|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция №4. Тема: Религии КитаяДревнейшие религии Китая Китайская цивилизация – одна из древнейших на Земле. Во многом древние китайские верования схожи с мифологическими представлениями других народов. Самые древние их формы – анимизм, фетишизм, тотемизм. Тотемами были священные животные, растения, и каждое племя имело своих животных-покровителей. Были племена, поклоняющиеся ласточке, лошади, собаке, овце и т.д. Поклонение змее в одном из племен, очевидно, со временем трансформировалось в поклонение дракону – очень популярному в Китае мифологическому персонажу. Поклонение священным животным отразилось в китайском лунном календаре, каждый из годов которого (в рамках 12-летнего цикла) посвящен определенному животному: крысе, быку, тигру, коту (кролику), дракону, змее, лошади, козе, обезьяне, петуху, собаке, свинье. Этот древний китайский календарь получил распространение в наше время и среди европейцев. Как и другие народы древности, китайцы одушевляли природу (анимизм), искали первопричину всего сущего в неком исходном духовном начале, которое представлялось им раздвоенным на светлое, активное духовное, мужское, небесное – Ян и темное, пассивное, женское, вещественное, земное – Инь. Все предметы и явления во вселенной произошли от взаимодействия Ян и Инь. В каждой вещи присутствуют эти два начала, но в разных пропорциях. У древних китайцев существовал миф о всемирном потопе. Его возникновение обычно связывают с «крутым нравом» Желтой реки – Хуанхэ. Этот архетип воспринимался китайцами не как божья кара в отличие от библейского мифа, а просто как неуправляемая водная стихия. Своеобразная черта китайских мифов – превращение в сознании китайцев мифических героев в реальных исторических деятелей прошлого – императоров, правителей, чиновников и т.д. Например, легендарному императору древности Хуан-ди причисляется изобретение топора, лука со стрелами, туфлей, одежды, фарфора, металлургии и многого другого. Вся китайская история берет начало от этого легендарного героя, жившего, по мнению китайцев с 2698 по 2598 гг. Древние китайцы поклонялись невидимым, но вездесущим духам. Боги у китайцев (и у японцев) некие бесплотные духи, живущие среди людей. Семейные предки, древние императоры, мудрецы, пророки – все они составляют китайский божественный пантеон. Китайцы часто общались с духами, поэтому в их верованиях сильны элементы шаманства и колдовства. В древней китайской религии существовала своеобразная «троица» верховных богов. Идею власти, государственности олицетворяло Небо (Тян). Второе верховное божество, тоже олицетворяющее идею власти и всеобщего предка китайцев именовалось Шань-Ди, а третье – просто Ди – государь, правитель, император, выполняющий волю Неба. Обожествление власти – важная черта истории Китая. Некоторые исследователи считают, что эти три божества в представлениях китайцев едины подобно христианской троице. А так как других богов у китайцев, по сути, нет, их религии – это вера в единого бога (монотеизм). Однако большинство исследователей считают древнюю китайскую религию политеистической и даже шаманской. То, что в древнекитайской религии мало богов объясняется рационалистическим характером китайского народа, который не очень интересовался богами, а больше реальной, земной жизнью. Даосизм Это религиозно-философское учение имеет своего основателя. Его имя – Лао-Цзы. Известно, что он родился в 604 г. до н.э. и всю свою сознательную жизнь служил чиновником – заведующим архивом. Его биография не отмечена какими-либо знаменательными событиями. Только в глубокой старости он совершил неожиданный поступок: оседлав черного буйвола, отправился в далекую западную горную страну, откуда больше не вернулся. Прямым последователем Лао-Цзы является философ Чжуан-Цзы, живший в IV в. до нашей эры, который изложил учение Лао-Цзы в совершенной поэтической форме. В основе учения даосизма лежит понятие Дао, которое может быть переведено как бог, путь, разум и слово. Оно не имеет ни формы, ни цвета, ни имени, но, оставаясь неизменным, является причиной всех изменений. Дао можно трактовать как природу, материальный мир, в этом случае философию Лао-Цзы надо будет признать материалистической, что, скорее всего, неверно. Слово-иероглиф Дао можно воспринимать и как нечто близкое к понятию бога. Закон Дао – есть божий закон вечного изменения и непостоянства. Лишь одно остаётся неизменным всегда – само Дао. Рассматривая Дао как путь и причину перемен в материальном мире, Лао-Цзы был настоящим консерватором в отношении общественной и политической жизни. Идеальный правитель должен быть бездеятелен и незаметен для народа. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. По мнению Лао-Цзы действия людей всегда становятся причиной зла, чем бы они ни мотивировались. «Кто действует – потерпит неудачу, кто чем-то владеет – потеряет. Вот почему мудрый бездеятелен и беден. Он следует естественности вещей и не действует самовольно.» «Кто бездеятелен – будет жить вечно». Можно предположить, что такая философия всегда найдет себе немало горячих поклонников. Задача человека в жизни – вслушиваться и вникать, созерцать, восхищаться природой, искать гармонии с ней. Философское учение даосизма отвергает всякое насилие. Лао-Цзы призывал платить добром за добро, быть безучастным ко злу, быть чуждым суете, сторониться лишних знаний, быть воздержанным и бережливым. Возможно, что учение Лао-Цзы так и осталось бы уникальной философской системой древности, если бы его последователи не стали превращать её в религию. Появилась легенда о «непорочном зачатии» Лао-Цзы от самого солнца, и рождение его сразу семидесятилетним стариком из левого бока матери. В конце концов, даосизм так далеко ушел от первоначальной философской основы, что его можно считать независимой от философии религией. В средние века появляются даосские храмы, устроенные по буддийскому образцу, священство, монашество, церковная иерархия. Даосы взяли на вооружение всю древнекитайскую мифологию. Из философии и религиозного учения буддизма они восприняли такие принципы, как бережное отношение к животным, многие ритуалы, учение о рае. В этой религии много волшебного и таинственного. Богослужения в храмах носят характер магических действий. Обряды связаны с волшебством и чародейством. Даосские мудрецы, как и средневековые европейские маги и чародеи, занимались алхимией, они искали «волшебный эликсир жизни», который давал бы человеку бессмертие. Они изобрели много лекарственных средств и научились применять иглоукалывание, как способ лечения многих болезней. От практики даосизма пошли различные лечебные диеты и дыхательные упражнения, гимнастические занятия и борьба Ушу. Учение даосизма сейчас очень популярно в европейских странах, США и у нас в стране, где значительная часть населения озабочена стремлением к оздоровлению, правильному гармоничному питанию, физическому и психическому самосовершенствованию. Конфуцианство В VI в. до н.э. в Китае возникла новая философия, которая со временем приобрела черты религии. У нее есть реальный основатель. Это великий мудрец древности Кун-Цзы (в европейском варианте Конфуций). Конфуций родился в 551 г. до. н.э. в княжестве Лу. Его отец был уже не молодым человеком, когда взял в жены молоденькую девушку из знатного рода. Конфуций принадлежал к знатному, но обедневшему роду. Жизнь не баловала этого человека, все, что он достигал давалось ему большим трудом. Конфуций хорошо учился в школе, и после её окончания поступил на государственную службу, сначала в качестве летописца, а затем руководителя общественных работ. Однако вскоре после разногласий с начальством молодому чиновнику пришлось покинуть родное княжество. Он некоторое время скитался, пытался найти работу в других княжествах, но в итоге вернулся на родину. Там недолгое время проработал советником правителя, но затем, из-за неурядиц, переворотов и воин в Лу вынужден был снова покинуть родные места. На чужбине он продолжал помогать советом правителям. Из биографии мудреца следует, что уже в старости от в очередной раз вернулся в княжество Лу, но отошел от государственных дел и теперь занимался только философией, писал книги. В это время у него было уже много учеников. Философ умер в 479 г. до н.э. Предание гласит что Кун-Цзы был знаком с Лао-Цзы. Кун-Цзы написал несколько философских сочинений, составивших основу конфуцианства – Девятикнижие. Первая серия этих трудов состоит из Пятикнижия: -И-цзин – книга перемен; -Шу-цзин – древняя история Китая; -Ши-цзин – книга песнопений; -Ли-цзин – книга церемоний; -Чун-цю – книга вёсен и осеней Вторая серия книг –«Четверокнижие» написана, очевидно учениками Конфуция. Она состоит из следующих книг: -Да-Сюэ – Великое учение (о самосовершенствовании человека); -Чжун-Юн – книга о середине (о соблюдении гармонии); -Лун-Юй – беседы и суждения (книга изречений Кун-Цзы); -Мэн-Цзы – учение одноименного философа, ученика и продолжателя дела Кун-Цзы. Учение Конфуция – почти исключительно учение о поведении человека, то есть нравственное учение. Ни о чем божественном в нем нет и речи. Ко всему таинственному и непознаваемому Кун-Цзы относится равнодушно. Самое главное в учении Конфуция – точно следовать всем установкам глубокой старины, до мелочей соблюдать правила жизни, выработанные веками. Обряды да и сами религии нужны не для того, чтобы соединять людей с божеством, а для упорядочения и облагораживания жизни. Главным объектом поклонения в конфуцианстве всегда оставался Ритуал, то есть выработанный древним обычаем установленный порядок, охватывающий все стороны жизни. Кун-Цзы проявлял в жизни исключительную щепетильность в том, что касалось соблюдения правил и церемоний. Он, например, никогда ни ел в неположенное время, не употреблял в пищу того, что не по правилам приготовлено или даже неправильно нарезано. Жизнь воспитанного человека в конфуцианском Китае была подчинена множеству правил этикета. Конфуцианство сделало китайцев подчеркнуто вежливыми, учтивыми и церемонными людьми. Кун-Цзы проповедовал пять основных добродетелей: верность долгу (и), мужество (ю), преданность государю (чжун), сыновью почтительность (сяо) и уважение к старшим (ли). Особое значение в конфуцианстве придается культу предков. О всяком значительном шаге в своей жизни нужно было сообщить предкам и спросить у них разрешения и благословения. Предкам приносили бескровные жертвы в виде еды, выпивки и денег. Всякий китаец больше всего боялся остаться без потомков, так как в этом случае некому было бы о нем заботиться после смерти. Самыми уважаемыми людьми в семьях китайцев были старики. Сыновний долг требовал от китайца беспрекословного подчинения родителям во всех случаях жизни.
Что касается власти и государства, то Конфуций рассматривал Китай как большую семью, в которой каждый человек должен был знать свое место, покоряться вышестоящим и исправно выполнять свои обязанности. Эта система была направлена не только на подчинение: философ учил правителей относиться к подданным как к собственным детям, заботиться о них и быть перед ними ответственным. Возникает естественный вопрос: можно ли считать учение Конфуция религией, если в нем нет ничего сверхъестественного? На него нет однозначного ответа. Конфуцианство приобретало черты религии постепенно. Последним шагом к оформлению этой философской системы в религию было обожествление ее основателя. К северу от столицы княжества Лу на берегу реки была построена гробница «совершенного мудреца». Вокруг нее возникло поселение, в котором ученики философа построили свои дома. Вскоре появились и храмы новой религии, в которых шли пышные богослужения и читались молитвы. В главном храме хранили одежду, головные уборы, книги и рукописи философа, музыкальные инструменты, на которых он играл в совершенстве. Все это со временем превратилось в предметы религиозного поклонения.
Вопросы семинара: 1. Религиозные представления древних китайцев 2. Даосизм 3. Конфуцианство
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |