АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: БУДДИЗМ

Читайте также:
  1. Буддизм
  2. Буддизм
  3. Буддизм
  4. Буддизм
  5. Буддизм
  6. Буддизм в России.
  7. Буддизм.
  8. Буддизм.
  9. В 781 году указом цэнпо (царя) Тисонга Децэна буддизм был объявлен государственной религией Тибета.
  10. Віровчення буддизму.
  11. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  12. Диффузная эндокринная система: АПУДоциты

Жизнь и деятельность Будды

Легендарным основателем буддизма считается принц одного из небольших индийских княжеств Гаутама Шакьямуни, который впоследствии и стал Буддой, т.е. «просветленным».

После рождения Гаутамы отец окружил его заботой, баловал его, стараясь создать во дворцах, где жил сын создать рай на земле. Отец решил, что сын никогда не должен узнать, что на земле существует зло и несчастья.

Принц взрослел, и когда ему исполнилось 16 лет, четыре случайные встречи изменили его жизнь. Это были встречи с глубоким стариком, с больным проказой, с похоронной процессией и странствующим монахом-отшельником. Гаутама решил немедленно бежать из мира людей с его грязью, болью и несовершенством. Он стал странником и аскетом. Он поселился в лесу рядом с такими же, как он отшельниками. Однажды тридцатипятилетний Гаутама в глубоком раздумье сидел под огромным деревом целый день, и уже глубокой ночью он увидел перед собой мысленным взором всю Вселенную, бесконечное множество миров, и все, что есть, что было и что будет. Ему открылась истина, были получены ответы на все вопросы, и причина зла и несовершенства стала абсолютно ясна. Именно в этот момент Гаутама стал Буддой. Состояние, в котором он оказался, буддисты называют «нирваной», что в переводе с санскрита означает «отсутствие паутины желаний». Как гаснет пламя в догорающем костре, когда кончаются дрова, так же угасает человеческое сознание, и он переходит в состояние нирваны. При этом им перестают владеть страсти, желания, стремления и заблуждения. В этот момент его сознание и он сам сливаются с вечностью.

В своем учении Будда перечисляет девять полчищ, которые обрушиваются на людей и с которыми необходимо духовно бороться: чувственность, недовольство, голод и жажда, зависть, лень, трусость, лицемерие, глупость, высокомерие и жажда власти.

Свои первые проповеди Будда обращал к бывшим сподвижникам – аскетам. Вскоре у него появилось множество сторонников, которые, чтобы выделяться среди людей, брили себе бороды и волосы, облачались в желто-оранжевую монашескую одежду и сами начинали проповедовать новое учение.

Уже достигнув нирваны, Гаутама посещал свой родной город. Первое его появление там было встречено без энтузиазма. Близкие, и особенно отец, тяжело переживали за то, что он нищенствует и ведет бродячую жизнь. Но постепенно он нашел понимание среди родственников и соплеменников, которые в большинстве своем стали буддистами.

Будда умер в возрасте 80 лет. В последние годы жизни он был дряхл и слаб. Он знал, что скоро умрет, но принимал судьбу спокойно и покорно, так как считал свою миссию на земле выполненной. Будда много путешествовал по Индии. И однажды, во время своего последнего путешествия он со своими учениками остановился в одной горной деревне, где местный кузнец угостил учителя свининой, которая оказалась плохо прожаренной. Вскоре гуру почувствовал себя плохо и умер. Перед смертью он просил учеников не выбирать себе нового учителя, а полностью положиться на свой опыт и знания.

Большинство исследователей считают Будду реальным лицом, жившим между 560 и 480 гг. до н.э. Официальные буддистские данные о годах его жизни существенно отличаются: 623-543 гг. до н.э. В середине 50-х гг. ХХ в. в некоторых странах Востока праздновалось 2500-летие буддизма и было принято буддийское летоисчисление, ведущееся от официальной даты смерти учителя.

Ядро учения Будды

В момент достижения нирваны Будде открылись четыре истины:

1. Жизнь – есть страдание.

2. Причина страдания в стремлении людей к наслаждению, могуществу, к материальному достатку.

3. Если человек создает страдания своей волей, то он может и прекратить их. Путь к избавлению проходит через полное уничтожение желаний и достижение просветленного состояния.

4. Для того, что бы избавиться от страдания и приблизиться к великой истине, необходимо следовать по пути соблюдения следующих правил:

- правильно распознавать причины, правильно мыслить и говорить, правильно трудиться, правильно вспоминать, правильно управлять своими физическими и психическими силами.

Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не употреблять спиртного и наркотиков. Человек должен избегать гордыни, тщеславия, эгоизма, невежества, коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить нуждающимся часть своей собственности, делиться своим опытом и знаниями. Вместе с тем буддизм не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.

Один из самых характерных символов буддизма – колесо. Это знаменитое колесо жизни. Оно символизирует вечную круговую цепь перерождений. Жизнь человека подобна колесу: он рождается чистым, свободным от страстей и желаний. Но по мере взросления он начинает стремиться к обладанию, появляются привязанность и зависть, а отсюда и все его дальнейшие беды: болезни, старение и смерть. Задача человека – вырваться из этого порочного круга. Соблюдение моральных принципов в буддизме важнее, чем поклонение Будде. Религиозную систему буддизма, несмотря на ее природное происхождение, можно назвать нравственной (этической).

Буддизм учит терпимо относиться к злу, не вмешиваться в окружающую жизнь, не бороться за правду, потому что правда относительна. Этика буддизма – пассивная этика, при которой каждый идет к совершенству сам по себе, индивидуально, не помогая и не мешая другим. Буддисты учат, что изменить нужно не мир, не общество, не государство, а прежде всего самого себя.

В буддизме нет веры в загробную жизнь. Различные боги, которые действуют в этом мире – не являются его властителями. Они – создания природы и также смертны, как и люди.

После смерти Гаутамы у него не осталось приемника. По всей Индии и за её пределами стали возникать общины буддистов. Принимались в них все желающие. Из общины можно было легко выйти и это не влекло никаких неприятных последствий. Члены общины одевались в желто-оранжевые одежды, брили голову и бороду и каждый из них, по примеру Будды, имел при себе бритву, иглу, чашку для подаяний и ситечко для питья. Жили члены общины в монастырях. На раннем этапе развития буддизма монахами могли быть и женщины, но жили они отдельными общинами и обязаны были оказывать большое почтение монахам-мужчинам.

Культа и богослужений в раннем буддизме не было. Не было поначалу буддийских святынь и храмов. Со временем святыми местами стали считаться города, села и места, где проповедовал Будда, дерево, около которого он вошел в нирвану. Особое значение стало придаваться телесным останкам и вещам Будды, среди которых наиболее почитаемыми стали волосы из бровей учителя, его ключица, пепел погребального костра, зуб, чашка для подаяний, бритва, меч, и даже его след и тень. Для этих и других святынь стали строить часовни – ступы и храмы.

В буддийских храмах можно увидеть множество скульптур, статуэток и рисунков с изображением Будды, где обычно он изображен сидящем на лотосе, с поджатыми ногами и со спокойным, сосредоточенным выражением лица.

Разделение буддизма

После смерти Будды последователи Учителя собирались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. Первый собор состоялся сразу после смерти гуру. Второй собор произошел через 100 лет. На нем возникли острые споры, и произошел раскол буддизма на два направления. Первое из них – тхеравада (или южный буддизм) стояло на позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды; второе трактовало буддизм более свободно. Последователи тхеравады – это ортодоксы, т.е. сторонники неизменного и неуклонного следования учению. В XIX в. направление южного буддизма получило дополнительное название – хинаяна (малый путь, малая колесница или узкий путь к спасению). Буддизм южного толка распространился в Шри-Ланке, Таиланде, Мьянме, Лаосе, Камбодже.

Параллельно шло складывание второго течения в буддизме – так называемого северного буддизма. Оно распространилось в Китае, Японии, Корее, Непале, Бутане, а позднее в виде ламаизма в Монголии, Тибете, Бурятии и Калмыкии. Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя исключительно правильно трактующими вероучение и относятся к южной ветви весьма презрительно. Если ранний буддизм больше похож на философскую систему, чем на религию, то Махаяна – именно религия. От южного буддизма ее отличает следующее:

1. Будда для махаянистов в большей степени бог, чем учитель мудрости и философ. Они создали сложный и пышный культ Будды.

2. Махаяна учит, что Будда – воплощение сверхчеловеческих сил и их орудие. Но он является одним из множества Будд. Их число бесконечно. В храмах махаянистов вы можете видеть до тысячи изображений Будд. В свой пантеон последователи махаяны включили богов разных стран (в том числе индуистских) и считают их воплощениями Будды.

3. В махаяне считается, что достичь нирваны может каждый человек, но для этого ему нужна помощь бодхисаттв. Это люди уже достигшие совершенства и готовые перейти в нирвану, но они остаются среди людей, чтобы указать им путь к совершенству.

4. В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.

5. В махаяне получает развитие мифология, в которой имеется учение о рае и аде, что было не свойственно раннему буддизму.

6. Община странствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей с влиятельным духовенством.

 

На родине буддизма в Индии в VI в. начинается процесс активного вытеснения буддизма индуизмом. В конечном итоге буддизм, имея первоначально большой успех, не выдержал конкуренции с более древними культами.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)