АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция №7. Тема: Религии Японии

Читайте также:
  1. Авраамические религии
  2. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  3. Гипотеза возникновения тотемистических верований и развития религии
  4. ДЕ 2. Основные социологические теории религии
  5. ДЕ 4. Социальные функции религии
  6. ДЕ 5. Отношения религии и общества: религия и основные социальные институты общества
  7. Диффузная эндокринная система: АПУДоциты
  8. Доводы Корана и Сунны о том, что излишество в религии строго запрещено и является путем, ведущим к погибели
  9. Древние религии Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Иран)
  10. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  11. Економічна безпека як багаторівнева система: поняття та базові елементи
  12. Занятие № (Лекция)

Древнейшая японская мифология

Для того чтобы понять, как формировались религиозные взгляды японцев, надо познакомиться с мифологическими представлениями этого народа. Мифология японцев дошла до нас в довольно целостном виде и сейчас хорошо изучена. Два самых известных сборников мифов – Кодзики и Нихонги – были составлены в VII в. При этом составители пользовались очень древними источниками и устными преданиями.

Первый цикл японской мифологии рассказывает о сотворении мира. Первоначально во Вселенной обитали боги, по-японски – ками – абстрактные существа без определенного облика. Они сначала установили во Вселенной элементарный порядок, а затем создали землю, океан и небо с облаками.

Более поздние боги-творцы выступают парами. Наиболее популярная пара – Идзанаки (мужское начало) и Идзанами (женское). Это были первые антропоморфные боги. Они же олицетворяют отца (небо) и мать (землю). Согласно мифам эти боги, стоя на небесном мосту, погружали свои копья в океан, а затем поднимали их. С копий падали капли и загустевая, образовывали острова. Мифы рассказывают о смерти Идзанами, которая впоследствии стала богиней подземной страны мертвых, а Идзанаки (без участия женского начала) породил новых богов. Из капель воды, которой он омывал свой левый глаз, появилась богиня солнца – Аматэрасу, самая популярная богиня японского пантеона. После омывания правого глаза появился бог ночи Цукуеми, а из капель, капавших с носа Идзанаки, появился шаловливый бог Сусаноо, которому достались водные просторы.

Согласно мифу потомки Сусаноо пытались стать властителями Японии, но войну за господство над землей выиграл муж богини Аматэрасу – Ниниги, который считается не только первым хозяином земли, но и богом «изобилия рисовых колосьев» - главной зерновой культуры в Японии. От Ниниги произошел первый японский император. Считается, что все родовитые люди Японии произошли от богов, поэтому императоры, чиновники и священники-жрецы считают своими прародителями персонажей мифов.

Японские мифы, содержащие множество сюжетов, типичных для мифологии разных народов, вместе с тем очень своеобразны. Все божества японской мифологии органически вписываются в господствующую религиозную систему страны – синтоизм.

 

Религия Синто

Когда в Японию в VI в. вторгся буддизм, для того, чтобы отделить старые религиозные верования, от новых, традиционную религию стали называть каминомити (буквально – путь богов), что по-китайски звучит – синто. Европейцы заимствовали китайское название японской религии.

Синтоистский пантеон возглавляет Аматэрасу. В нем действует тысячи богов и духов (по-японски ками). Считается, что каждый из предметов или явлений природы имеет своего ками. Японцы в качестве священных почитают некоторые деревья и кустарники, животных, птиц, горы. Например, одним из мест обитания ками считается священная гора Фудзияма. Петух – священная птица богини Аматэрасу, крыса олицетворяет достаток и богатство.

Таким образом, в японской национальной религии обнаруживаются сильные элементы фетишизма, анимизма, тотемизма и древней магии. Синто – типичная политеистическая религия. Отношения синтоизма и буддизма в истории Японии не всегда были гладкими. Если в сознании простого японца не было никаких противоречий между этими религиями, то правители страны пытались использовать разные религии в своих интересах.

Важнейший элемент синтоизма – обожествление императора. Первый (легендарный) правитель Дзимму (правнук Ниниги), по японской традиции начал править 11 февраля 660 г. до н.э. Все последующие императоры считались посланцами неба. Таким образом, среди богов японского пантеона есть один совершенно особенный, а самое главное живой – это правящий император.

Власть императора была в древней японской истории очень сильной. Но, начиная с XII в., к власти в Японии пришли самураи (военно-феодальное сословие). Они посадили своих правителей – сёгунов и ограничили влияние императора только религиозными делами. Именно в это время в Японии быстро распространялись другие религии, пришедшие главным образом из Китая: буддизм и конфуцианство. Последняя насаждалась в народе военными правителями – сёгунами.

До середины XIX в. в японском народе вызревала идея о возврате к старым идеалам религии синто. Под религиозными лозунгами «почитания императоров» и возвращения к старой вере в 1867-68 гг. в стране произошла революция, вернувшая живым богам-императорам власть. В это время в Японии появился парламент, который вместе с императором мог принимать законы. В стране стал развиваться капиталистический уклад. Принцип жизни японцев стал таким – «европейские знания, наука и техника, но японский национальный и религиозный дух».

В начале ХХ в. Япония успешно экономически развивалась. Но параллельно с экономическим развитием появилось очень опасное явление: идея о божественной миссии японского народа, о его превосходстве над другими азиатскими народами. Опираясь на эту теорию, японцы стали претендовать на господство над всей Азией. Так Япония пришла к союзу с фашистской Германией. Во второй мировой войне эта страна воевала в составе блока фашистских государств.

Вскоре после поражения германского фашизма, капитулировала и Япония. Правивший тогда император Хирохито в новогоднем обращении по радио к нации торжественно отрекся от своего божественного происхождения. В 1989 году, после смерти Хирохито, находившегося на престоле 63 года, на престол взошел новый император – Акихито, правивший до сегодняшнего дня. Японцы свято сохраняют свои религиозные устои, хотя в наше время они играют в большей степени символическую роль. Традиционная национальная религия в сочетании с особенностями японского национального характера (менталитет) – дисциплинированностью, трудолюбием и верности государству, не помешала, а наоборот, помогла японцам совершить в послевоенные годы огромный скачек в области науки и технического прогресса и превратить свою страну в передовую, высокоразвитую и богатую державу мира.

Для синтоизма, также как и для традиционных религий Китая, характерен культ собственных семейных предков. Обычно в каждом доме последователей этих религий находится небольшой алтарь, посвященный семейным предкам и родовым божествам.

По древней традиции, когда человек умирал, его тело восемь дней сохранялось в особом помещении при храме, снаружи которого горел ритуальный огонь, а внутрь приносили еду и питьё. На похоронах исполнялись медленные танцы, сопровождаемые печальной музыкой. Затем покойника закапывали в землю (по буддийским правилам, как вы знаете, тело сжигали). В могилу вместе с останками умершего кладут еду и изображения предметов и людей, сделанных из глины (в прошлом вместе с покойным закапывали живых людей – его жену и слуг). К смерти японцы, как и китайцы, относились и относятся иначе, чем европейцы. Они воспринимают ее без трепета и ужаса как нечто неприятное, но неотвратимое.

Типичный храм в синтоизме – это большая территория, огороженная тремя оградами с высокими наружными воротами. В храме есть бассейн с водой для ритуальных омовений. Во дворе храма устанавливается гохэй – жертвенный шест с закрепленными на верху полосками бумаги. Во внутренней ограде находится главное святилище, в котором хранятся символы богини Аматэрасу: меч, зеркало, украшения из яшмы. Они символизируют мудрость, честность и сострадание. Синтоистских храмов в Японии более 60 тысяч, и они могут быть посвящены разным ками. В храмах трудятся певцы, музыканты, танцовщики. В службах используются барабаны, колокола и другие инструменты. Во время больших праздников проходят многолюдные процессии со специальными носилками, на которых выносят изображение ками данного храма.

В синтоизме существует множество древних обычаев и ритуалов. Большую роль играет обрядовая чистота. Нечистыми считаются кровь, смерть, болезнь, все гниющее и разлагающееся. Накануне праздников верующие проходят обряд очищения. Очиститься можно, пройдя ритуальное омовение в храмовом бассейне и соблюдением поста. Оскверненные предметы очищаются солью.

От древних жертвоприношений пошла традиция приносить в храм на праздники ритуальную пищу и питье (обычно рисовую водку – сакэ). Чаще жертвенную еду съедают сами прихожане, иногда оставляют в храме или сжигают.

Самые популярные синтоистские праздники – дни очищения – 30 июня и 31 декабря. Торжественно встречают день нового года – 1 января. В конце марта отмечается праздник будущего урожая риса, а в ноябре – день окончания сбора риса. В эти дни в храмы стекается множество народа. Религиозные церемонии для японцев – это дань традиции, возможность общения, новых знакомств, веселая прогулка и более ничего. Поэтому сочетание увеселительных мероприятий с богослужениями здесь никого не удивляет.

Догматика синтоизма очень проста. Обрядовая сторона в этой религии явно преобладает над догматической. Нет ясного представления о богах. Слабо развито учение о «потустороннем мире», о грехах и возмездии за грехи. Все в религии синто направлено на достижение человеческой гармонии «на этом свете», в обществе людей. Еще одна особенность синто – отсутствие развитого этического учения. Нравственность в японском обществе регулируется в большей степени конфуцианскими нормами и основана на вековой покорности и уважения к старшим, чувстве долга, самодисциплины.

 

Вопросы семинара:

1. Древнейшая японская мифология

2. Пантеон божеств в синтоизме

3. Роль синтоизма в японской истории

4. Особенности синтоистского культа

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)