшей судьбы своего «ребенка». Участники должны обозначить свои основные позиции и высказать главные аргументы. «Профконсультанты» и ведущий молча наблюдают за этим. Данный этап должен занимать не более 10 минут.

Четвертый этап. Все садятся за общий стол и разыгрывается беседа-консультация Игроки задают друг другу вопросы, отвечают на них, обсуждают возникающие проблемы, спорят, обосновывая свою, точку зрения. С одной стороны, ведущий должен не допускать хаоса, неуправляемых эмоциональных споров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, ведущий должен постоянно активизировать участников и даже провоцировать их на высказывание разных точек зрения. Ни в коем случае он не должен брать всей инициативы в свои руки, то есть не превращаться в единственного (или в единственно правильного) «профконсультанта». В ходе такого разговора выявляются различные проблемы «семьи», например: лень «ребенка», его увлечение курением или даже наркотиками. В этой ситуации дети часто говорят о тех проблемах, которые их реально волнуют. Если психологу удается «раскрутить» участников на такие откровения, то это один из показателей заинтересованности игроков, возникшей при проведении данной методики. Но эта игра направлена на профессиональное самоопределение, поэтому ведущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помочь «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонимание в семье.

Пятый этап. В заключение подводятся итоги: каждый участник по очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся», а затем и сам «учащийся» высказывает свое отношение к этим рекомендациям.

Далее выбирается новый «учащийся» и игра повторяется. Вариант для работы с классом.

Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, чем предыдущие варианты игры «Профконсультация». Однако в этом случае качество (обстоятельность) бесед и обсуждений будет намного скромнее. Этот вариант занимает по времени один урок (хотя возможно и «которое Сличение времени в зависимости от школьного расписания).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)