|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Джайнизм
VI в. до н.э. был веком возникновения сразу нескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство и даосизм). Это не случайно. В истории человечества есть отчетливые рубежи, связанные с глобальной ломкой человеческого сознания. Один из таких рубежей – начало новой эры – эры христианства, а еще более ранний рубеж – середина I тыс. до н.э., о котором мы ведем речь. В это время люди постепенно освобождаются от раннего мифологического сознания, свойственного полупервобытному состоянию. Собственно только тогда появились религии в полном смысле этого слова. Они стали включать в себя определенные догматы (неизменные вечные истины, принимаемые на веру), философию, важнейшей частью которой было нравственное учение. В VI в. до н. э. в брахманистской Индии стали встречаться странные монашествующие люди. Следуя учению своей религии, они ходили без одежды и поэтому назывались дигамбары (одетые воздухом). Другая часть последователей этого учения – светамбары (одетые в светлое) надевали на себя кусок белой холщовой ткани. Головы они брили наголо, а иногда вырывали волосы с корнем. Образ жизни этих людей тоже был странным: идя по земле, они внимательно смотрели под ноги и разметали дорогу перед собой метелкой, боясь раздавить какую-нибудь букашку, а воду пили через специальное ситечко, что бы ни одно, даже самое мелкое, живое существо не было проглочено. Для этих целей свой рот они повязывали марлевой повязкой. Категорически запрещалось ночью разводить огонь – ведь в нем могли сгореть, привлеченные светом насекомые. Заниматься земледелием эти люди не могли: это занятие нарушало права живых существ, живущих на земле и под землей. Питались они исключительно растительной пищей, добытой у дикой природы. Эти люди соблюдали пять святых обетов: никого не обижать, не говорить неправды, ничего не брать чужого без позволения, сохранять супружескую верность и отречься от всего мирского. Одним словом эти люди были крайними аскетами. Члены новых общин называли себя джайнистами – по имени пророка Джайна (букв. Победитель). Но это было не имя человека, а его прозвище. Настоящее его имя было Варджаман Махавира, который жил в Индии в VI в. до н.э. Варджаман был сыном мелкопоместного князя в стране Магада и принадлежал к касте кшатриев. Еще, будучи ребенком, он совершал необычные поступки: укрощал змей и бешеных слонов, был не по годам умен. Он жил обычной для своего времени светской жизнью, но после смерти родителей оставил дом, жену, раздал имущество и стал странствовать, ведя жизнь аскета. После долгих упражнений в медитации и аскетизма Махавире открылось «абсолютное знание». С этого времени он стал Джайной – победителем своих собственных страстей. Около 30 лет пророк учил, проповедовал в Индии, приобрел множество последователей, был признан святым и умер в возрасте 72 лет, уморив себя голодом. Приверженцы джайнизма есть в Индии и сейчас, хотя от многих крайностей своей веры они отказались. Те из них, которые живут не в монастырях, а в миру, занимаются торговлей т финансовой деятельностью, ювелирным делом (земледелия они по-прежнему стараются избегать). Так что же это за явление – джайнизм. Откуда он появился. Несомненно, для такого учения в Индии была теоретическая база. Это в первую очередь течения санкхья и йога в брахманистской философии. Эти учения призывали людей к самосовершенствованию, к выходу из порочного круга страстей и желаний, к растворению человека в природе. Но в системе брахманизма было одно слабое место, которое могло не нравиться людям – кастовая система. Больше всего она не нравилась кшатриям – князьям, правителям, войнам, путь к спасению для которых был закрыт. Им могли воспользоваться только брахманы. Поэтому именно в среде кшатриев появился такой пророк как Джайна. Он и подобные ему пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к высшей духовности, к спасению, к богам. Джайнизм так и не стал в Индии массовой религией. Видимо этому помешал её крайне аскетичный характер, но поиск продолжался, и в том же VI в. до н.э. родилась новая религия – буддизм.
Вопросы семинара: 1. Истоки индуизма, ведические религии. 2. Основные положения индуизма. 3. Пантеон богов в индуизме 4. Кришнаизм, как ветвь индуизма 5. Сикхизм и джайнизм 6. Даосизм 7. Конфуцианство 8. Синтоизм
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |