АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческое направление в социологии семьи и брака

Читайте также:
  1. III. Функции семьи
  2. XIV. ВНЕ СЕМЬИ — ЯЗЫК БУРУШАСКИ (ВЕРШИКСКИЙ)
  3. Анализ воспитательного потенциала семьи. Методы изучения семьи.
  4. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
  5. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  6. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  7. Ананиз семьи как института и малой группы.
  8. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  9. Взаимовлияние семьи и других институтов общества
  10. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  11. Вильфредо Парето и его место в социологии
  12. Возникновение и развитие социологии

 

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. [2 bibliofond.]

Английский философ Томас Гоббс опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо отрицал правомерность общественного неравенства между полами, но вместе с тем обращал внимание и на их природные, функциональные и социальные различия. В связи с этим он предлагал подходить дифференцированно к особенностям женщины и мужчины. В своих трудах Руссо отмечал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ …[3 http://igkrasn]

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, которые отождествляли понятия брак и семья. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. [4 Голод С.И. «Личная жизнь, любовь,]

Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Но, несмотря на это, есть немало и особенного, специфического. Так, например, было доказано, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Кроме этого, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:. [ 5. Семья_как_социальный_ ]

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина - с несколькими мужчинами. Шотландский учёный Джон Мк-Ленон в своём исследовании «Первобытный брак» описал экзогамные и эндогамные браки.

Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли дальнейшую разработку в трудах Дж.Леббока, который доказал существование группового брака.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». По его схеме брачные отношения прошли путь от беспорядочных половых связей к моногамии. Морган проанализировал систему родства на разных континентах. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. По мнению Л. Моргана, род в своем развитии прошел последовательные стадии: [6. http://student. ]

1. Кровнородственная семья основана на групповом браке между братьями и сестрами. Такая форма семьи соответствовала уровню развития производительных сил низшей ступени дикости, когда люди занимались в основном присвоением готовых продуктов питания, преимущественно растительной пищи.

2. Пуналуальная семья - семья, в которой запрещались половые связи между родителями и детьми, родными братьями и сестрами. Однако двоюродные и троюродные сёстры были общими женами своих общих мужей. Эти мужья называли друг друга не братьями, а «пуналуа» – близкими товарищами. Пуналуальная семья соответствовала уровню развития производительных сил средней ступени дикости, когда люди располагали большим количеством неотшлифованных каменных орудий, широко пользовались огнем и употребляли в пищу рыбу.

3. Синдиасмическая, или парная семья пришла на смену пуналуальной семье. Она вытеснила присущий дикости групповой брак. При парной семье мужчина живет с одной женой. Однако брачные узы здесь легко расторжимы. Хозяйство и воспитание детей носит общеродовой характер.

4. Патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые, как правило, вели затворнический образ жизни. Главная цель создания такого вида семьи – установление отцовской власти над группой лиц для обработки земли и охраны домашних животных.

5. Моногамная семья возникла с развитием производительных сил, скотоводства, появлением частной собственности. В брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. История такой формы семьи насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет усовершенствоваться и существовать до тех пор, пока не наступит равенство полов и равноправие брачных отношений.

Смена одной формы брака другой происходит плавно, почти незаметно.

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказывали, что производство средств жизни и производство самого человека взаимосвязаны с семьёй. Эту же идею поддержал и В. И. Ленин, который отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.

Определённый вклад в развитие науки о семье внёс французский социолог Э.Дюркгейм. Именно ему принадлежит формулировка закона «контракции» (сжатия) семьи от широкого круга родственников к более узким группам.

Первая половина XX века характеризуется усилением внимания к социальным проблемам семьи. Середину XX века в развитии социологии семьи назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)