|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные школы в философии Древней ИндииВ древнеиндийской философии существует ортодоксальные школы. К ним относятся школы «ньяя» и «вайшешика», возникшие как независимые, а впоследствии слившиеся в одну школу. Сторонники данных школ считали, что атомы, не различаясь, с одной стороны, с точки зрения размера и формы, с другой стороны обладают различающими их качествами, такими как: вкус, температура, цвет и другие. Но все-таки их учение заметно отличалось от атомистических учений, которые были созданы в Древней Греции. Различие состояло в том, что вайшешики считали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, управляющий нашим миром. Школа «ньяя» известна нам также наличием сложной логической системы, в основе которой лежало выделение 7 следующих категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Не смотря на то, что число категорий не совпадает с системой, созданной Аристотелем, между ними можно найти довольно интересные соответствия. Основная цель логического учения - это формулировка рекомендаций о правилах вывода. Санкхья и йога — два других, схожих между собой, течения индийской мысли. Отличия между ними сводились к тому, что сторонники школы санкхья в основном занимались онтологическими вопросами и создали собственную картину мира, а сторонники школы йога больше уделяли внимания практической жизни. Единственное существенное отличие между ними заключается в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, а в школе санкхья существование этого существа отрицалось. В основе дуалистического учения Санкхья лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Дух можно приравнять к сознанию, а материю — к телу. Как было указано ранее, школа йога на основе представлений, которые были сформированы в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы человеческого поведения. Согласно данному учению, спасение человека состоит в осознании того факта, что дух абсолютно не зависит от материи. Сторонники школы йоги для того, чтобы достигнуть спасения, разработали особенные практики, в основе которых лежали аскеза и медитация. Учение, занимавшееся проблемами толкованием ведических текстов (герменевтики), называется Миманса. Данное учение разработало систему понимания, которая направлена на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Сторонники этой школы рассматривают Веды не как творение конкретных людей, а как божественное откровение. Поэтому они исключали возможность каких бы то ни было ошибок в них. Миманса так же является дуалистическим учением. Представители этой школы считают, что реальными являются как и душа, так и тело. Сторонники школы миманса создали особенную теорию познания. Они считают, что любое познание опирается на шесть источников: восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Если первые пять источников познания в целом понятны для европейского человека, то шестой требует комментариев. Под невосприятием сторонники школы имеют ввиду отсутствие того, что ожидается. К следующему виду школ, неортодоксальным школам, относятся буддизм, джайнизм и локаята. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на данный момент является одной из ведущих мировых религий. Буддизм - это религиозно-философская школа, которая проповедовала избавление от страданий с помощью отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Личность Будды была окутана легендами еще при жизни. Бытует мнение, что перед беременностью матери Сиддхартхи Гаутамы явилось предзнаменование: во сне ей приснилось, что белый слон вошел в ее тело. После этого, она поняла, что ее ребенок будет великим человеком. Когда он появился на свет, отец Будды старался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем нужды, чтобы в его жизни отсутствовало горе. Отец не выпускал Будду из дворца. Но Сиддхартха желал узнать реальную жизнь и тайно выбрался в ближайший город. Во время данного путешествия Будда столкнулся со смертью, болезнью и старостью. Он испытал острое страдание, когда осознал, что счастье и наслаждение не вечны. Пытаясь найти путь освобождения от страданий, Сиддхартха покинул родной дворец и обратился к духовным поискам истины, которую он познал находясь в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи. Школа Буддизма возникла как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждается равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человек, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, позволяющему наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы и переселение душ. Исходя из закона причинности, элемент сознания не исчезает полностью из круговорота жизни с нашей смертью, он снова проявляется в другом месте и форме. Смерть и рождение являются важными событиями, но они все равно лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Значит, становится очевидным, что психический мир у новорожденного не возник ниоткуда, он уже при своем рождении являет собой лишь следующее мгновение для ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, предшествовали отдельные частицы материи. Таким образом, нужно понимать каждую новую жизнь как результат прежних существований, как перерождение. Нахождение в проявленном круговороте бытия, то есть сансаре, сопровождается страданием, но старание несет в себе возможность свободы. Согласно учению, страдания пропадают, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин: истины о существовании страдания, истины о причине страдания, истины о прекращении страдания, и истины о Пути. Страдание, по буддизму, являет собой фундаментальную характеристику бытия как такового. Все есть духкха — страдание. Если следовать этому учению, даже удовольствие есть страдание, так как, во-первых, оно преходяще, а во-вторых, достигается человеческими усилиями и трудом. Это первая Истина. Вторая Истина показывает на происхождение страдания от желаний, страстей, влечений и привязанности к жизни. Вторая Истина подразумевает, что если бы не было жажды жизни, то не было бы и страдания. Третья Истина — повествует о том, что от страдания действительно можно избавиться. Третья Истина утверждает, что существует состояние, в котором нет страдания. Данное состояние называется нирвана. Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирваной называют состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое выразить словами невозможно, его можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания. Четвертая Истина гласит, что имеется так называемый восьмеричный Путь, который ведет к нирване. Он состоит в правильной вере, правильном стремлении, правдивой речи, добром поведении, честном способе добывания средств к жизни, истинном старании, правильной памяти и правильном сосредоточении. В Буддизме подчеркивается, что освобождение человека от человеческих страданий - это результат усилий самого человека. Архаты и бодхисаттвы, которые неустанным совершенствованием достигли состояния просветления, могут только наставлять живые существа на Путь освобождения. Исходя из этого, буддизм, как, в принципе, и философия индии, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, которые стоят перед человеком. Решимость победить страдание и никогда более не рождаться в сансаре предполагает собой неустанное самосовершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и является ключом к обретению мудрости, которая ведет к просветлению, сутью которого является устранение себя как эмпирического существа, разум которого, в итоге, достиг уничтожения желаний. Еще одна религиозно-философская школа индийской философии, родственная буддизму, которая была названа по имени 24 святых проповедников джайна - Джайнизм. В его основе также лежит противопоставление между телом и душой. По джайнизму, человек обладает индивидуальной, независимой, отдельной от, других душой. Помимо души также существует неодушевленная материя, из которой и состоит мир. С точки зрения данной школы, в основе мира лежат четыре основных элемента: воздух, огонь, вода и земля. Материя, по мнению джайнов, живой организм не может быть сформирован без участия души, которая рассматривается ими как организующее начало. Соответственно признается, что душой могут обладать люди, животные, растения; отличия последних от человека заключается в том, что души их менее сознательны. Конкретным проявлением этого является тот факт, что человек обладает пятью каналами восприятия мира и превосходит все остальные живые организмы и с этой точки зрения. С точки зрения дайнизма, растения получают информацию об окружающем их мире только при помощи осязания, а у животных имеется два, три или четыре канала восприятия. Человек, который обладает наиболее развитой душой — может совершенствоваться. Правда, для этого приедется отказаться от материальной основы. Локаята – наиболее известная школа древнеиндийских материалистов. По традиции возникновение данной школы связывают с именем мифического мудреца, которого звали Брихаспати. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Школа пережила яркий расцвет и пользовалась большой популярностью среди людей, однако впоследствии философские работы данного направления были уничтожены брахманами, и она утратила свое влияние. Представители локаяты считали, что мир произошел из первоначала, которому были присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых, как они считали, и состоит мир. Школа «чарвака», считавшая, что сознание представляет собой соединение всех четырех начал. Естественно, сами по себе эти начала сознанием не обладают, а вот при их соединении возникает сознание как некое новое качество. Школа «чарвака» была очень влиятельной в определенный период истории древнеиндийской мысли и противостояла буддизму. Согласно ее представителям, смысл жизни и мира состоит не в страдании, как это считалось в буддизме, а в счастье и удовольствиях. Хотя, данная школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |