|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛамаизмБуддизм распространялся из Индии на север в виде махаяны. Движение происходило через Непал, а далее в Тибет, Монголию, Китай и Японию. В древнейшие времена в Тибете существовала некая шаманская религия, которая, слившись с северным буддизмом, породила фактически новую религию, родственную с буддизмом. В европейской литературе её называют ламаизм. Третьим элементом, внесшим свой вклад в формировании ламаизма был тантризм, или ваджраяна (букв. алмазная колесница). Тантризм является сектой в индуизме и связан с почитанием многоликой женской Богини-матери, которую тантристы называют Шакти. В их представлении это божественное женское начало, являющиеся одной из аватар Шивы. Скорее всего, это направление в индуизме имеет доарийское происхождение (дравидийское). Слово тантра можно перевести как сокровенное учение или тайное знание. Тантрийский культ отличается элементами шаманства, магии, кровавыми жертвоприношениями животных и сексуальными обрядами. Секс рассматривается тантристами как форма служения Шакти. Последователи этого направления индуизма до сих пор считаются колдунами и магами, в богослужениях они используют тайные магические ритуалы, заклинания. Священное писание тантры необыкновенно объемно и включает в себя тысячи разных по содержанию и характеру мантр. Тантристы всегда старались скрыть свои религиозные тексты от посторонних глаз. Таким образом, три элемента – местная религия Тибета, махаяна и тантризм, слившись в нечто единое целое, - породили фактически новую религию, родственную буддизму. Мы не можем относить её к национальным религиям тибетцев, так как она получила в дальнейшем распространение и за пределами Тибета – в Монголии, Забайкалье, Тыве и Нижнем Поволжье среди других народов. Название ламаизм происходит от тибетского слова «лама» (букв. высший, высочайший). Лама – это учитель-наставник, монах, прошедший определенные ступени монашеского обучения. Существуют разные категории и звания тибетских лам. Ламы признают буддийские сансару, нирвану, карму, «колесо жизни», но в их учении гораздо больше мистического, потаенного. Тибетское учение о рае и аде детально разработано. Ламы верят в наступление «царства божьего» на земле, которое станет итогом последней решительной схватки сил добра с силами зла. Где-то далеко в горах, по их мнению, находится таинственная страна Шамбала, откуда явится в мир Пятый Будда – Майтрея, он и победит сатану. Тибетский буддизм отличается очень сложной обрядностью. Богослужения (хуралы) продолжительны и состоят из молитв, жертвоприношений, музыки, обрядовых танцев. Ламаистские монастыри расположены обычно высоко в горах, в труднодоступных местах. Особенностью тибетского ламаизма является также и то, что в XVI-XVII вв. на его основе было создано теократическое государство. Религиозной и политической жизнью в Тибете управляют верховные ламы: далай-лама (букв. океан знаний) и панчен-лама. Последний – наставник и учитель далай-ламы, реальной светской власти он не имеет. Оба считаются живыми воплощениями божеств. В истории Тибета 14 человек носили титул далай-ламы. С точки зрения верующих все они – один человек, воплощающийся последовательно в каждом из них. После смерти предыдущего носителя этого титула среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, находят того, в кого воплотился предыдущий лама. До 16-18 лет новый духовный вождь получает религиозное образование в монастыре, после чего занимает престол. Со времени установления коммунистического режима в Китае начинаются гонения и наступления на права тибетцев. В 1959 г. они подняли антикитайское восстание, которое было подавлено китайской армией. Нынешний Далай-лама эмигрировал в Индию, где сейчас находится его резиденция. Он Лауреат Нобелевской премии, автор книг и статей. Тибет и его столица Лхаса до сих пор находятся под китайской оккупацией, который проводит политику «китаизации» этой страны.
Буддизм в России В XVII-XVIII вв. монгольские и тибетские ламы занимались активной миссионерской деятельностью в Забайкалье и южной Сибири, где проживали буряты и тувинцы. Эти народы вели в то время кочевой образ жизни и у них были сильны традиции местного шаманизма. Из этого следует, что учение ламаизма пало на благодатную почву. В районах проживания бурятов и тувинцев возникают ламаистские монастыри (дацаны), которые совмещали в себе также функции храмов и учебных заведений. При Екатерине Великой была создана должность верховного ламы Российской империи, а его резиденцией стал самый большой в то время Гусиноозерский дацан в Забайкалье. Сейчас крупнейшим буддийским монастырем в России является Иволгинский дацан, расположенный недалеко от Улан-Удэ. В нем размещается духовное управление буддистов России. На пожертвования бурят в 1915 г. был построен буддийский храм в Санкт-Петербурге, который по распоряжению советской власти в 1919 г. Был закрыт, а в 1990 г. вновь возвращен верующим. Другой регион распространения буддизма ламаистского направления в РФ – Прикаспийские степи Нижнего Поволжья. Сюда привнесли его калмыки, народ, перекочевавший в эти места в XVI в. из Китая. Калмыки, как кочевой народ молятся в передвижных храмах, располагающихся в кибитках и называемых хурулами. До 1917 года их было около сотни. Единственное каменное строение калмыцкого хурула сохранилось в селе Тюменевка в Астраханской области. В годы советской власти калмыкам выпала тяжелая доля изгнанников, и религия предков постепенно стала ими забываться. Но сейчас в Калмыкии идет активное возрождение религиозной жизни, восстанавливаются буддийские храмы, древние традиции.
Вопросы семинара: 1. Жизнь и деятельность Будды 2. Ядро учения Будды 3. Разделение буддизма 4. Ламаизм 5. Буддизм в России
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |