|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия брак и семьяПонятия «брак» и «семья» в обыденной жизни часто употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей взаимосвязано. Но это, скорее, не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как они могут существовать и самостоятельно. И в науке принято их разграничивать. Рассмотрим каждое из них. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак – это общественный институт, который регулирует отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества. При заключении брака общество негласно берёт на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым - за будущее семьи. Значение брака в повседневной жизни людей может закрепляться его церковным таинством. Супружеские отношения освящаются церковью, что означает их неразрывность, постоянство, долговечность. Один из ведущих специалистов в области социологии семьи А.Г. Харчев [ 7 антонов] определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. С.И. Голод обращает внимание на то, что «брак представляет собой в целом исторически разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, которое направлено на поддержание непрерывности жизни». [8] Брак -исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности. [1, с.400] В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране супружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака. Главными чертами, характеризующими брак по современному законодательству, являются: - брак - это союз мужчины и женщины; - союз добровольный и равноправный; - не временный, а, как правило, пожизненный; - направленный на создание семьи и рождение детей; - заключенный по определенным, установленным государством правилам и порождающий вследствие этого супружеские права и обязанности. Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом, материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. Также предусмотрен комплекс норм, регулирующих расторжение брака: характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода. Культурные нормы регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределение власти и обязанностей между супругами, отношения после развода. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом. А вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от образования индивида. В современном мире наблюдается значительная вариативность моделей брачных отношений, формируются браки, являющиеся альтернативами классической моногамии. Об этом будет подробнее описано во второй главе. Понятие "семья" предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Именно такой подход выражен в формулировке С.И. Голода, который рассматривал семью «как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства». [8] Многие специалисты обращаются к определению семьи, предложенное А.Г. Харчевым: "Семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения". [3] Приведём ещё одно определение семьи. Семья – это социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обуславливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода, как физического, так и духовного воссоздания общества. [1, с.399] Как видим, семья представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью социологи и рассматривают с двух позиций: как малую группу и как социальный институт. В чём состоит различие между этими двумя понятиями? Они довольно существенны. Если социальная группа — это совокупность взаимодействующих людей, индивидов, то социальный институт — это система социальных связей и совокупность социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. [10] Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Основные признаки семьи: - брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; - совместное проживание; - общий семейный бюджет. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. При анализе семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. В современной социологии в зависимости от того, как решается в семье вопрос о лидерстве, отмечают три основные типа семьи: 1. Традиционная (или патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально-четкое распределение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства. 2. Нетрадиционная семья, где сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей традиционных без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, потому что наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает исключительное право на домашний труд. 3. Эгалитарная семья (семья равных), для которой характерны: а) справедливое пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем и совместное принятие важнейших для семьи решений: в) эмоциональная насыщенность отношений. Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, чем их фактическое поведение, или, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. Сущность семьи отражается в ее функциях. Функции семьи – это способы проявления ее активности жизнедеятельности семьи и ее членов во имя семьи и её блага. [11 бурова] В литературе существует довольно большое количество классификации функций семьи. Одна из них предложена россиянином М.С.Мацковским в работе «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики». Согласно этой классификации выделены десять следующих функций: [12] - репродуктивная - воспроизводства населения; - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; - хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; - функция духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; - социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; - досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; - эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; - сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений; - сексуальная. В современной семье эта функция отделена от репродуктивной и существует самостоятельно. В социологии семьи приняты общие принципы выделения типов семейной организации в зависимости от: - от формы брака: моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, муж имеет право иметь несколько жен. -по социально-классовому признаку: семья рабочего, работника сельскохозяйственного производства фермера, арендатора, кооператора, представителя интеллектуального труда и т.д.; -по типу поселения: городская, сельская; - по национальному признаку: однонациональная, межнациональная; -по времени существования: семья молодоженов; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; пожилые супружески семьи и т.д.; -по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная семья (семья моряков, полярников, артистов, геологов, крупных спортсменов, космонавтов) и др. Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей. При всем многообразии определений понятия "малая группа" можно выделить основное его содержание. Малая группа -- это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. [13http://otherreferats] Основными признаками малой группы являются следующие: · общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
· личный контакт между членами группы; · определенный эмоциональный климат внутри группы; · особые групповые нормы и ценности; · физический и моральный образец члена группы; · ролевая иерархия между членами группы; · относительная независимость (автономность) этой группы от других; · принципы приема в группу; · сплоченность группы; · социально-психологический контроль поведения членов группы; · особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы. Семью относят к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный "язык семьи", освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |