|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изобразительное искусство ТатарстанаВведение Художественное образование является отражением культурного наследия каждого народа, его многовековых традиций, обычаев и нравов, национального самосознания. Возросший интерес к прошлому ставит перед историей педагогики задачи более глубокого изучения и обобщения педагогического наследия каждого народа. Изучение истории становления и развития художественного образования татарского народа позволяет раскрыть основу социально-культурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет неизменной гордости. Весьма актуальным в этой связи является изучение истории становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв. Актуальность изучаемой проблемы обусловлена потребностями современного общества, заявленными в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (от 28.12.01, № 1403), направленной на формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественно-практической компетентности, овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов. Изучение истории изобразительного искусства татарского народа является самостоятельным направлением на художественно-графических факультетах в высших учебных заведениях Республики Татарстан (Набережночелнинский государственный педагогический институт, Елабужский государственный педагогический университет, Камский институт искусств и дизайна, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет). Теоретическое осмысление исторического опыта развития художественного образования в крае, обоснование тенденций его развития и этапов становления позволяет определить пути совершенствования содержания художественного образования в современных условиях.
Изобразительное искусство Татарстана.
Изобразительное искусство Татарстана - неотъемлемая часть многонационального искусства России и мировой культ. Изобразительное искусство в своих лучших проявлениях – это искусство утверждения и борьбы. Оно поднималось, осваивая новые темы, новые жанры. И тема труда в нем как тема творческого созидания, тема человеческого счастья, символа свободы стала естественной, определившейся почти с первых лет революции. Становление этого жанра в искусстве Татарстана началось также с 1920-х годов. Это искусство, правда, имело уже свои традиции в творчестве Н. Фешина и П. Бенькова. Такие картины Н. Фешина, как «Обливание» и «Бойня», несомненно, оказали определенное влияние на развитие татарской тематической картины. Обе эти композиции насыщены движением, экспрессией. Действие это ощущается и в «шумном», как бы наполненном голосами «Обливании», когда почти физически ощущаешь движущуюся толпу, и в «Бойне», где через жуткую сцену убоя животных Фешин передает внутреннее переживание, движение чувства. чувства. Фешинские традиции тематической картины получают свое продолжение в творчестве целого ряда художников, например, у Г. Медведева, В. Тимофеева. Картина Медведева «Грузчики на Волге», рассказывавшая о нелегком труде рабочих, не только ритмически изображенным, мерным шагом людей, но и разбеленным колоритом композиции напоминает уроки Фешина. Тимофеев создает красочное полотно «Марийская свадьба», которая и насыщенностью действия, и звоном бубна, и поющими голосами вызывает у зрителя чувство сопричастности к происходящему действию. Художников 20-х – 30-х годов П. Радимова, П. Байбарышева, И. Князькова интересует жизнь, быт и история народов Поволжья; они передают эту жизнь трогательно тепло, решая композиции в передвижнически жизнеподобной форме, придавая большое значение не только целому, но и отдельным деталям. Картинам Б. Урманче, созданным в 20-х годах, присуща иная манера исполнения – поэтически-возвышенная, не прямо отражавшая действительность, а показывавшая ее чуть преображенной. Это относится к таким его произведениям, как «У переправы», «У сепаратора». Первое – легкий, изысканный, чисто импрессионистический этюд, жанровая сценка. Полотно «У сепаратора» можно назвать портретом-картиной. Образ татарки, изображенной в интерьере деревенской избы, рядом с привычными ей предметами, становится обобщающим, благодаря глубокому смыслу, заложенному в картине. Художник откровенно любуется неброской, застенчивой красотой молодой женщины в национальной одежде.
Скульпторами-классиками в республике по праву считаются Б.Урманче, С.Ахун, А.Абдрашитов. Демократические перемены в обществе, произошедшие в последние 10 лет, дали новый толчок развитию изобразительного искусства в республике. Возросший интерес детей и молодежи к творчеству поддерживают многочисленные художественные школы и кружки, действующие в Татарстане. Новые перспективы перед молодыми художниками республики появятся и после открытия первого в истории республики высшего художественного учебного заведения - филиала Московского государственного художественного института им. В.Сурикова. В.Турин, Э.Турнерелли, А.Ракович - художники, известные более всего тем, что оставили графические работы с изображением Казани, ее архитектурного облика начала ХIХ века. Это были небольшие композиции, выполненные где карандашом, где тушью - чуть заметными росчерками пера. Тонкие, изысканные линии передавали силуэты старинных зданий. Иногда рисунки подкрашивались мягкими и чистыми тонами акварели, что придавало им завершенность и колористическое богатство. Таковы, например, архитектурные пейзажи А.Раковича "Вид на Федоровский монастырь" или "Казань от Услона". Коричневой акварелью выполнены работы Э.Турнерелли "Вид Кафедрального собора", "Сююмбика". Из живописцев в первой половине XIX века в Казани работал Л.Крюков, автор ряда портретов местной интеллигенции того времени и представителей светского общества. Позднее в Казани работают живописцы З.Иванов, Р.Ступин, Ф.Мелентьев. Их работы хранятся в Национальном музее и Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. С Казанью и местным краем связаны некоторые страницы творчества ряда известных русских художников второй половины XIX века: И.Журавлева, В.Худякова, К.Гуна, Л.Каменева, В.Якоби, И.Шишкина, А.Боголюбова. Но главный фундамент для будущего развития изобразительного искусства Татарстана заложило открытие в Казани в 1895 году художественной школы, которая очень скоро стала центром художественной жизни всего Среднего Поволжья. Стены школы помнят таких ярких и своеобразных живописцев, как Н.Фешин и П.Беньков, от которых искусство Татарстана получило основной импульс своего развития. Впервые по-настоящему в блистательном классически реалистическом творчестве этих художников раскрылась тема труда, быта, жизни простых людей; впервые были созданы великолепные портреты людей из разных слоев казанского общества. Кроме того, и Н.Фешин, и П.Беньков, а несколько позднее - П.Радимов стали также основоположниками пейзажного жанра в искусстве Татарстана.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |