АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ИНДИИ

Читайте также:
  1. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  2. II. Национальные интересы России
  3. II. Национальные особенности менеджмента.
  4. Авраамические религии
  5. Гипотеза возникновения тотемистических верований и развития религии
  6. Государство и право Древней Индии
  7. ДЕ 2. Основные социологические теории религии
  8. ДЕ 4. Социальные функции религии
  9. ДЕ 5. Отношения религии и общества: религия и основные социальные институты общества
  10. Доводы Корана и Сунны о том, что излишество в религии строго запрещено и является путем, ведущим к погибели
  11. Доктрина информационной безопасности. Национальные интересы страны в информационной сфере, угрозы национальным интересам.
  12. Древние религии Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Иран)

Индия – страна с самым разнообразным в мире религиозным составом населения, где доминируют национальные религии. Они отличаются глубокой философской насыщенностью и имеют очень древнее происхождение. Религии Индии оказали заметное влияние на национальную психологию и социальное поведение индийцев. Они, в отличие, например от китайцев, в больше степени склонны интересоваться философской стороной явлений, при этом погружаясь в глубокий самоанализ. Их мало волнуют проблемы социальной этики и политики.

Индуизм

Индуизм является не только крупнейшей национальной религией Индии, но и мира в целом. Её исповедуют более 900 млн. человек, из них 83% населения Индии, 54% непальцев и около 10% жителей Шри Ланки. За пределами Южной Азии крупные общины индуистов проживают на острове Маврикий, Фиджи, в Южно-Африканской республике и Гайане.

Рис. Распространение индуизма в мире

Индуизм сформировался на основе древних верований арийских племен, вторгшихся в Индостан на рубеже I – II тыс. до н. э. с севера, с территории современных Ирана и Афганистана. Они отличались от местных жителей, дравидийских народов, более светлым цветом кожи и языком. Их индоевропейский язык близок к европейским языкам и современным языкам Индии. Специалисты называют его санскрит, что в буквальном переводе означает «переработанный», или «обработанный». Этот древний язык хорошо изучен и вполне понятен для чтения специалистами. Арии впоследствии оттеснили коренное население на юг полуострова и остров Шри-Ланка.

Полуостров Индостан занимает площадь более 3 млн. кв. км. В древности его районы были слабо связаны между собой. Они отделены горными хребтами, широкими реками, непроходимыми лесами. Территории отдельных племен были изолированы друг от друга, и людям казалось, что они живут в отдельном собственном пространстве. Поэтому у древних дравидов, до прихода ариев было множество богов, которые жили на своей территории, не вторгаясь на чужие. После заселения Индии арийскими племенами многие древние боги полуострова стали и арийскими божествами.

Религиозные представления древних ариев были зафиксированы в Ведах – религиозных сборниках гимнов, молитв, заклинаний. Веды – это знание, но не просто человеческое знание, как считали арии, а возникшее путем божественного откровения. Веды – это множество книг, созданных в разное время. Причем, если в большинстве религий Священное писание существует в законченном виде, то ведическое писание – сложная, открытая система, не имеющая ни начала, ни конца, ни единого центра, ни плана и композиции. Традиционно считается, что в ведической религии тридцать три высших бога, которые подразделяются на земных, атмосферных и небесных. Общее же количество богов в ведической религии доходит до трех тысяч трехсот тридцати девяти. Смысл имен некоторых ведических божеств понятен по созвучию со славянскими корнями. Например, Агню (бог огня), Вею (бог ветра), Парджанья (бог грозы, ассоциирующийся по функциям и созвучию со славянским Перуном). Современные исследователи ведического учения считают, что многие народы, в том числе и древние славяне, прошли ведический период своего развития.

За более чем тысячелетнюю историю в религиозной жизни индийцев произошли значительные изменения. В ведической религии значительно усложнился культ и вырос авторитет ведических жрецов – брахманов. К началу I тыс. н.э. окончательно сложилась так называемая кастовая религиозно-общественная система, изменился пантеон богов. Этот период в развитии национальной религии индийцев принято называть брахманизм, который является продолжением ведической традиции. Вообще для культурной и религиозной жизни Индии характерна преемственность и отсутствие резких перемен. Новые учения как бы наслаиваются на старые, сосуществуют с ними.

Самая характерная черта нового периода – это окончательное оформление деления всего общества на касты или, точнее варны. Слово «каста» происходит от португальского языка и означает род, происхождение, «варна» - из санскрита, и буквально означает цвет. В индийском обществе в соответствии с религиозными представлениями все люди делились на четыре варны: брахманы – жрецы, люди, говорившие от имени богов; кшатрии – войны; вайшьи – земледельцы; шудры - низшее сословие. За каждой из этих четырех групп людей был закреплен определенный цвет - соответственно: белый, красный, желтый и черный. Переход из одной варны в другую был невозможен, ни при каких обстоятельствах. Представители трех высших варн назывались «дваждырожденными», так как они в детстве проходили специальный обряд посвящения (второго рождения). Наиболее тяжелым он был для брахманов. Он состоял в том, что 8-10 летнего мальчика из брахманской семьи приводили в дом к учителю, повязывали ему через левое плечо «жертвенный шнур» и давали в руки страннический посох. Ученик должен был повсюду сопровождать учителя, беспрекословно слушаться его, выполнять все тяжелые работы по дому и собирать для гуру милостыню. Сложный обряд посвящения проходили также молодые кшатрии. Они учились военному делу, обращаться с оружием и участвовали в военных походах. Шудры (однорожденные) не имели права учиться письму и счету и занимались только физическим трудом. Считалось, что их удел – обслуживать высшие варны.

Но в Индии были (и есть по сей день) люди, которые стояли вне варн. Это – неприкасаемые, т.е. «нечистые» человеческие существа, любой контакт с которыми считался оскверняющим. Они жили в отдельных поселениях, выполняли самые грязные работы – собирали мусор, снимали шкуры с павших животных, месили глину для строительства, чистили выгребные ямы туалетов и т.д. Ученые предполагают, что неприкасаемые – это потомки древних жителей Индостана дравидов, которых арии не приняли в свое общество.

Последователи брахманизма деление общества на варны понимали не как узаконенное неравенство людей в обществе, а как различную степень их духовного восхождения к божественным истинам.

Важнейший элемент системы брахманизма – теория перерождений, или сансара (букв. переход, блуждание, круговорот). Согласно учению о сансаре душа человека не гибнет со смертью тела, а переселяется в иное существо. Человек может воплотиться в животное, в другого человека, в бога или демона, живущего под землей. Также и любое другое живое существо может стать человеком и даже богом. Поэтому к живой природе индийцы относились исключительно трепетно: ведь в ней живут чьи-то души.

Цепь воплощений человека зависит от его кармы (букв. деяние, поступок). Человек, как разумное существо может влиять на свою судьбу, «утяжеляя» или «облегчая» карму. Это зависит от поведения человека, от его осознанных поступков. Например, если человек был убийцей, то впоследствии он воплотится в собаку, если вором – в крысу и т.д. В дальнейшем, он может вернуться к человеческому облику и даже возродиться богом. Учение о перерождении и карме позже вошло в новую религию – буддизм, где получило дальнейшее обоснование и развитие.

В период брахманизма большое распространение получила практика аскетизма (или аскезы) – т.е. сознательного самоограничения человека, умерщвления собственной плоти. Аскеты поселялись в лесу, вдали от людей и совершали самые невероятные подвиги. Считалось, что таким образом они могут обрести сверхъестественные силы и возможности. Это был особый путь к духовному совершенству, отличный от пути, которым шли брахманы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)