|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Присяга врача Советского Союза≪Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечествен- ной медицины, во всех действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности леред Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь≫. Присяга советского врача — документ огромной важности. В тексте ее не только сохранены торжественность стиля и ответственность врача за судьбы больного, но показаны профилактическая направленность советской медицины, долг медицинского работника перед обществом, перед народом, Советским государством, вместе с тем в ней подчеркнуто величайшее значение принципов коммунистической морали и продемонстрировано глубокое уважение благородных традиций отечественной медицины. Крылатыми стали слова отца медицины Гиппократа: ≪Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет ≫. В этом ≪утешении≫ —глубокий медико-психологический смысл. Мыслители Древнего Рима развивали передовые взгляды на межчеловеческие отношения. Цицерону принадлежат слова: ≪Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу≫. Слова эти легли в основу и повседневного врачевания. Общение греков с персами обогащало опыт греческой медицины. Большого расцвета достигли медицинские школы (примерно в 350 г. до н. э.), а такая школа, как Джуди Шапур, превратилась позднее в крупнейший центр медицинского образования. Упадок греческой и римской культур сопровождался долгим периодом застоя в медицинской практике. Однако прогресс истории неизбежен. В начале IX века н. э. значительно возрастает роль Багдада, куда и были приглашены многие педагоги школы Джуди Шапур. В медицинских школах Багдада получает распространение метод преподавания у постели больного, который сохранился и до наших дней. В связи с этим все большее значение приобретала необходимость осмысливания психологии взаимоотношений врача и больного, резко возросло значение психологических критериев и, в частности, необходимость разработки вопросов о том, каково значение психической индивидуальности больного в возникновении и течении болезней у него, какова роль психологических особенностей врача и больного в обеспечении наиболее полного контакта между ними, каково влияние особенностей психики больного на формирование разных болезней и др. По сути дела зарождались те основы медицинской психологии, которые были впервые систематизированы лишь в начале XX столетия. Медицинские школы Багдада пользовались авторите- том во всех высокоразвитых странах мира. Представитель исламской медицины Рхазес (Абу Бекр Мухаммед Ибн Закария ар-Рази, 865—925 гг. н. э.) был не только основоположником больничной службы, основателем медицинских консультаций, но и мастером врачебной этики и психологических методов обеспечения здоровья людей. Другой выдающийся представитель восточной медицины того периода таджикский мыслитель и врач Авиценна (Абу Али Ибн Сина, 980—1037 гг.) прославился своим ≪Каноном врачебной науки≫,—≪медицинской библией≫, опубликованным в 1020 г., переведенным на многие языки мира. Этим руководством на протяжении 700 лет пользовались медицинские школы Европы как самым известным учебником медицины, когда-либо изданным. Заслуги Авиценны чрезвычайно велики и вряд ли нуждаются в перечислении. Важно, однако, подчеркнуть; что, как и его предшественники, Авиценна обеспечил дальнейшее эмпирическое развитие правил о взаимоотношениях врача и больного, науки о предупреждении болезней и, в частности, будущих разделов психогигиены. Ему принадлежит одно из наиболее ранних утверждений, что ≪местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг≫, что чрезмерное бодрствование портит натуру мозга и производит помешательство, что в результате уравновешивания характера достигается сохранение здоровья ≪одновременно как для души, так и для тела≫. Низами (1140—203) в своей книге ≪Четыре беседы или рассуждения≫ подробно останавливается на характеристике качества врача и считает неотъемлемыми для него благородство, чуткость характера, нежность и мудрость натуры, умение устанавливать известное из неизвестного, способность логически мыслить, глубоко правильно понимать и учитывать в лечении сложные переживания больного. После средневекового царства тьмы, невежества и мракобесия XV век оказался высокоблагодетельным для человечества. Век возрождения прославился бурным расцветом искусств, развитием научной мысли и вместе с тем подъемом научной и практической медицины. Систематические начала анатомии, заложенные Веза- лием (1543), открытие кровообращения (1628) Вильямом Гарвеем (1578—657), а позднее исследования Морганьи об изменениях внутренних органов у больных (1761) закладывают научные основы понимания болезней. Многовековой период эмпирического лечения болезней, который фактически протекал даже без знания основ болезней, сменяется началом широкого изучения механизма болезней, их природы. В эпоху Ренессанса процветали итальянские медицин- ские школы в Падуе и Пизе, где обучалось много студентов из разных европейских стран. Одна из задач медицины того времени состояла в поисках дальнейшего улучшения принципов и практики медицинского обслуживания, в частности, путем совершенствования подготовки медицинских работников. Быстрый рост медицинских школ и лечебных учреждений в странах Европы способствовал решению этих сложных задач. Наряду с физическими и биологическими методами лечения больного, применением достижений общей гигиены для предупреждения болезней, в охране здоровья человека все большее место занимают психологические методы устранения и исправления болезненных явлений и, в частности, методы психопрофилактики и психогигиены, хотя до систематики этих методов было еще далеко. После открытия в 1518 г. Линакром в Лондоне Королевского колледжа врачей и начала курса лекций по медицине в Оксфордском и Кембриджском университетах в Англии значительно укрепляются представления о врачевании. Локк и Сиденгам неоднократно обращались к систематизации качеств, необходимых студенту-медику. Сиденгам специально подчеркивал роль психики в развитии болезней внутренних органов. Локк и Сиденгам учили, что студент должен совершенствовать в себе наблюдательность и индуктивный метод исследования, больше практиковаться в своем профессиональном мастерстве, познавать и понимать основные причины, законы и ограничения медицины, быть серьезным, пытливым, настойчивым, склонным к исследованию, к неустанным поискам причин. Вместе с тем он обязан всегда оставаться порядочным, душевным, заботливым, внимательным по отношению к больному. Углубление знаний о морфологической и патоморфоло- гической основе болезней внутренних органов побуждает к поискам методов прижизненного исследования их у больных. Знаменитыми событиями XVIII и XIX веков явилась разработка ставших традиционными методов перкуссии [Ауенбургер, 1761], аускультации [Лаэннек, 1819] и пальпации [Образцов В.П., 1887]. В результате мновеко- вые принципы распознавания болезней путем наблюдения больного дополнились методом активного непосредственного исследования врачом его организма. В свою очередь расцвет физиологии, особенно благодаря исследованиям И. Мюллера, Клода Бернара, И. М. Сеченова, обеспечил начало изучению функциональных изменений в организме и широкому использованию функциональных (инструментальных) методов в распознавании болезней (измерение артериального давления, определение функций кровообращения, дыхания, секреции желез желудка и др.), а позднее рентгенографии (1895), электрокардиографии (1903) и, наконец, электроэнцефалографии (1929). Одновременно обогащаются и сведения о психологии больного человека. В начале XIX века значительно возрастает авторитет французской медицинской школы. Крупнейшие представители ее: Морель, Маньян, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабин- ский—не только утверждали роль психики в развитии болезней внутренних органов, но и выполняли исследования, направленные на разработку закономерностей ее влияния. В университетах Германии этого времени впервые вводятся лабораторные методы работы студентов. Становится все более полным и разносторонним представление о медицине как о науке, представление о медике как о специалисте, который получает необходимую подготовку в первую очередь для предупреждения и лечения болезней. Формируются тот тип медика, те отношения врача и больного, которые в основном типичны для нашего времени. Большое значение для правильного понимания роли психического и соматического в происхождении болезней имел знаменитый спор ≪психиков≫ и ≪соматиков≫, развернувшийся в 20-х годах XIX века в Германии. Столкновение двух крайних позиций привело к поражению мистико- идеалистических взглядов ≪психиков≫ и к победе ≪соматиков ≫. Наиболее существенным в этом споре явилось утверждение Гризингера о том, что ≪психические болезни— болезни мозга≫. Результаты этого спора не могли не сказаться на изменении отношения врача к больному человеку. Развитие самобытной русской медицины отличалось, в частности, тем, что уже основоположники ее обращали внимание на необходимость строгого учета психологии больного. М. Я. Мудров в книге ≪Слово о способе учить и учиться медицине≫, изданной в 1820 г., т. е. в те годы, когда в Германии еще оставалось много приверженцев школы ≪психиков≫, говорил молодому врачу: ≪Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее≫1. Каждое действие врача должно быть продуманным и построено с таким расчетом, чтобы все элементы его лечили. Касаясь процедуры прописывания рецепта, М. Я. Мудров учил, что даже к этому, как будто формальному- акту нельзя•подходить механически, бездушно, нужно ≪протолковать больному и предстоящий образ употребления прописанного лекарства и сказать вкус, цвет, запах и действие оного. Тогда больной будет принимать его с восхищением: а сие восхищение, радость и Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |